По душам.

Страна. ру от 24 апреля 2007 г.

Заседание президиума совета по реализации приоритетных национальных проектов во вторник было посвящено школе, однако началось с того, что председательствующий первый вице-премьер Дмитрий Медведев предложил почтить память скончавшегося накануне Бориса Ельцина. В ходе заседания куратор нацпроектов выступил с рядом инициатив, в частности, предложил перевести общеобразовательные школы на подушевые принципы финансирования. По предложенной схеме учебные заведения будут получать деньги в зависимости от того, сколько в них учится детей. Кроме этого, первый вице-премьер выступил за улучшение качества школьного питания и медицинского обслуживания. Наконец, Медведев потребовал покончить с использованием пиратских компьютерных программ в школах и обеспечить все учебные заведения лицензированным "софтом". На эти цели правительство выделит до 2010 года 3,7 миллиарда рублей.

Заседание президиума Совета при президенте по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике началось с того, что председательствующий первый зампред правительства РФ Дмитрий Медведев предложил присутствующим почтить минутой молчания память первого президента России. Накануне вечером первый вице-премьер направил родным Бориса Ельцина телеграмму соболезнования. "Глубоко сопереживаю вместе с вами безвременную кончину Бориса Николаевича, которая потрясла меня и моих родных. Эта трагедия с огромной болью воспринята всеми, кто знал его в эти непростые для страны годы, - говорится в телеграмме, - Яркая насыщенная жизнь Бориса Николаевича являлась для всех нас образцом беззаветного служения Родине. Борис Николаевич сделал очень много для нашего государства и народа, оставив в истории неизгладимый след реформатора, борца, искренне стремившегося улучшить нашу жизнь".

После того, как участники заседания почтили память первого президента, они перешли к насущным делам. В первую очередь члены президиума обсуждали проблемы образования и медицинского обслуживания. Дмитрий Медведев предложил новую схему финансирования российских школ. Она заключается в переходе на нормативные подушевые принципы финансирования общего образования, что, по замыслу, будет выгодно и детям, и преподавателям. "Необходимо, и, наверное, это главное, изменить экономику общего образования - перейти на нормативные подушевые принципы финансирования", - заявил Медведев. По его словам, такой подход к финансированию общеобразовательных учреждений является "самым прогрессивными" и непременно окажет стимулирующий эффект на рост качества образования. "Школы начнут конкурировать за учащихся, а значит - привлекать талантливых педагогов и использовать передовые технологии", - отметил первый вице-премьер РФ. Помимо этого, по его мнению, работать на новых принципах финансирования "выгоднее самим педагогам", так как вырастет уровень оплаты их труда. "Самое главное, что надо сделать, это добиваться эффективной связи между увеличением оплаты труда и ростом качества образовательных услуг", - заявил Дмитрий Медведев.

Кроме этого, первый вице-премьер считает необходимым улучшить в школах качество питания и медицинского обслуживания. Он привел данные регионов, из которых следует, что "50% школ либо вообще не имеют медицинских кабинетов, либо их оснащение не соответствует даже минимальным требованиям". Медведев обратил внимание на то, что состояние здоровья школьников с каждым годом ухудшается. Чтобы улучшить ситуацию Медведев считает необходимым разработать универсальную и современную модель организации школьного питания и медицинского обслуживания. "Эта универсальная модель должна быть приспособлена к тому или иному региону", - заявил он. Первый вице-премьер подчеркнул, что "модель должна позволять эффективно задействовать бюджетные и иные средства, включая родительскую плату.

По его мнению, работу над формированием необходимой модели можно начать уже в мае текущего года , сначала - в формате пилотных проектов. Сначала разные модели будут опробованы в 21 регионе, которые победили на конкурсе по внедрению комплексных проектов модернизации образования. Кроме того, как считает Медведев, необходимо использовать позитивный опыт тех регионов, где медицинское обслуживание и школьное питание организовано должным образом. Речь идет о тех регионах, где "руководители эту проблему чувствуют и необходимая инфраструктура создана - связь с поликлиникой и сферой питания налажена неплохо", - пояснил он.

При этом Дмитрий Медведев предупредил, что реализация пилотных проектов в сфере образования не должна привести к кадровым чисткам в школьных коллективах. "Бережно нужно отнестись к сложившимся педагогическим коллективам. Ни при каких условиях и нигде пилотные проекты не должны рассматриваться как начало кадровых чисток, - заявил куратор нацпроектов. - Людьми нельзя разбрасываться!". По словам Медведева, успех образовательных проектов в 21 регионе-победителе конкурса зависит от вклада в общее дело, который внесут педагоги и родители школьников.

После этого участники заседания перешли к другой не менее насущной проблеме - обеспечению школ лицензионным программным обеспечением. На прошлой неделе Медведев уже возмущался тому, что во многих школах на компьютерах установлены пиратские программы. Теперь же, выступая на заседании президиума совета по нацпроектам, первый вице-премьер потребовал очистить все школы России от нелицензионного ПО. Причем сделать это, по мнению Медведева, возможно только в том случае, если федеральный центр и региональные власти объединят усилия. "Будем работать вместе с регионами и муниципалитетами, чтобы выстроить такую систему, которая бы позволила школам приобретать абсолютно легальное программное обеспечение по доступным ценам", - подчеркнул Медведев. Напомним, на прошлой неделе глава Мининформсвязи РФ Леонид Рейман сообщил, что его ведомство до 2010 года направит 3,7 миллиарда рублей на обеспечение российских школ лицензионными компьютерными программами.

Михаил Рубин, 24 апреля 2007

 

Выдержки из стенограммы выступления Первого заместителя Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева на заседании президиума Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, посвященном внедрению современных стандартов в сфере образования.

24 апреля 2007 года
Москва, Дом Правительства

Д.МЕДВЕДЕВ (вступительное слово): Прежде чем начать работу, предлагаю почтить память первого президента Российской Федерации Бориса Николаевича Ельцина.

Сегодня мы с вами поговорим о целом комплексе вопросов, которые возникают по национальному проекту «Образование».

И, наверное, прежде всего хотел бы остановиться на ситуации со школьным питанием и медицинским обеспечением школьников. В ближайшее время это направление в реформе образовательной сферы должно получить существенное развитие. Причины, я думаю, для всех для вас очевидны: наши дети находятся в школе больше чем полдня. И от того, как их там накормят, от того, какие навыки они там получат (в том числе и в области физической культуры), от того, насколько там будут следить за их самочувствием, будет зависеть их здоровье, здоровье, рассчитанное надолго.

А кормят детей в школах – вы знаете как. Между тем более половины обучающихся уже сегодня имеет функциональные нарушения здоровья. Причем показатели состояния здоровья детей и подростков от младших классов к старшим только ухудшаются по той статистике, которой мы сегодня располагаем. Ухудшаются даже с учетом того, что раньше ряд обследований, ряд медицинских процедур вообще не был доступен. Такие факты не могут нас не тревожить.

Нынешние школьники вступят в активную жизнь во второй декаде, во втором десятилетии нашего века. И для страны это важный демографический рубеж. В расчете на него мы строим и долгосрочные планы экономического развития, и реализуем программы по повышению рождаемости, по снижению смертности, по укреплению материнства, поддержки материнства и детства. Смысл заключается в том, чтобы передать этот потенциал в руки сильных и физически благополучных граждан. Ясно, что значимые для здоровья факторы требуется укреплять буквально со школьной скамьи. И пока что материально-технические условия для нормального питания, медицинского обслуживания учеников, для профилактических мероприятий есть далеко не везде. По отчетам самих регионов, 50% школ либо вообще не имеют медицинских кабинетов, либо их оснащение не соответствует самым минимальным требованиям.

В столовых и буфетах, с другой стороны, установлено устаревшее энергозатратное оборудование, работает не всегда квалифицированный персонал, а зачастую просто избыточный по численности. И результат, естественно, низкое качество питания. Однако нужно отдать должное, что в тех регионах, где руководители эту проблему чувствуют, необходимая инфраструктура создана, связи с поликлиникой, со сферой питания налажены неплохо.

Позитивный опыт, конечно, нужно использовать. Но на его основе мы должны разработать современную и универсальную модель организации школьного питания и медицинского обслуживания. Универсальную, но, естественно, приспособленную к тому или иному региону. Модель, которая позволяет эффективно задействовать и бюджетные средства, и иные средства, и родительскую плату.

Замечу, что в части питания такая модель должна строиться по сбалансированным научным нормам в строгом соответствии с санитарными требованиями. Соответствующую работу мы могли бы начать уже в мае этого года.

К этим вопросам самым внимательным образом должны отнестись участники наших пилотных проектов. Вы знаете, что на территории пилотных регионов будет проведена комплексная модернизация системы общего образования, и без создания хороших санитарных и бытовых условий в школах, без профилактики здоровья детей программа останется лишь программой, существующей на бумаге. В этой связи напомню, что все регионы уже приняли на себя обязательства обеспечить к 2009 году современные условия обучения не менее чем для 70% школьников. Причем – несмотря на разницу в стартовых возможностях.

Вообще с «пилотами» связан самый широкий круг вопросов. И на них я хотел бы остановиться сейчас особо. К настоящему времени конкурсные процедуры по отбору регионов-участников завершены. Были поданы 53 заявки, из них отсеялось более половины. В итоге к участию в эксперименте допущен 21 субъект Федерации. Это немало, потому что в этом 21 субъекте Федерации проживает более 4 млн школьников. Отмечу, что с самого начала мы договаривались, что готовность регионов к «пилотам» должна быть обоснована. Ведь по окончании этих проектов им потребуется перевести свои учреждения на более современные, высокие стандарты общеобразовательных услуг. На эти цели запланированы федеральные средства в бюджете – более 4 млрд рублей. Привлекаются также средства региональных бюджетов.

Теперь о том, что конкретно предстоит сделать регионам-участникам. Необходимо, и наверное это главное, изменить экономику общего образования, перейти на нормативно-подушевые принципы финансирования. В настоящий момент они рассматриваются всеми нами как самые прогрессивные и оказывают очевидный стимулирующий эффект на рост качества образования. Школы начинают конкурировать за учащихся, а значит – привлекать талантливых педагогов, использовать передовые технологии. Работать на новых финансовых принципах становится выгоднее и самим педагогам – в том числе постольку, поскольку растет уровень оплаты их труда. При всем том «пилоты» требуют очень вдумчивых программ реализации. Таких программ, которые позволят управлять возникающими здесь рисками. Самое главное, что необходимо сделать, это добиться эффективной связи между повышением оплаты труда и ростом качества образовательных услуг. И это не красивые слова. Это – главное, потому что мы неоднократно в разных сферах пытались повышать зарплату, а толку это не приносило. Пригодится здесь и опыт здравоохранения. Не секрет, что дополнительные выплаты, которые делаются сегодня и врачам, и фельдшерам, и медсестрам, не всегда становились для них стимулом к лучшей работе. На это жалуются пациенты. А если они жалуются, зачем мы тогда зарплату повышали?

Вот таких проблем не должно быть при реализации пилотных проектов в образовании и в здравоохранении тоже.

Изначально, еще на стадии разработки новых систем финансирования, нужно заложить в них ясные и конкретные методики оценки качества труда. Труда как педагогов, так и руководителей общеобразовательных учреждений. Обязательно разъяснить всем, принимающим участие в этом эксперименте, по каким правилам будет начисляться их заработная плата. Сделать понятной и осязаемой взаимосвязь между результатами работы и уровнем ее оплаты – то, о чем я сейчас сказал.

Далее. Современного стандарта образования невозможно достичь во всех школах, если эти школы сами по себе не подготовлены к его внедрению. Например, в школе, где учатся три человека, понятно, что сколько ни старайся и сколько денег ни плати, высококвалифицированный предметник в такую школу на постоянную работу не придет.

Нужны дополнительные стимулы и нужны меры по оптимизации сети.

Понятно, что отсутствие специалистов резко ухудшает качество образование. Заочными методиками (сколь бы прогрессивными они ни были и как бы активно мы их ни развивали) всех проблем не закроешь. Требуется личный контакт между учеником и учителем, а также условия для общения, для коммуникаций между самими учениками.

Все эти факторы нужно учесть при планировании сети общеобразовательных школ. Базовые условия для оптимизации этой сети сейчас формируются. При этом еще раз хотел бы подчеркнуть, что все действия региональных властей, федеральных властей по пилотным мероприятиям должны быть обязательно согласованы с людьми и обязательно объяснены им, чтобы им было понятно, ради чего это делается, какими средствами и в какой срок. Успех в реализации проектов во многом зависит и от той поддержки, которую окажут этим мероприятиям родители, попечительские советы школ – все заинтересованные люди.

Бережно нужно относиться к сложившимся педагогическим коллективам. Ни при каких условиях и нигде пилотные проекты не должны рассматриваться как начало кадровых чисток. Людьми нельзя разбрасываться. Уже сейчас нужно начать совместную работу с муниципалитетами по этому поводу. И хотя не все местные администрации в силу известных причин могут участвовать своими средствами в финансировании пилотных программ – проектные задачи у нас у всех общие. Предстоит вводить новые системы оплаты труда, организовывать переобучение. И поддержка на местах всем нам крайне необходима.

Как вы видите, пилотные проекты требуют от регионов своевременный разработки и принятия целого пакета документов. Сделать это нужно быстро и грамотно. Динамику движения к проектным целям президиум оценит уже в этом году. И если мы с вами здесь выясним, что какой-либо участник пилотного проекта только занимается закупкой оборудования и повышает зарплату, но не модернизирует саму систему общего образования – значит, мы такого участника исключим из проекта.

Рассчитываю, что Минобразование представит предложения по составу и значениям соответствующих показателей. Показатели должны быть, как и все разумные показатели, простыми и ясными. Из них должно быть ясно, какова же в итоге станет школа в будущем.

Мы подчеркивали с вами не раз, что эффективность госинвестиций является одним из принципов проектной работы по всем направлениям, которыми мы занимаемся. Должен отметить, что по нацпроектам пока внеправовых действий выявлено на порядок меньше по сравнению со стандартными расходами бюджетных ассигнований. Тем не менее важно не только соблюдать правильность казначейского исполнения. Инвестиции должны привести к реальному улучшению качества образовательных услуг.

С таких содержательных позиций мы посмотрим на еще одну тему, связанную с подключением школ к Интернету, формированием новых информационных ресурсов, а также с решением еще одной важной задачи – с обеспечением лицензионной чистоты всех программных продуктов в школах. Ясно, что контролировать эту ситуацию, да еще с федерального уровня, крайне непросто. Поэтому будем работать вместе с регионами и муниципалитетами, чтобы выстроить такую систему, которая бы позволила школам приобретать абсолютно легальное программное обеспечение по доступным ценам. Давайте обсудим, как нам это сделать, как нам ввести такого рода полноценное программное обеспечение на основе действующих лицензий, чтобы тот софт, который используется в школах, был прозрачным и лицензированным.

 

ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ МИНИСТРА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АНДРЕЯ ФУРСЕНКО от 23 октября 2006 г..

Обсудить в форуме .

 

Rambler's Top100
: Copyright 2000-2004 "Проектный центр ДОКСА"