Материал по ВОССОЕДИНЕНИЮ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ, КОНЦЕПЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ, а также "РУССКУЮ ЦЕРКОВЬ ХОТЯТ ПРЕВРАТИТЬ В ФИЛИАЛ АДМИНИСТРАЦИИ ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ"

см. настоящий сайт...

Объединение на Вознесение.

Газета. ру от 15 мая 2007 года


Текст: Эля Вермишева Фото: ИТАР-ТАСС

В Москву прибыла делегация РПЦЗ, чтобы в торжественной обстановке подписать документ об объединении с РПЦ. Однако сценарий воссоединения так до конца и не ясен: либо Русская церковь действительно станет единой, либо произойдет раскол в зарубежной.

Во вторник утром официальная делегация Русской православной церкви за рубежом (РПЦЗ) прилетела из Нью-Йорка в Москву для завершения процесса воссоединения с Русской православной церковью (РПЦ). При вылете из аэропорта имени Джона Кеннеди первоиерарх РПЦЗ митрополит Лавр сообщил, что летит в Москву с «чувством светлой радости». «Начиная уже с 80-х годов, настроение было такое, что нужно будет понемножку думать и что-то предпринимать. Русской православной церкви, конечно, нужно быть единой. Этого спора не может быть, конечно», – сказал он, сообщает «Интерфакс».

Помимо делегации, возглавляемой митрополитом, в Москву на подписание объединительного документа приехали певчие сводного хора, представители духовенства и паломники из США. Практически все, кто летел этим рейсом, будут участвовать в торжествах по поводу объединения церквей-сестер.

Днем в 16.30 мск в Даниловом монастыре началась встреча митрополита Лавра с патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Первоиерархи не виделись с тех пор, как в 2004 году в Москве начались переговоры об объединении. Эта встреча завершит программу первого дня визита митрополита. В среду он будет присутствовать на литургии в Даниловом монастыре, а затем посетит Донскую обитель, где поклонится мощам патриарха Тихона – последнего предстоятеля неразделенной Русской церкви. Митрополит также посетит Сретенский монастырь.

Само же подписание «Акта о каноническом общении» состоится в православный праздник Вознесения Господня 17 мая в храме Христа Спасителя.

Согласно плану, в этот день в течение всей торжественной службы будут открыты царские врата храма Христа Спасителя, что обычно бывает только в пасхальную неделю. «Миряне хотят своими глазами увидеть, как это произойдет в первый раз, когда митрополит Лавр и зарубежные священники будут вместе с нашими впервые причащаться из одной чаши», – заявил секретарь Отдела внешних церковных связей РПЦ Московского патриархата протоиерей Николай Балашов, передает «Интерфакс».

19 мая Алексий II вместе с митрополитом Лавром освятят храм Новомучеников и исповедников российских в Бутове (на этом месте в годы сталинского правления было расстреляно большое число священнослужителей). Храм первоиерархи совместно заложили три года назад. И 20 мая в Успенском соборе Кремля состоится еще одно совместное богослужение первоиерахов.

Все эти мероприятия подведут черту под трехлетним переговорным процессом о воссоединении РПЦ и РПЦЗ.

Попытки установить контакты между двумя ветвями Русской церкви с 90-х годов прошлого века предпринимались неоднократно. Но только с 2003 года встречи между делегациями стали регулярными. В течение трех последующих лет объединительный процесс набирал обороты. Сначала в России, в октябре 2004 года, высшее духовенство РПЦ, собравшись на Архиерейский собор, проголосовало за восстановление единства с Русской православной церковью за границей. А затем и за рубежом – в мае 2006 года Архиерейский собор утвердил резолюцию IV Всезарубежного собора о согласии РПЦЗ начать процесс воссоединения с РПЦ.

Правда, до принятия канонического акта, который бы официально определил новый статус РПЦЗ, тогда дело так и не дошло.

Предполагалось, что «Акт о каноническом общении» РПЦЗ и РПЦ примет Архиерейский собор зарубежной церкви в Сан-Франциско 15–19 мая 2006 года. Происходящее на соборе какое-то время оставалось неясным. Но так как одобрение документа казалось чем-то само собой разумеющимся, СМИ стали сообщать об этом еще до закрытия собора.

Однако вскоре выяснилось, что на самом деле сделано ничего не было: канонический акт был не принят, а лишь отправлен на доработку комиссий по преодолению разногласий. В итоге документ одобрили лишь в сентябре, на заседании архиерейского синода РПЦЗ в Нью-Йорке. А 7–10 декабря 2006 года состоялось расширенное заседание Архиерейского синода Русской зарубежной церкви, на котором были установлены дата и место подписания акта о каноническом общении, и подписан документ «Об итогах совместной работы Комиссий Московского патриархата и Русской зарубежной церкви». 26 декабря 2006 года и Священный синод РПЦ одобрил процедуру подписания «Акта о каноническом общении».

На каких условиях произойдет воссоединение, было обозначено год назад: зарубежная православная церковь дала понять, что видит себя «самоуправляемой частью поместной Русской церкви».

Это подразумевает совместное участие иерархов церквей в архиерейских соборах, но не предполагает никаких кадровых или административных решений, касающихся жизни друг друга. В ближайшие годы, как предполагают эксперты, административного объединения церквей не произойдет, и стороны действительно будут общаться на равных.

Но эта автономия вряд ли будет постоянной. Не исключено, что стадия самоуправления РПЦЗ не продлится дольше 10–15 лет, а после этого возможны разные сценарии, считает директор Института изучения религии в странах СНГ и Балтии Николай Митрохин. По его мнению, произойдет либо спокойное окончательное слияние, либо раскол РПЦЗ.

Вместе с тем, только договоренность об автономии РПЦЗ и позволила сгладить многие спорные вопросы, которые мешали процессу воссоединения – в том числе касающиеся недвижимости. Вопрос о спорной церковной собственности был одним из самых острых в переговорном процессе. В РПЦ, согласно приходскому уставу, собственником недвижимости православных приходов является патриархия, в РПЦЗ – прихожане. Другой расклад для прихожан РПЦЗ будет по сути покушением на ценности западного демократического общества.

Некоторые «зарубежники», не таясь, говорили об опасениях, что административное объединение приведет к тому, что у РПЦЗ отберут ее храмы – поэтому решение об автономии стало компромиссом.

Существовали и менее болезненные, хотя также принципиальные расхождения. Зарубежные православные иерархи заявляли, например, о том, что их смущает участие Московского патриархата в деятельности Всемирного совета церквей – руководящего органа экуменического движения, куда сейчас входят более 300 церквей из 100 стран мира, в основном православные и протестантские. Проблема в том, что протестантов в РПЦЗ недолюбливают, приравнивая их к сектантам.

Кстати, предстоящее объединение уже спровоцировало дробление в РПЦЗ. Часть клириков Зарубежной церкви по-прежнему опасаются, что объединение обернется просто поглощением, поэтому предпочитают уйти в раскол. И хотя большинство «зарубежников» все-таки за объединение, обстановка накануне подписания документа не самая спокойная.

Но, несмотря на все эти сложности, РПЦ и РПЦЗ нужны другу.

Московская патриархия твердо нацелена на воссоединение как на беспроигрышный вариант. Объединение, считают аналитики, даст возможность РПЦ решить серьезную геополитическую задачу – фактически иметь представительства на всей территории земного шара, а зарубежная православная церковь осознает необходимость такого шага, прекрасно понимая, что со времен первой волны эмиграции и паства РПЦЗ, и ее финансовые возможности заметно сократились. И уже очевидно, что подписание документа все же состоится.

15 МАЯ 18:15

 

Глобальная православная церковь.

Газета. ру от 17 мая 2007 года.

17 мая в православный праздник Вознесения Господня в храме Христа Спасителя состоялось подписание «Акта о каноническом общении». Сценарий воссоединения так до конца и не ясен: либо Русская церковь действительно станет единой, либо произойдет раскол в зарубежной.

В четверг утром, в православный праздник Вознесения Господня, в храме Христа Спасителя состоялось торжественное подписание Акта о каноническом общении, воссоединяющий Русскую православную церковь в России и за рубежом. Документ, содержание которого было зачитано в храме Христа Спасителя в присутствии всех собравшихся, подписали патриарх Московский и всея Руси Алексий II и первоиерарх Русской православной церкви за рубежом (РПЦЗ) митрополит Лавр.

Первым на подписание под торжественный колокольный звон прибыл митрополит Лавр, вслед за ним – Алексий II. На церемонии также присутствовал президент Владимир Путин.

Официальная делегация РПЦЗ прилетела из Нью-Йорка в Москву для завершения процесса воссоединения с РПЦ еще во вторник. Помимо делегации, возглавляемой митрополитом, в Москву на подписание объединительного документа приехали певчие сводного хора, представители духовенства и паломники из США.

В день объединения церквей-сестер в течение всей торжественной службы открыты царские врата храма Христа Спасителя, что обычно бывает только в пасхальную неделю. «Миряне хотят своими глазами увидеть, как это произойдет в первый раз, когда митрополит Лавр и зарубежные священники будут вместе с нашими впервые причащаться из одной чаши», – заявил секретарь Отдела внешних церковных связей РПЦ Московского патриархата протоиерей Николай Балашов.

19 мая Алексий II вместе с митрополитом Лавром освятят храм Новомучеников и исповедников российских в Бутове (на этом месте в годы сталинского правления было расстреляно большое число священнослужителей). Храм первоиерархи совместно заложили три года назад. И 20 мая в Успенском соборе Кремля состоится еще одно совместное богослужение первоиерахов.

Все эти мероприятия подведут черту под трехлетним переговорным процессом о воссоединении РПЦ и РПЦЗ.

Попытки установить контакты между двумя ветвями Русской церкви с 90-х годов прошлого века предпринимались неоднократно. Но только с 2003 года встречи между делегациями стали регулярными. В течение трех последующих лет объединительный процесс набирал обороты. Сначала в России, в октябре 2004 года, высшее духовенство РПЦ, собравшись на Архиерейский собор, проголосовало за восстановление единства с Русской православной церковью за границей. А затем и за рубежом – в мае 2006 года Архиерейский собор утвердил резолюцию IV Всезарубежного собора о согласии РПЦЗ начать процесс воссоединения с РПЦ.

Правда, до принятия канонического акта, который бы официально определил новый статус РПЦЗ, тогда дело так и не дошло. Предполагалось, что «Акт о каноническом общении» РПЦЗ и РПЦ примет Архиерейский собор зарубежной церкви в Сан-Франциско 15–19 мая 2006 года. Происходящее на соборе какое-то время оставалось неясным. Но так как одобрение документа казалось чем-то само собой разумеющимся, СМИ стали сообщать об этом еще до закрытия собора.

Однако вскоре выяснилось, что на самом деле сделано ничего не было: канонический акт был не принят, а лишь отправлен на доработку комиссий по преодолению разногласий. В итоге документ одобрили лишь в сентябре, на заседании архиерейского синода РПЦЗ в Нью-Йорке. А 7–10 декабря 2006 года состоялось расширенное заседание Архиерейского синода Русской зарубежной церкви, на котором были установлены дата и место подписания акта о каноническом общении и подписан документ «Об итогах совместной работы Комиссий Московского патриархата и Русской зарубежной церкви». 26 декабря 2006 года и Священный синод РПЦ одобрил процедуру подписания «Акта о каноническом общении».

На каких условиях произойдет воссоединение, было обозначено год назад: зарубежная православная церковь дала понять, что видит себя «самоуправляемой частью поместной Русской церкви».

Это подразумевает совместное участие иерархов церквей в архиерейских соборах, но не предполагает никаких кадровых или административных решений, касающихся жизни друг друга. В ближайшие годы, как предполагают эксперты, административного объединения церквей не произойдет, и стороны действительно будут общаться на равных.

Но эта автономия вряд ли будет постоянной. Не исключено, что стадия самоуправления РПЦЗ не продлится дольше 10–15 лет, а после этого возможны разные сценарии, считает директор Института изучения религии в странах СНГ и Балтии Николай Митрохин. По его мнению, произойдет либо спокойное окончательное слияние, либо раскол РПЦЗ.

Вместе с тем, только договоренность об автономии РПЦЗ и позволила сгладить многие спорные вопросы, которые мешали процессу воссоединения – в том числе касающиеся недвижимости. Вопрос о спорной церковной собственности был одним из самых острых в переговорном процессе. В РПЦ, согласно приходскому уставу, собственником недвижимости православных приходов является патриархия, в РПЦЗ – прихожане. Другой расклад для прихожан РПЦЗ будет по сути покушением на ценности западного демократического общества.

Некоторые «зарубежники», не таясь, говорили об опасениях, что административное объединение приведет к тому, что у РПЦЗ отберут ее храмы – поэтому решение об автономии стало компромиссом.

Существовали и менее болезненные, хотя также принципиальные расхождения. Зарубежные православные иерархи заявляли, например, о том, что их смущает участие Московского патриархата в деятельности Всемирного совета церквей – руководящего органа экуменического движения, куда сейчас входят более 300 церквей из 100 стран мира, в основном православные и протестантские. Проблема в том, что протестантов в РПЦЗ недолюбливают, приравнивая их к сектантам.

Кстати, предстоящее объединение уже спровоцировало дробление в РПЦЗ. Часть клириков Зарубежной церкви по-прежнему опасаются, что объединение обернется просто поглощением, поэтому предпочитают уйти в раскол. И хотя большинство «зарубежников» все-таки за объединение, обстановка накануне подписания документа не самая спокойная.

Но, несмотря на все эти сложности, РПЦ и РПЦЗ нужны другу.

Московская патриархия твердо нацелена на воссоединение как на беспроигрышный вариант. Объединение, считают аналитики, даст возможность РПЦ решить серьезную геополитическую задачу – фактически иметь представительства на всем земном шаре, а зарубежная православная церковь осознает необходимость такого шага, прекрасно понимая, что со времен первой волны эмиграции и паства РПЦЗ, и ее финансовые возможности заметно сократились.

17 МАЯ 11:07 Текст: Эля Вермишева

 

Александр Крутов: "Единение в духе открывает дорогу восстановлению исторической России" (Родина. ру от 17 мая 2007 года)

17 мая 2007 года, в праздник Вознесения Господня, в Храме Христа Спасителя состоялось подписание Акта о каноническом общении Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви. Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй и предстоятель Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ), митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр, архиереи и все духовенство Церкви в Отечестве и РПЦЗ впервые за почти 90 лет разделения причастились от одной Чаши. "Свершилось историческое событие, которого ждали долгие годы. Восстановлено единство Церкви Русской. Это торжество драгоценно для Церкви, собирающей воедино чад своих, драгоценно для всего народа нашего. Преодолеваются церковные разделения – преодолевается и унаследованное со времен революции противостояние в обществе. Укрепляется Церковь – возрождается и наше Отечество", - сказал в своей торжественной речи Алексий II.

Радостную новость прокомментировал известный политик, главный редактор журнала "Русский дом", глава Международного фонда славянской письменности и культуры, член Президиума ЦК Конгресса русских общин, депутат Госдумы Александр Крутов. Он поздравил всех русских православных людей с этим событием, заметив, что воссоединение Русской Церкви - "праздник для всех нас". "Произошло историческое событие: после стольких десятилетий разделения русский мир наконец обрел единое духовное тело. Именно православие создало и русский народ, и русскую культуру, и русское государство", - уверен Александр Крутов.

Он заявил: "Сегодня произошло объединение двух взглядов на жизнь и историю, разделенных в начале ХХ века. Тогда было разрушено отеческое государство, пало самодержавие, к власти пришли так называемые демократы и большевики. Тогда русский народ разделился в себе, разделился настолько, что занялся самоуничтожением, рухнув в пропасть братоубийственной Гражданской войны. А причиной этому стала духовная бедность и духовное разделение, народ, отойдя от Бога, начал терять внутреннюю опору".

По словам Александра Крутова, весь русский мир разделился в начале ХХ века: миллионы людей были вынуждены покинуть Родину, а оставшихся заставили под страхом наказания забыть само слово "русский", превратили в общечеловеков-интернационалистов. "Только сегодня мы, наконец, убедились в том, что этот путь губителен. И прежде всего это поняла Русская Православная Церковь. Только единство в духе может спасти нацию, спасти народ. Если сегодня мы видим, что произошло духовное единение народа, то, я уверен, настанет время, когда произойдет и воссоединение плоти исторической России в том виде, в каком она была создана потом и кровью наших предков и завещана нам и будущим поколениям русских людей", - уверен православный политик.

Александр Крутов убежден, что сегодня, в праздник Вознесения, было зафиксировано преодоление духовного разделения: "Отныне нет ни белых, ни красных, есть Русский Человек, и это самое главное. Даже президент Путин сегодня четко и ясно заявил , что православная вера – духовная основа русского мира. Построить здоровое, мощное, великое государство можно только на духовных ценностях, а предназначение России – это сохранение и защита православия. Может меняться власть и даже государственное устройства, но русское Отечество, русская Вера и русский язык останутся навсегда", - подвел итог Александр Крутов и еще раз поздравил всех со знаменательным событием – воссоединением Русской Церкви.



Обсудить в форуме .

Rambler's Top100
: Copyright 2000-2004 "Проектный центр ДОКСА"