ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ РОССИИ

Обращение к Архиерейскому Собору 3-8 октября 2004 года

ГОСУДАРСТВО И ОБРАЗОВАНИЕ

Недавние трагические события делают уже совершено очевидным, что под угрозой находится само существование нашего государства и жизнь народа. Смерть и страдания детей, которых общество оставило фактически на произвол судьбы показывает, что наше общее будущее, смысл всего нашего бытия находится под вопросом.

Под вопросом потому, что мы не знаем, кем будут наши дети, ибо в России нет стратегии развития ''не на годы, а на десятилетия вперед''. Составной частью этой стратегии должна была бы стать целостная концепция российского образования. Но ее нет, что наглядно видно при анализе Послания Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ, оглашенного 26 мая 2004 года (см. http://www.doxa.ru/analit/poslanie.htm ).

В этом Послании Президент ищет поддержки, пытается идентифицировать базовую категорию «простого народа», подобно тому, как проводят проверку личного состава подразделения, которому предстоит вынести тяжелые будни службы Родине. В воздухе повисает понимание ответственности «суворовского перехода», предстоящего обществу, а также отсутствия каких-либо лидерских потенций у правящей «элиты», пытающейся сосредоточить в своих руках контроль, фактически, над всеми ресурсами страны. Именно в этом контексте надо понимать обращение Президента к проблемам «простого человека», его желание «сконцентрироваться на задачах, затрагивающих практически каждого гражданина, каждую российскую семью», призыв к сплочению и взаимной поддержке. Понятно при этом, что на первый план выходят темы образования, жилья, здоровья, преодоления демографического спада и связанные с ними вопросы обороноспособности и безопасности граждан . То, что именно эти сферы человеческого бытия в наибольшей степени важны для «простого человека», как правило, находящегося на периферии процесса формирования и реализации политической воли, становиться понятно из текста послания Президента России.

В тоже время Президент РФ вынужден опираться на привычно несостоятельные ''идеологические'' подходы, по сути задающие современное критическое состояние общества. В практической части В.В. Путин фактически вновь озвучивает постановку вопроса, неоднократно воспроизводившуюся в течение последних десятилетий _ ''улучшение образования'', ''повышение уровня жизни'', ''каждой семье отдельную квартиру'' - и воспроизводит те же стереотипные рецепты, не раз подвергавшиеся критике, в том числе со стороны Российской академии наук. А вопрос о том, что такое образование и как его улучшить вновь остается без содержательного ответа. В конце концов, пора уже ответить: что значит ''образ жизни'' народа и как он связан с ''уровнем'' жизни и другими чисто экономическими категориями.

В отношении образования Послание выдвигает только один критерий его успешности: конкурентоспособность в условиях глобализации. Причем ''конкурентоспособность'' должна быть достигнута исключительно через ''профессионализацию'' и ''специализацию'', то есть совершенствование навыков трудовой деятельности. Между тем ''конкурентоспособность'' экономического уклада являет собой органичный синтез системы экономических отношений и образа жизни, присущего данному сообществу. Более того, в отношении образования как институциональной категории применять исключительно только критерий конкурентоспособности явно не достаточно. Образование является областью, формирующей институциональные основы жизненного уклада, обеспечивающей преемственность образа жизни, устойчивость развития общества и государства и не может быть сведена только к подготовке ''специалистов для предприятий рыночной экономики''. Категория образования имеет целостный, системный характер, и для ее осмысления нужно сформировать более полную систему стратегических критериев (причем ''конкурентоспособность'' будет только одним из них).

Для того, чтобы предотвратить переход ситуации в фазу неуправляемого ''горячего'' саморазрешения кризиса, требуется выработка и реализация целостной концепции социально-образовательной политики государства. Она должна соответствовать не интересам нынешней хищно-либеральной ''элиты'', НО ТОЛЬКО реальным нуждам народа.

ЦЕРКОВЬ И ОБРАЗОВАНИЕ

В этих условиях, когда политическая и экономическая элита не только не в состоянии сформулировать адекватную концепцию образования, внимание естественно обращается к Церкви. Ведь по сути главным делом Церкви является именно образование: то есть создание условий для соборного возрастания личности и сообщества к целостному совершенству по образу, заповеданному нам Господом. Только такое понимание образования может быть противопоставлено всеобъемлющей власти золотого тельца, стремящегося превратить школы и университеты в место жертвоприношения, как показали события в Северной Осетии, а самих нас и наших детей в подручные инструменты, управляемые ''винтики'' глобальной машины ''разделения... труда'', и не заинтересованного ни в обеспечении национальной безопасности России, ни в самом существовании Российского государства.

Идея системного сотрудничества Церкви и государства в сфере образования давно уже привлекала внимание. И работа различных групп экспертов (сосредоточившихся вокруг, с одной стороны, Координационного совета по взаимодействию Русской Православной Церкви и Министерства образования Российской Федерации, а с другой стороны - Общественно-политического экспертного совета (ОПЭС) при полномочном представителе Президента РФ в Центральном федеральном округе) по-видимому должна была обеспечить ее реализацию.

Однако главным выводом этой работы стало понимание того, что дальнейшее движение чрезвычайно осложняется отсутствием ясно сформулированной и одобренной Святейшим Патриархом и Священным Синодом общецерковной позиции по вопросу взаимодействия Русской Православной Церкви и государства в области образования, т.е. разработанной и представленной образовательной концепции Русской Православной Церкви. Отсутствие церковной позиции по вопросам образования является причиной почти полного прекращения реального, позитивного сотрудничества Церкви и светских структур в области образования.

Председатель Учебного комитета Московской Патриархии архиепископ Верейский Евгений направил 11.12.2001 г. рапорт Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию 2 с просьбой о благословении на создание особой рабочей группы, призванной сформулировать общецерковную позицию по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества в области образования и разработать образовательную концепцию Русской Православной Церкви. Это обращение было поддержано участниками заседания секции ''Церковь и государственная система образования'' десятых Рождественских образовательных чтений, состоявшихся 30 января 2002 года и констатировавших, что ''...исторически назрела необходимость выработки основополагающих принципов, определяющих взаимодействие Церкви и государства в области образования''. В заседании приняли участие известные священнослужители (в том числе владыка Евгений и архиепископ Кемеровский и Новокузнецкий Софроний; а также протоиерей Владимир Воробьев, ректор ПСТБУ; игумен Августин (Анисимов) и другие), ответственные государственные чиновники (в том числе замминистра образования Л.С.Гребнев), ученые, педагоги, представители учебных заведений и общественных организаций.

Такая рабочая группа под руководством архиепископа Верейского Евгения по благословению Святейшего Патриарха Алексия 2 была создана в начале 2002 года.

В рамках одиннадцатых Рождественских чтений 30 января 2003 года в Храме Христа Спасителя состоялось открытое заседание рабочей группы, в котором также приняли участия многие известные священнослужители и специалисты. Заседание прошло в форме ''круглого стола'', имевшего название ''Концептуальные основы образовательной деятельности Русской Православной Церкви во взаимодействии с государством''. Фактически все участники констатировали актуальность и необходимость взаимодействия Церкви и государства в области образования и объединения усилий Церкви и общества по созданию образовательной концепции Русской Православной Церкви (из 68 анкет участников круглого стола в 66 содержится подобная постановка вопроса). В то же время выступавшие констатировали отсутствие единого понимания содержания и основ построения концепции, ответственность и сложность соответствующей работы, а также то, что на сегодняшний момент у Русской Православной Церкви и представителей государственной власти нет единого понимания православного отношения к вопросу образования, а также принципов и механизма сотрудничества Церкви, государства и общества в этой сфере, хотя такое понимание насущно необходимо.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ

Мы убеждены, что образовательная концепция, о которой идет речь, не должна быть еще одним, формальным документом, эклектически соединяющим различные фрагментарные соображения и подчас субъективные воззрения. Она должна представлять концептуальное понимание основополагающих принципов образования Церкви, государства и общества, а также определять реальную стратегию взаимодействия.

Но поскольку, как показал опыт прошедших дискуссий, ни у священнослужителей, ни у светских специалистов нет ясного и целостного понимания данной темы, необходимо соборное объединение усилий и усердное делание, направленное на общее благо, на образование народа великой державы.

Вместе с тем опыт 2001-2003 годов показывает малую эффективность выбранных форм работы и, что еще более важно, отсутствие в государственных и церковных органах управления дееспособных структур и механизмов, позволяющих формировать содержательные решения важнейших проблем.

Собиравшиеся комиссии и рабочие группы лишены реальных полномочий и выхода на государственные и церковные органы, ответственные за утверждение и исполнение решений. С другой стороны, они не имеют возможности апробировать обсуждаемые концептуальные наработки на практике (что предлагалось сделать в рамках проекта ''Православие и образование''). Представители государственной власти, не желая брать на себя ответственность и будучи неспособными сами подготовить эффективные решения, предпочитают работать исключительно в формальной и бюрократической логике. А церковная иерархия в значительной степени оказывается оторвана от практических проблем мирян и общественной среды. Если подобная практика и система отношения Церкви и государства к вопросам образования сохранится и не будут выработаны адекватные механизмы противодействия разрушительным тенденциям, ситуация и в других направлениях будет развиваться в сторону жесткого кризиса, а взаимодействие Церкви, общества и государства окажется неэффективным.

В настоящий момент назрела необходимость коренного пересмотра существующей системы принятия решений и механизмов реализации по важнейшим вопросам государственной и церковной образовательной политики.

СОБОРНОЕ ДЕЛАНИЕ

В практическом отношении деятельность рабочей группы над образовательной концепцией Русской Православной Церкви необходимо продолжить. А сотрудничество Церкви, общества и государства в вопросах образования необходимо перенести на новый, ответственный уровень, где появится возможность воплотить концептуальные наработки в их сущностном аспекте. В силу сложившихся обстоятельств работа Совета по вопросам образования при Президенте РФ с непосредственным участием Президента РФ и Святейшего Патриарха позволила бы более четко сформулировать перед государством позицию Русской Православной Церкви, а также избежать различного рода политических спекуляций (направленных на выработку ''закрывающего тему'' формально-бюрократического документа, в который рискует превратиться ''образовательная концепция'').

В связи с вышесказанным представляется, что к предстоящему в октябре 2004 года Архиерейскому Собору невозможно выработать окончательный текст образовательной концепции Русской Православной Церкви, который в полной мере будет отвечать серьезности поставленного вопроса, реалиям времени и принесет действительное благо Церкви и России. Тем не менее поскольку речь идет о вопросе первостепенного общецерковного и государственного значения, мы призываем архиереев обсудить принципы, механизм и возможность создания образовательной концепции Русской Православной Церкви на Архиерейском Соборе и утвердить их соборным решением. Соответствующее обращение в июне 2004 г. мы направили Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию 2.

И. А. ЛИТВЕНЕНКО, кандидат экономических наук,

Д. Л. САПРЫКИН, кандидат философских наук,

члены рабочей группы по разработке образовательной концепции Русской Православной Церкви.

 

Обсудить в форуме.

 

Rambler's Top100
Дизайн: Метакультура Copyright 2000-2004 "Проектный центр ДОКСА"