Интернет-конференция Министра образования и науки Андрея Фурсенко

23 октября 2006 года

ВЕДУЩАЯ: Добрый день, уважаемый Андрей Александрович, уважаемые коллеги! Редакция сайта rost.ru начинает интернет-конференцию, посвященную первым итогам приоритетного национального проекта «Образование». У нас в гостях находится Министр образования и науки Российской Федерации Андрей Александрович Фурсенко, который любезно согласился ответить на вопросы нашей интернет-аудитории. Проведу пресс-конференцию я, редактор раздела «Образование» сайта rost.ru Ольга Шолохова. В течение предыдущей недели мы собирали вопросы от интернет-аудитории и представителей СМИ. В общей сложности на наш сайт поступило более 600 вопросов. Из них мы отобрали наиболее интересные и наиболее часто задаваемые. И, надеюсь, в рамках нашего мероприятия мы успеем получить ответ на большую часть из них.

А.ФУРСЕНКО: На большую часть из 600 – вряд ли…

ВЕДУЩАЯ: Из отобранных. Приступим. Первый вопрос от Симоновой Марины из Республики Удмуртия: «Уважаемый Андрей Александрович, вот уже полгода как позади с начала реализации национального проекта «Образование». Уже многое замечено и подмечено, и кому как не Вам знать и поведать нам, как же Вы сами оцениваете результаты. Многое ли удалось сделать? И что бы Вы сделали по-другому, если говорить о продолжении в 2007 году?»

А.ФУРСЕНКО: Хороший вопрос для начала. Во-первых, с чисто формальной стороны, хорошо известно, что удалось. Это конкурсы на поощрение лучших учителей, инновационных школ. 10 тыс. учителей получили гранты по 100 тыс. рублей, 3 тыс. школ получили Президентские гранты по миллиону рублей. Завершен конкурс по поддержке талантливой молодежи, более 5 тыс. ребят получили премии. Кроме того, проведен конкурс инновационных программ вузов, и в общей сложности 5 млрд рублей уйдет в вузы в этом году, еще столько же уйдет в следующем.

Обеспечивается доплата за классное руководство, то есть с материальной точки зрения, выделенные на проект деньги достаточно успешно расходуются в соответствии с графиком. При этом не просто расходуются, а оплачиваются те результаты, которые должны были быть получены.

Тем не менее я хотел бы обратить внимание, может быть, подольше отвечая на первый вопрос, о том, что произошло по национальному проекту «Образование». Я считаю, что мы обеспечили достаточно серьезный старт системным изменениям в образовании. Я хотел бы назвать три из них.

Первое. Это открытость системы образования перед обществом. Гораздо более активное участие общественных институтов, институтов гражданского общества, профессиональных союзов в развитии образования. На сегодняшний день общественность реально участвует в изменениях в системе образования.

Вторая вещь. Благодаря нацпроекту нам удалось существенно продвинуться по определению критериев – что хорошо и что плохо в системе образования. Что хорошо и что плохо, что такое хороший учитель, что такое хорошая программа развития вуза. Эти критерии удалось определить с участием образовательного сообщества, и сегодня они могут быть применены не только в рамках национального проекта.

И третье. В рамках нацпроекта удалось опробовать не только новые подходы к организации системы образования, но и к финансированию в системе образования. Это и подход к нормативно-подушевому финансированию, когда деньги выделяются не в связи с исторически сложившейся схемой, не пропорционально количеству учителей и школ, а исходя из количества учеников. Причем учитывается и норматив по сельской местности, который удваивается. Впервые за последние 20 лет в системе оплаты учителей было подчеркнуто, что оплачиваться должно не только количество часов, а существенная доплата должна производиться за воспитательную работу, за классное руководство.

Кроме этого, в рамках нацпроекта была однозначно сделана ставка на лидеров, на тех, кто способен на практике реализовывать системные изменения в системе образования. И это было сделано и, я повторяю, приносит свои плоды не только в рамках национальных проектов.

А что надо делать по-другому – я думаю, что мы должны улучшать вопросы информационного обеспечения системы образования и нацпроекта, и эта встреча направлена как раз на такое улучшение.

Есть несколько вещей, которые мы не учитывали в этом году и которые добавятся в следующем. В частности, это касается системы начального и среднего профессионального образования. Кроме этого, мы немножко отстаем по работе, связанной с подключением школ к сети Интернет, и по созданию национальных университетов. Наверное, мы недоучли, это надо учесть в будущем – важность четкого нормативного обеспечения каждого шага в реализации нацпроекта. И это мы будем менять и улучшать в 2007 году, и во всех вопросах, связанных с модернизациями в образовании в целом.

ВЕДУЩАЯ: Следующий вопрос от Коваленко Александра из города Москвы. Когда будет официально объявлен второй конкурс инновационных вузов?

А.ФУРСЕНКО: Конкурс будет объявлен после того, как будет ясно, что бюджет на этот конкурс утвержден. Мы договорились, что не будем ждать подписи Президента под законом о бюджете, а объявим конкурс после третьего чтения в Думе, когда уже, в общем, основные параметры будут утверждены. Думаю, что конкурс будет объявлен где-то в середине ноября.

ВЕДУЩАЯ: Следующий вопрос от Москалева Дмитрия Павловича из Смоленской области. Как скоро планируется обеспечить общеобразовательные учреждения современным учебным оборудованием и школьными автобусами?

А.ФУРСЕНКО: Конкурс был завершен 20 октября 2006 года, подведены итоги на заседании конкурсной комиссии. До 1 ноября планируем подписать соответствующие государственные контракты, и мы надеемся, что до 15 декабря все поставки будут осуществлены. И по оборудованию, и по автобусам.

ВЕДУЩАЯ: Вопрос от Вавиловой Юлии Борисовны из Санкт-Петербурга. Как долго будет реализовываться у нас проект «Образование» и, в частности, будут ли выплачиваться деньги классным руководителям в 2007 году?

А.ФУРСЕНКО: Сегодня уже есть проектировки бюджета на 2007–2008 годы, и там предусмотрены доплаты за классное руководство. Что же касается дальнейшего развития, то мне представляется, что через какое-то время этот компонент нацпроекта, может быть, должен каким-то образом стать просто частью всей системы поддержки развития образования в России. Может быть, он изменит форму, но сама идея доплат, дополнительной оплаты за воспитательную работу в классе будет сохранена.

При переходе на отраслевую систему оплаты, на новую систему оплаты труда, над которой мы сейчас работаем, сама идея дополнительной и достаточно высокой оплаты воспитательной работы учителя будет сохранена. Поэтому в федеральном бюджете на 2007–2008 годы эти деньги предусмотрены, в дальнейшем эта доплата будет производиться, но, может быть, в рамках каких-то других схем.

ВЕДУЩАЯ: Понятно. Спасибо, Андрей Александрович. Следующий вопрос от Сысоева Григория Ивановича из Московской области. Как Вам кажется, справились общественники с конкурсным отбором лучших школ и лучших учителей? И, продолжение вопроса, как отзываются о конкурсном отборе сами учителя?

А.ФУРСЕНКО: Я скажу свою точку зрения, хотя я считаю, что этот вопрос скорее надо задавать журналистам, потому что они являются более объективными оценщиками всего того, что произошло. Я считаю, что идея привлечения общественности к оценке лучших школ и учителей полностью себя оправдала. Было очень много скепсиса по этому вопросу. Боялись, что не будет интереса ни со стороны общественных организаций, ни со стороны тех органов образования, которые проводили эти конкурсы. Оказалось, что это не так, и, хотя у нас были поставлены определенные требования к тому, что не менее пяти общественных организаций должны были участвовать в оценке лучших школ и трех организаций – в оценке лучших учителей, эти средние цифры во всех регионах были превышены.

Сегодня и общественные организации, и представители органов образования оценивают этот эксперимент как весьма положительный и довольны тем, как это произошло. Поэтому я считаю, что получилось хорошо.

Я не буду приводить список, хотя он у меня есть, тех общественных организаций, которые принимали участие, но несколько, может быть, достаточно таких неожиданных. Например, областная общественная организация «Родители Оренбуржья», казачье общество «Всевеликое войско Донское» Волгоградской области, общественная организация «Молодежь за свободу слова» в Калининградской области. Много очень таких неожиданных, наряду с профсоюзами, с ассоциациями учителей. Поэтому, мне кажется, что это как раз начало гораздо более тесного сотрудничества образовательного сообщества с общественными организациями.

Что касается учителей, я негативных отзывов от учителей не слышал, хотя встречался за последнее время очень много, во многих регионах. Вот только за последние два месяца я посетил около десяти регионов и встречался с учителями и на Дальнем Востоке, и в Средней полосе России, и на юге – все оценивают конкурс как честный, что очень важно, и выражают готовность участвовать в нем и дальше.

Но я еще раз повторяю, что для меня, например, гораздо важнее, как конкурсы оценивает общество. Важно, чтобы оценка прозвучала от СМИ, а не от имени высокопоставленного чиновника, который за это отвечает.

ВЕДУЩАЯ: Оценка в основном положительная.

А.ФУРСЕНКО: Уже неплохо.

ВЕДУЩАЯ: Хорошо, спасибо большое. Следующий вопрос. Алена, Московская область. Имеет ли право образовательное учреждение – победитель конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, самостоятельно осуществлять выбор учреждения для повышения квалификации и курсов для своих педагогических работников на средства, выделенные им из федерального бюджета, и правомерны ли в данном случае вмешательство местных и региональных органов образования, контроль и давление с их сторон?

А.ФУРСЕНКО: Контроль за расходованием средств, конечно, правомерен, но только в части исполнения законодательства. Школы-победители имеют право в полной мере распоряжаться этими средствами в рамках нормативных документов, в том числе выбирать, на какие курсы повышения квалификации посылать своих педагогов, какое оборудование закупать. При этом надо помнить, что, во-первых, в конкурсе были определены направления расходов, на которые будут тратиться деньги, – вот этому надо следовать.

И вторая вещь – что есть общие правила закупки на бюджетные деньги. Например, тендер на сумму более чем 250 тыс. должен проводиться публично, то есть нельзя без тендеров закупать какие бы то ни было услуги, оборудование. А в принципе я считаю, что ни давление, ни какие-то искусственные ограничения для траты денег для школ устанавливаться на региональном уровне не должны.

ВЕДУЩАЯ: Ким Наталия Андреевна, Приморский край. Каков примерно бюджет конкурса учреждений среднего и начального профессионального образования и сколько будет победителей?

А.ФУРСЕНКО: Окончательный ответ на этот вопрос можно будет дать только после принятия закона о бюджете. Я могу сказать, что мы сейчас планируем, что из федерального бюджета будет выделено на эти цели в следующем году 1 млрд 800 млн рублей. При условии, что такая же сумма придет на эти цели из региональных бюджетов и (или) со стороны бизнеса. То есть в общей сложности 3,6 млрд рублей должны быть затрачены на направление «Развитие начального и среднего профессионального образования».

Мы считаем, что победителей должно быть около 60, то есть в среднем на каждый инновационный проект должно расходоваться примерно 60 млн рублей в 2007 году. В 2008–2009 годах планируем увеличение со стороны федерального бюджета до 2 млрд рублей. Предполагаем, что где-то около 200 учреждений начального и среднего профобразования будут поддержаны в рамках этого проекта. Ну а если более подробно, то мы считаем, что эти учреждения будут такими ресурсными центрами, которые станут основой для создания обновленной сети начального и среднего профобразования по всей России.

ВЕДУЩАЯ: Следующий вопрос от Лукина Василия Яковлевича. На каком этапе находится создание новых университетов?

А.ФУРСЕНКО: Все постановления Правительства подготовлены. Завтра, 24 октября, планируется заседание президиума по нацпроектам, там этот вопрос будет обсуждаться. Вчера Дмитрий Анатольевич Медведев отвечал на этот вопрос. Я могу повторить, что все сложные вопросы на данном этапе решены, и в октябре уже соответствующие решения будут приняты и работы начаты. То есть работа по созданию нацуниверситетов будет переведена в нормальное русло.

ВЕДУЩАЯ: Следующий вопрос от Кравченко Инны Леонидовны из Приморского края. Может ли нацпроект как-то поспособствовать тому, чтобы педагоги обменивались опытом? Например, проводить семинары, мастер-классы и так далее. «Когда мне говорят, что этот педагог лучший, я хочу понимать, что именно нужно освоить и мне, чтобы тоже стать лучше».

А.ФУРСЕНКО: Ну вообще это было условием проекта, что победители обязаны проводить мастер-классы, выступать на конференциях, распространять свой опыт. Я могу сказать, что в целом ряде регионов, в которых я был, это уже происходит. Инна Кравченко из Приморского края, я тоже там был, и мне руководители органов образования Приморского края говорили, что они планируют такие семинары, конференции с привлечением лучших учителей.

Одновременно мы рассчитываем, что с расширением сети Интернет программа учителей, показательные уроки этих учителей, по крайней мере материалы по ним, могут быть представлены в Интернете. Я считаю, что вопрос абсолютно справедлив. Очень важно, чтобы у учителя, у педагога, который претендует на то, чтобы действительно быть лучшим, во-первых, было понимание того, кто этот лучший, какие условия и критерии для поддержки лучших. А во-вторых, чтобы у него не было сомнений в том, что тот, кто получил награду, действительно в чем-то лучший, в чем-то действительно превосходит. Поэтому, помимо того, что я уже сказал, мы планируем способствовать созданию ассоциации учителей как по региональному принципу, так и учителей-предметников. Также планируется привлекать учителей-победителей для того, чтобы они, например, давали экспертизу на методические пособия, на учебники, чтобы они оценивали общие предложения по программам развития в сфере образования. Это будет опубликовано и на сайте Минобрнауки, и если ваш сайт проявит такое желание и согласие, то мы с удовольствием эти материалы будем размещать у вас.

ВЕДУЩАЯ: Да, безусловно, мы с удовольствием разместим. Следующий вопрос от Швецова Ивана Олеговича, Кировская область. Сколько потребуется времени до фактического появления денежных премий на личных счетах победителей всероссийских олимпиад после подписания приказа Министерства образования и науки РФ о присуждении премии для поддержки талантливой молодежи? Очень хотелось бы узнать ответ на этот вопрос, чтобы не ходить каждый день в Сбербанк и слышать: «На ваш счет перечислений не было». То есть – когда будут перечислены деньги?

А.ФУРСЕНКО: Коротко. До конца ноября все средства будут перечислены. Я могу сказать, что уже на сегодняшний день, по моей информации, примерно треть победителей – это те, приказы по кому были подписаны раньше, около месяца тому назад, – получили деньги на свои счета. Последний приказ подписан 13 октября, и до конца ноября все деньги будут на счетах победителей.

ВЕДУЩАЯ: До конца ноября. Спасибо. Снегирева Настя из Москвы спрашивает: «До появления нацпроектов много было разговоров о необходимости реформы образования. Скажите, пожалуйста, а чем все-таки отличается нацпроект от реформы образования?»

А.ФУРСЕНКО: Вообще в ответе на первый вопрос я попытался сказать об этом. Собственно говоря, это и есть модернизация образования. Я слово «реформа» стараюсь часто не употреблять, потому что под ним подразумеваются какие-то такие революционные изменения. Речь все-таки идет об эволюции, речь идет о последовательных и не ломающих все изменениях. Но как раз главный позитив нацпроекта заключался в том, что те предложения и те идеи по изменению образования начали реализовываться на практике, причем были подкреплены соответствующим материальным ресурсом. И те системные изменения, которые, как я уже сказал, начали происходить в системе образования, были предложены и задуманы ранее.

Но одно дело – предложить их теоретически, на бумаге, а другое дело – начать осуществлять на практике. Наши предложения, предложения педагогического сообщества, общественных организаций полностью подтвердились, какие-то вещи нуждаются в коррекции. Главное, что система образования, и об этом говорили все и всегда, нуждается в достаточно существенных изменениях, в совершенствовании. Вот эти изменения начали происходить.

И начали происходить с участием всех заинтересованных лиц. Я имею в виду и учителей, и педагогов, и преподавателей вузов – с одной стороны, а также заказчиков, представителей экономики, бизнеса, науки, гражданского общества. Поэтому если говорить о модернизации системы образования, то это и есть модернизация.

ВЕДУЩАЯ: Может быть, можно это платформой назвать?

А.ФУРСЕНКО: Вы знаете, возник очень мощный инструмент изменения – нацпроект. Это касается, кстати, не только образования. Ведь та же самая проблема была в таких наиболее чувствительных для всей страны областях, как здравоохранение, доступное жилье, сельское хозяйство.

И инструмент этот был использован именно для того, чтобы поддержать эти изменения и сделать их более ощутимыми. При этом я хочу напомнить, что масштаб средств, которые вкладываются в нацпроекты, не сравним с общим объемом финансирования системы образования. Он составляет, если не ошибаюсь, около 5–6% от общего консолидированного бюджета в образовании.

Но при этом, поскольку были найдены действительно такие достаточно чувствительные точки, то эти небольшие средства смогли консолидировать существенные изменения в системе образования и будут продолжать работать в этом направлении. По крайней мере, я так надеюсь.

ВЕДУЩАЯ: Спасибо, Андрей Александрович. Следующий вопрос от Замойской Татьяны Викторовны, госслужащей Иркутской области. Андрей Александрович, сейчас много говорят о модернизации системы образования в регионах. А Вы уверены, что регионам самим по силам подготовить такие масштабные проекты?

А.ФУРСЕНКО: Во-первых, я абсолютно убежден, что изменения и улучшения системы образования в России возможны только в том случае, если в этот процесс включатся все: и регионы, и муниципалитеты. Никакие реформы, никакие системы модернизации сверху реализовать невозможно в такой чувствительной сфере, как система образования.

Во-вторых, я вчера посчитал, что за два года я посетил 36 регионов. С того момента, как начался нацпроект, – как минимум 15, причем самые разные регионы. Я могу сказать, что работа в регионах ведется, и достаточно активно. Я абсолютно убежден, что регионам по силам существенно изменить систему образования и они чувствуют необходимость этого.

Нужна ли им помощь какая-то? Да, нужна. Нужна помощь со стороны коллег, партнеров из других регионов, нужна помощь со стороны федерального центра. Но я не просто убежден, я видел на практике, что предложения, которые дают регионы, весьма интересны, и для нас они тоже открывают очень много нового.

Хочу сказать, что с появлением нового Министерства образования и науки внедряется практика, при которой два раза в год по крайней мере руководители всех региональных органов образования встречаются в Москве и мы проводим такие двухдневные встречи, семинары, совещания, конференции, на которых обсуждаются самые животрепещущие вопросы. На этих встречах специалисты министерства, ученые в области образования дают свои рекомендации, раздают материалы. Одновременно в регионах сейчас проводится очень много конференций, и регионы очень быстро продвигаются вперед. Другое дело, что есть регионы, которые являются лидерами, а есть регионы, которым нужна помощь, где модернизация еще только началась.

Но и те и другие готовы сегодня представлять программы развития, и я думаю, что и те и другие вправе рассчитывать на поддержку и на помощь со стороны Федерального центра.

ВЕДУЩАЯ: Вопрос от Боржакова Валерия Георгиевича из Москвы. Включится ли крупный бизнес в реализацию нацпроекта и как Вы оцениваете активность российского бизнес-сообщества?

А.ФУРСЕНКО: Ну, я бы сказал так, что активность со стороны бизнес-сообщества оцениваю как возрастающую. Когда мы проводили конкурс инновационных программ высших учебных заведений, то треть конкурсной комиссии составляли представители бизнеса. Причем такого бизнеса, как, например, «Русский алюминий», «Газпром», «Базовый элемент», РАО ЕЭС, «Северсталь», то есть весьма известные бизнес-бренды. Были представители бизнеса в составе экспертных комиссий. И я бы сказал, что они сыграли очень важную роль в определении того, кто является лидером среди инновационных программ развития вузов.

Далее. Сегодня бизнес в лице РСПП, «Деловой России» активно участвует в разработке стандартов для профессионального образования: начального, среднего и высшего.

Третье. Вы знаете, что инициатива «Деловой России» о создании рейтингов лучших вузов – это тоже участие в определении критериев: что хорошо, что плохо.

Кроме этого, сегодня бизнес не только с идеологической точки зрения, но и с материальной участвует в реализации национальных проектов. В целом ряде регионов бизнес вкладывает деньги в развитие системы общего образования, в высшие учебные заведения. И, как я уже сказал, победители конкурса среди учреждений начального и среднего профессионального образования будут определяться в зависимости от того, насколько бизнес будет готов выделить деньги на софинансирование этих проектов.

Сегодня это уже не слова, это – абсолютно реальное участие. Я думаю, что это участие будет возрастать. Я уж не говорю о создании, скажем, бизнес-школы, о которой тоже Дмитрий Анатольевич Медведев вчера говорил. Как вы знаете, создается Московская бизнес-школа. Ни копейки бюджетных денег на этот проект не тратится – все деньги вложил бизнес.

ВЕДУЩАЯ: Спасибо большое. Следующий вопрос от Миронова Николая Константиновича из Московской области. Вопрос большой. «В Московской области учителям – победителям конкурса лучших учителей было перечислено не по 100 тыс. рублей, о которых говорится в Указе Президента № 324, а по 87 тыс. Первоначально такое уменьшение поощрения объяснялось ошибочным удержанием подоходного налога, однако до сих пор ошибка не исправлена. Более того, сейчас уменьшение суммы поощрения объясняется уже уплатой единого социального налога, при этом игнорируется письмо Минфина от 2 июня 2006 года, в котором четко и недвусмысленно разъясняется, что выплата денежного поощрения лучшим учителям не облагается единым социальным налогом. Так все-таки облагается денежное поощрение лучших учителей налогами или нет?»

А.ФУРСЕНКО: Это поощрение так же, как и любые другие выплаты, облагается подоходным налогом. Именно поэтому учителя получают со 100 тыс. вознаграждения 87 тыс. 13% – это подоходный налог, это относится ко всем видам вознаграждения, которые реализуются в России.

ВЕДУЩАЯ: Магомедова Наизат из Республики Дагестан. Почему всегда уделяют больше внимания городским школам и забывают о сельских? И почему их очень плохо обеспечивают современной новейшей техникой?

А.ФУРСЕНКО: Ну, во-первых, не согласен с вопросом. Как я уже сказал, квоты по сельским школам были удвоены. И, как результат, среди победителей более 40% – сельские школы.

Другое дело, что, к сожалению, в ряде случаев в наших сельских школах ситуация хуже, чем в городских. И поэтому вложений, которые произошли в рамках национального проекта, которые идут в рамках других проектов, не хватает для того, чтобы все сельские школы вывести на должный уровень. Эта работа будет продолжаться. В частности, например, сейчас идет подключение к Интернету. И было сказано, что все школы России будут подключены к Интернету.

При этом обязательство регионов заключается в том, чтобы в каждой школе, куда подключен Интернет, было обеспечено автоматизированное рабочее место за счет средств регионов. Такое рабочее место должно обладать всеми необходимыми параметрами, чтобы работать с широкополосным, быстрым Интернетом. Поэтому постепенно это неравенство, я надеюсь, будет ликвидироваться. Но, действительно, проблема сегодня в России есть, и все наши усилия – кстати говоря, и принятие закона о ЕГЭ, первое чтение которого прошло совсем недавно, 20 октября, – тоже направлены на то, чтобы ликвидировать какое бы то ни было неравенство между сельскими и городскими школами.

ВЕДУЩАЯ: Следующий вопрос от Иванова Л.И., Республика Саха (Якутия). Будут ли изменения в проведении аттестации педагогов в связи с изменением оплаты труда работников бюджетной сферы? То есть будет ли переаттестация?

А.ФУРСЕНКО: Во-первых, конечно, система аттестации будет меняться. Мы сейчас предлагаем новые подходы к оплате труда, и абсолютно очевидно, что эти новые подходы потребуют существенно менее формальных критериев в аттестации педагогов. Я не хочу сказать, что они сейчас абсолютно везде формальны, но я думаю, что мы должны вводить и новые критерии в том числе, при этом я хочу сказать, что часть новых критериев отработана при проведении конкурса на лучших учителей. Поэтому сейчас очень важно, чтобы образовательное сообщество, сами учителя, активно участвовали в обсуждении того, какие критерии они считают важными, какие подходы к аттестации они считают правильными.

Мы начали в рамках нацпроектов достаточно серьезное общественное обсуждение всех вопросов, связанных с образованием. Я думаю, что было бы очень здорово, чтобы и в вопросах аттестации общественность принимала максимально активное участие. Это касается и родителей, и представителей тех общественных институтов, которые сейчас включились в нацпроект «Образование». Изменения в аттестации будут, и я думаю, что уже в 2007 году мы должны начать их потихонечку внедрять.

ВЕДУЩАЯ: Следующий вопрос от семьи Горбачевых, Тульская область. Наш ребенок учится в сельской школе. В 2006 году школа участвовала в конкурсе и выиграла миллион. Надеялись на эти деньги купить автобус для детей и микроавтобус для педагогов, но администрация школы говорит, что этих пунктов нет в перечне и деньги на автобус потратить нельзя. Почему? Куда же потратить эти деньги, если никакого оборудования школе не нужно, а автобусы очень нужны?

А.ФУРСЕНКО: Это, наверное, хорошая сельская школа, если никакого оборудования не нужно, кроме автобусов. Остается только позавидовать. В конкурсе были определены статьи, на которые могли расходоваться эти деньги. Это учебное оборудование, повышение квалификации учителей, приобретение книг и методических пособий. Что касается автобусов, то в рамках нацпроекта существует другой конкурс, в котором специально деньги направлены на закупку автобусов для сельских школ.

В последнее время я не встретил ни одной школы, даже самой лучшей, которая сказала бы, что нам никакое оборудование не нужно. На самом деле современные технологии требуют достаточно серьезного переоборудования школ, и я думаю, что улучшение качества образования требует постоянного обновления методической базы и лабораторной базы каждой школы. А что касается автобусов, я еще раз говорю, есть отдельный проект. По нашим предварительным оценкам, в течение трех лет мы полностью закроем потребность сельских школ в автобусах.

ВЕДУЩАЯ: Следующий вопрос от Пономаревой Лидии Ивановны из Хабаровска. Кстати, этот вопрос часто повторяется. Скажите, пожалуйста, почему нацпроект так несправедлив по отношению к дошкольным работникам? «Работая зачастую по 12 часов без младших воспитателей, а иногда и без второго воспитателя, мы имеем нагрузку гораздо большую, чем учителя. Мы выполняем работу по воспитанию и обучению детей, зачастую – и их родителей». Кроме того, воспитателей катастрофически не хватает. Что планируется сделать для восстановления справедливого отношения к дошкольным учреждениям?

А.ФУРСЕНКО: Я уже сказал, могу еще раз повторить, что нацпроект не есть подмена всей системы поддержки образования в стране. Это небольшая ее часть. Достаточно активно обсуждались, в том числе и с представителями образовательного сообщества, вопросы о том, какие проблемы сегодня являются ключевыми для образования и на что надо обратить первоочередное внимание. Были выбраны те направления, которые сегодня поддерживаются. Вопрос поддержки дошкольного образования обсуждался. Я не исключаю, что, например, в 2008 году это направление будет включено. Но я хочу сказать, что уже сегодня целый ряд регионов своими средствами – как, собственно говоря, это должно быть по законодательству – стал одновременно с развитием нацпроекта поддерживать сферу дошкольного образования. Причем это касается как младших ребят, как создания детских садов и их развития, так и создания новых программ развития образования детей старшего дошкольного возраста. То, что называется «предшкольным образованием», которое может быть не связано с наличием или отсутствием детских садов. В данный момент в нацпроект это направление не включено. Но при этом я хочу сказать, что, например, министерство в рамках федеральной программы развития образования ведет работу по развитию, по поддержке системы дошкольного воспитания ребят.

Еще раз хочу повторить, что значительное количество регионов вкладывают свои достаточно существенные деньги в это направление. Мы, со своей стороны, готовы обеспечивать нормативную поддержку развитию дошкольного образования в стране, и ряд работ в этом направлении уже делается.

ВЕДУЩАЯ: Андрей Александрович, а вот новое направление у нас будет – модернизация комплексных проектов региональных систем образования. Они ведь могут туда включить дошкольное образование, сами регионы, в эти проекты?

А.ФУРСЕНКО: Во-первых, регионы могут включить, во-вторых, я хотел бы напомнить еще одну вещь. Сейчас принята целая программа по демографии. И в этой программе предусмотрена поддержка родителей, которые отдают детей в дошкольные учреждения, – частичная оплата. И, таким образом, через заказчика как бы – через родителей, это, возможно, поддержка дошкольных учреждений, потому что увеличивается платежеспособный спрос. Поэтому еще раз говорю, что непосредственно в национальном проекте «Образование» не присутствует поддержка дошкольного уровня, но косвенно она есть. В рамках поддержки демографического проекта это тоже есть.

ВЕДУЩАЯ: Спасибо. Моисеев Александр Матвеевич, Москва. Условия конкурсного отбора лучших школ и учителей в рамках нацпроекта, который однозначно заслуживает поддержки и развития, объективно создают некоторую дискриминацию для руководителей образовательных учреждений. Если лучшие учителя за свои признанные педагогические достижения могут получить 100 тыс. рублей, то директора школ-миллионеров лишены такого стимулирования. Точнее – могут получить его только в качестве учителей. Не предполагается ли в будущем году найти в рамках приоритетного национального проекта варианты специального стимулирования успешной управленческой работы лучших представителей директорского корпуса?

А.ФУРСЕНКО: На самом деле вопрос очень важный, и это тоже вопрос, который обсуждался неоднократно. Общий ответ такой, что невозможно учесть все в рамках конкретного проекта. Была выбрана такая схема. Когда мы говорим об изменении системы оплаты труда, то считаем крайне важным выделить материальное поощрение директоров школ, руководителей в образовании. При этом предложение заключается в том, чтобы организовать специальный муниципальный фонд стимулирования руководителей образовательных учреждений и поставить оплату труда директора школы в зависимости от средней зарплаты учителя в этой школе.

Далее. Конечно, директорам школ обидно, когда у них школа получает грант, когда учителя в их школе получают награды, а они как бы формально не могут быть награждены в рамках этих конкурсов. Но я знаю, что в целом ряде регионов руководители регионов или муниципалитетов своим решением поощряли директоров школ, которые оказывались победителями в этих конкурсах. И это справедливо. И такие возможности всегда есть.

Кроме этого, мы рассматриваем вопрос о проведении конкурса среди лучших директоров школ. У нас есть «Лучший учитель» – правильно было бы, если были бы конкурсы «Лучший директор школы». Но я хочу сказать, что директора должны соревноваться друг с другом, а не с учителями. Есть опасность: если они начнут соревноваться с учителями, может включиться некий административный ресурс и это соревнование будет не совсем честным.

ВЕДУЩАЯ: Следующий вопрос от Захаровой Любови Ивановны, Курганская область. «У нас сейчас дети разучились читать книги, в библиотеки молодежь практически не ходит, все сидят в Интернете. Зачем специально распространять эту заразу еще и через школы. Чтобы ребенок не читал «Евгения Онегина», а сразу скачивал сочинения из файлов, а потом играл в «стрелялки»?»

А.ФУРСЕНКО: Вы знаете, во-первых, Интернет – это все-таки совсем не «стрелялки». Интернет – это огромное расширение возможностей и для ребят, и для взрослых, и противопоставлять одно другому, наверное, неправильно. Во-вторых, всегда, когда посещаю школы, я иду в библиотеку. Книжки не стоят на полках, они читаются. Может быть, они читаются при подготовке к сочинениям, но у меня ощущение, что не только поэтому. Все-таки у нас вкус к чтению, к книге сохранился. При этом, конечно, важно, чтобы педагоги, родители воспитывали ребят, объясняли, что тратить время на «стрелялки» – это не самое разумное, что есть много других полезных и интересных, приятных вещей. Думаю, что если мы одновременно с предоставлением возможностей будем вести соответствующую воспитательную работу, оказывать помощь учителям в их развитии, пользовании Интернетом, то те опасности, о которых Любовь Ивановна говорит, все-таки могут быть нивелированы, пригашены.

ВЕДУЩАЯ: Спасибо большое. Следующий вопрос от Гаврилюк Анны Юрьевны, Республика Башкортостан. «Вы в 2006 году поощрили лучших учителей России. Значит, в 2007 году гранты получат те, кто поплоше, раз ничего не получили в 2006 году? Получается, что это уже не лучшие учителя России, а так, нормальные?»

А.ФУРСЕНКО: Я думаю, что в России больше чем 10 тыс. хороших учителей. Гораздо больше. У нас идет соревнование, и есть учителя, которые в этом году сочли для себя несвоевременным или неправильным подавать заявку на «Лучшего учителя». Кто-то, подав заявку, не сумел правильным образом подать себя. Потом появляются новые, молодые учителя, происходит все время какая-то ротация. Поэтому я думаю, что образование – это не застывшая система, это система, очень быстро меняющаяся, поэтому лучший учитель сегодня – это не обязательно лучший учитель завтра. А потом, как мы помним, раз в пять лет учитель может опять участвовать в конкурсе. Я думаю, что это позволит в течение всего времени, а я надеюсь, что этот конкурс станет постоянным, удерживать очень высокую планку.

ВЕДУЩАЯ: Спасибо. Вопрос от Воробьевой Светланы Ивановны из Норильска: «Дает ли какие-либо льготы почетная грамота Министерства образования и науки РФ за победу в конкурсе лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта?»

А.ФУРСЕНКО: Сегодня эта грамота – это свидетельство того, что учитель получил премию в 100 тыс. рублей. В общем, это уже само по себе довольно много значит. Поощрение – это отличительный знак, который фиксирует, кроме суммы прописью, этот факт. Никаких других смыслов этот знак отличия не несет.

ВЕДУЩАЯ: Вопрос от Бобченко Натальи Александровны, Воронежская область. «В проекте говорится о доплатах классным руководителям: если в классе более 25 человек». Неверная какая-то информация…

А.ФУРСЕНКО: Это неправильно.

ВЕДУЩАЯ: Но ведь мы как раз подходим к демографической яме, в старших классах очень трудно будет набрать такое количество детей. Не сложится ли такая ситуация, что от классного руководства в старших классах все будут просто отказываться?

А.ФУРСЕНКО: Во-первых, классному руководителю доплата производится в зависимости от количества учеников в классе, но если этих школьников не больше чем 25 человек. Есть санитарные нормы: больше чем 25 человек в классе быть не должно. Другое дело, что в ряде случаев у нас появляется. Но по положению максимальная доплата за классное руководство – это 1000 рублей, и если учеников в классе больше чем 25, то все равно они получают 1000 рублей. Это первая вещь. Тут просто, видимо, ошибочно задан вопрос.

Теперь что касается доплаты. Если в классе меньше чем 25 человек, доплата производится, но она уменьшается пропорционально количеству учеников. Мы считаем, что это справедливо, потому что руководить классом, в котором 25 учеников и 10 учеников, все-таки разные вещи. Но при этом я хочу напомнить, что мы учитывали особенности, например, сельских школ, где наполняемость классов ниже, и при этом мы договорились, что предельная наполняемость классов в сельской школе это не 25, а 14 человек. То есть это означает, что 1000 рублей платится за классное руководство, полная оплата происходит в сельской школе, если в классе не менее 14 человек.

ВЕДУЩАЯ: Спасибо большое. Вопрос от Знаменского Владимира Владимировича из Красноярского края. «Сибирский федеральный университет – это простое объединение четырех вузов или создание действительно совершенно иного университета с новым руководством и приглашенными лучшими российскими и иностранными преподавателями? В настоящее время преподаватели и студенты красноярских университетов обладают информацией о новом Сибирском федеральном университете только на уровне слухов».

А.ФУРСЕНКО: По моей информации, не на уровне слухов (потому что достаточно много встреч было со студентами, включая встречи губернатора Красноярского края Александра Геннадьевича Хлопонина, который разъяснил позицию руководства края по поводу создания нового университета), конечно, это не простое объединение четырех вузов. Это принципиально новые качества. Качества, которые позволят, во-первых, создать и запустить новые программы, обеспечить новое качество обеспеченности лабораторным оборудованием, новую организацию обучения ребят, привлечь в качестве преподавателей не только ведущих профессоров из других регионов страны, а, может быть, даже из других стран, а также представителей бизнеса. Существует подготовленная рабочей группой в Красноярске концепция развития нового университета. И в этой концепции достаточно подробно было прописано, какие новшества, какие новации предполагается в этом университете осуществить.

Сегодня в постановлении Правительства, подготовленном совместно с руководством Красноярского края нашим министерством, поставлена задача в течение трех месяцев подготовить полную программу развития Красноярского федерального университета. Я думаю, что будет правильно, если эту программу будут обсуждать еще на этапе окончательного создания представители правления университетов, представители органов правления краем, в том числе и со студентами, потому что именно этим студентам там учиться, именно они являются главными выгодополучателями, они – наиболее заинтересованные лица. Но я могу сказать сразу, что во всех тех документах, которые мы видели, ни в коем случае речь не идет о том, что будет просто арифметическое сложение вузов. Это должно быть, и это предполагается – обеспечить новое качество.

ВЕДУЩАЯ: Следующий вопрос тоже касается новых университетов. Майданников Антон Андреевич из города Свердловска интересуется, сколько всего будет новых университетов: только два – в Сибири и в Южном федеральном округе – или больше. И если больше, то в каких еще федеральных округах они появятся?

А.ФУРСЕНКО: Если говорить об этом конкретном проекте, то речь идет о двух. Но одновременно, как я уже сказал, проходят конкурсы на инновационные программы развития вузов, и победителей сегодня 17. Следующий конкурс, как я уже сказал, будет объявлен где-то во второй половине ноября, и я думаю, что по этому конкурсу появятся еще 30–35 таких вузов. Думаю, что, базируясь на опыте инновационных программ развития существующих вузов и двух таких мощных проектов создания вузов в Сибири и на юге, мы должны будем предложить для общества (не для министерства, не для Правительства) концепцию развития нашей высшей школы. Если мы увидим, базируясь на этом опыте, что наиболее эффективно создание вот таких мощных вузов в каких-то регионах, то, наверное, появятся новые проекты и новые вузы. Но для начала мы должны понять, что из этого выйдет.

ВЕДУЩАЯ: Вопрос от Сафроновой Натальи Ивановны, Республика Башкортостан. По поводу нормативной базы СПО и НПО – он повторяется, а вот второй вопрос: будут ли внесены изменения в положения о конкурсах лучших учителей и инновационных учреждений?

А.ФУРСЕНКО: Какие-то изменения точно будут. Мы набрали опыт определенный – по критериям, по тому, как проходят эти конкурсы, где это эффективно, где это недостаточно эффективно. Точно будут изменены сроки. Мы рассчитываем, что все конкурсы будут объявлены раньше, чем в прошлом году, с тем чтобы финансирование этих проектов началось раньше и чтобы уже к лету школы получили все необходимые деньги и смогли раньше осуществить закупки. Оптимально было бы, если бы закупки были закончены к новому учебному году, к 1 сентябрю. Кроме этого, наверное, будут несколько изменены критерии. Сейчас мы как раз получаем очень много предложений, мы их рассматриваем. Есть еще время, и я могу обратиться к читателям этой интернет-пресс-конференции: если есть конструктивные предложения о том, что надо изменить, мы бы с удовольствием эти предложения выслушали и учли.

ВЕДУЩАЯ: То есть перенесутся, скорее всего, на весну, потому что у нас был вопрос – я не знаю, дойдем мы до него или нет, – о том, что летом многие находятся в отпусках.

А.ФУРСЕНКО: Естественно, перенесены конкурсы на весну. Прошлый год – это было начало, и за счет выработки нормативной базы мы несколько отодвинули сроки. В этом году они будут раньше.

ВЕДУЩАЯ: Следующий вопрос от Гафиятулина Дмитрия, Приморский край. Во время визита во Владивосток Вы заявили о необходимости объединения и укрупнения вузов. Всем понятно, что ректоры не захотят терять свою власть и будут противиться процессу объединения. Готово ли министерство пойти на эти шаги и объединить вузы волевым решением?

А.ФУРСЕНКО: Во-первых, я хочу сказать, что никакой кампании по укрупнению вузов нет и быть не может. Речь идет об объективном процессе. Сегодня мы живем в условиях достаточно жесткой конкуренции не только внутри страны, но и с внешним миром. Я был на Дальнем Востоке и могу сказать, что, например, российские вузы испытывают довольно мощную конкуренцию со стороны китайских вузов, потому что уже российские студенты приглашаются в китайские вузы получать образование.

В условиях конкуренции, конечно, мы заинтересованы в том, чтобы у нас были достаточно мощные университеты с мощной материально-технической базой, с хорошим подбором преподавателей и чтобы не было внутри в России, в одном регионе, дублирования, потому что это размывает наши силы, делает нас менее конкурентоспособными. И этот процесс постоянно идет.

Ведь каждый год Правительство выпускает несколько постановлений об объединении вузов. Этот процесс идет, как правило, добровольно. Он поддерживается коллективами вузов, руководством вузов, руководством регионов. При этом существуют вузы, которые не очень большие, которые являются абсолютно конкурентоспособными. Я в пример могу привести московский физтех – небольшой вуз, но абсолютно конкурентоспособен и, насколько я знаю, ни с кем объединяться не собирается, хотя он не сравним по размеру, скажем, с МГУ.

Что касается непопулярных шагов, то, наверное, вопрос-то должен, в первую очередь, быть поставлен перед руководством вузов, насколько они ощущают свою ответственность перед студентами, перед сегодняшними и будущими, перед экономикой страны. И насколько они, ощущая эту ответственность, готовы на серьезные изменения, для того чтобы сохранить качество образования. Если они готовы, то мы, со своей стороны, готовы поддержать их для того, чтобы их вузы стали лучше. Но при этом я сразу хочу сказать, что наша задача, она была и остается: мы будем очень жестко следить за тем, чтобы качество подготовки в вузах было высоким. И вот к тем вузам, которые не отвечают этим требованиям, мы будем выставлять определенные претензии. И в случае, если они требованиям не удовлетворяют, мы будем делать замечания, отзывать лицензии – вплоть до ликвидации тех или иных вузов.

ВЕДУЩАЯ: Ясно. Спасибо большое. Вопрос от Страхова Георгия из Тулы: «Сообщаю, что деньги для классных руководителей есть по октябрь включительно. А что будет дальше?»

А.ФУРСЕНКО: Дальше все будет хорошо. Деньги перечислены уже на счета учреждений. По октябрь включительно эти деньги будут выплачиваться в ноябре. По уточненным данным, эти деньги есть на счетах Рособразования. Уточненные данные получим из регионов, все необходимые деньги для выплаты за классное руководство будут перечислены в регионы. Эти деньги зарезервированы в бюджете, никаких проблем с выплатой вознаграждений не существует.

ВЕДУЩАЯ: Прекрасно. Вопрос от Шмырева Андрея Анатольевича из Тамбовской области: «В настоящее время наше муниципальное образовательное учреждение подключено к сети Интернет. Будет ли оплачиваться наш трафик в рамках реализации приоритетного национального проекта?»

А.ФУРСЕНКО: В рамках проекта предусмотрено подключение школ к широкополосному Интернету. Это значит, что скорость прохождения, скорость подключения должна быть не ниже 128 килобит в секунду с возможностью увеличения скорости передачи данных. Сегодня в ряде школ Интернет существует, но медленный, по модемам подключенный, и в этих школах будет меняться подключение, и всем вновь подключенным школам будет обеспечена оплата трафика в течение двух лет с момента подключения.

Что касается тех образовательных учреждений, которые были подключены к быстрому Интернету с самого начала, то их этот проект не касается. Я хочу напомнить, что в принципе с самого начала проект рассматривался как ликвидация некоего, что называется, цифрового неравенства – то есть подтягивание тех школ, которые по тем или иным причинам не смогли быть подключены к Интернету.

Поэтому в том случае, о котором говорится, надо разбираться, в какой сектор эта школа попала. Может так случиться, что если это было полноценное подключение, то трафик в рамках нацпроекта оплачиваться не будет.

ВЕДУЩАЯ: А на эту тему еще очень много вопросов задается: если школа уже была подключена к Интернету, но он слабенький, модемный…

А.ФУРСЕНКО: Значит, это будет меняться, и будет соответствующая оплата нового широкополосного трафика.

ВЕДУЩАЯ: Ясно, спасибо большое. Снова вопрос об Интернете. Терещенко Евгений Александрович из Твери: в рамках нацпроекта тысячи школ подключаются к Интернету. Хорошо известно, что в Интернете много всякой информации, в том числе и такой, которой нашим детям лучше не видеть. Да и сам Интернет опасен. Во многих странах отмечены случаи интернет-зависимости. Делается ли что-нибудь, чтобы обезопасить наших детей от таких негативных аспектов компьютеризации?

А.ФУРСЕНКО: Да. Во-первых, мы разработали в рамках проектов федеральной программы развития образования систему так называемой контентной фильтрации. Эти фильтры должны ставиться при подключении Интернета в школах. То есть эти фильтры должны работать, и таким образом доступ к ресурсу, вредному для ребят, должен быть закрыт. Кроме этого, мы даем соответствующие методические пособия, как должна быть организована эта контентная фильтрация, как должна быть обеспечена защита ребят от информации, которая несовместима с задачами обучения, воспитания.

Плюс, как я уже сказал, во время подключения эти вопросы будут уже учтены. Что же касается интернет-зависимости – наверное, это все-таки вопрос к учителям и к родителям в том числе. Они должны обучая следить за тем, чтобы этой зависимости не возникало. Это и вопрос воспитания в том числе. Я думаю, что эта задача вполне решаемая, и решается во многих странах, просто об этом надо все время думать.

ВЕДУЩАЯ: Милицина Светлана Игоревна из Москвы интересуется, за какой срок школа должна потратить свой миллион и когда школы снова смогут принять участие в этом конкурсе?

А.ФУРСЕНКО: В этом году они должны потратить свой миллион и отчитаться. Ограничения на участие этих же школ в следующем году не существует – они могут участвовать. Другое дело, скорее всего, что регионы будут учитывать, кто участвовал, кто не участвовал.

ВЕДУЩАЯ: Спасибо. Вопрос по поводу того, чтобы учителя и школы предоставляли свои программы в электронном виде. Будет ли какой-нибудь ресурс создан в Интернете, где все школьные инновационные программы и все методики учителей были бы выложены в полном доступе и любой человек смог бы с ними ознакомиться?

А.ФУРСЕНКО: По вузам мы этот вопрос решили, все программы вузов помещены. По школам… Сейчас, насколько я знаю, этот вопрос решается, то есть формируется интернет-ресурс. Но тут, конечно, проблемы есть, потому что 3 тыс. школ, 10 тыс. учителей, это не так просто сделать. Я знаю, что в целом ряде регионов эти вопросы решаются на региональном уровне. Поэтому мы сейчас этим занимаемся, мы хотим сделать что-то вроде карты победителей. 40 регионов уже представили. Я думаю, что часть ресурсов будет в федеральном сайте, часть будет пролинкована, чтобы при желании или необходимости можно было выйти на соответствующие сайты. Я хочу напомнить, что одним из условий конкурса было то, чтобы каждая школа-победитель получила свой сайт. И я думаю, что на этих сайтах будут представлены соответствующие победители. Что касается учителей, то такого условия не было, но я думаю, что часть учителей сама постарается опубликовать.

ВЕДУЩАЯ: Спасибо, Андрей Александрович, за интересные ответы. Интернет-аудиторию благодарим за вопросы.

1-й КАНАЛ: Хотелось бы от частностей к общему все-таки вернуться. Полгода прошло с начала работы национального проекта. Как Вы оцениваете итоги, что удалось, что нет, и какие изменения будут вноситься дальше, что будет дальше?

А.ФУРСЕНКО: Я начал с этого. Я могу еще раз повторить, что я оцениваю итоги в целом положительно. Я считаю, что главный итог – это запуск достаточно активно системных изменений в сфере образования. Это участие общественных институтов, это выработка критериев по оценке «что хорошо» и «что плохо» в системе образования. Скорее – что хорошо и как поощрять. И, наконец, это запуск новых инструментов, новых механизмов финансирования организации в сфере образования.

Что надо менять? Мне кажется, что надо улучшить информационное обеспечение этих проектов. На сегодняшний день до сих пор и в образовании в целом, и в реализации нацпроектов существует достаточно много мифов, которые не соответствуют действительности, которые ничем материально не подкреплены, но тем не менее они время от времени вдруг всплывают.

Ну вот был такой миф, например, о том, что конкурсы на лучших учителей, на лучшие школы создадут непреодолимую вражду между учителями, между школами, что будут зависть черная, обида и борьба. Это ничем не подтверждено. Я специально занимался этим вопросом, просил дать информацию журналистов. Ничем не подтверждено. Но до сих пор этот миф существует, что отталкивает некоторых учителей, например, от участия в конкурсе. Потому что они как бы не хотят участвовать в борьбе.

Я думаю, что очень важно распространение положительного опыта. Вот те последние вопросы, которые звучали, они хоть и частные, но носят достаточно общий характер. Очень важно, чтобы опыт лучших учителей, лучших школ, лучших вузов был доступен для всех. И этому, наверное, будем уделять внимание.

Ну и, кроме этого, наверное, в еще большей степени мы должны быть ориентированы на заказчика во всех наших проектах и во всех наших направлениях. В частности, расширение нацпроекта в сферу начального и среднего профессионального образования ориентировано именно на то, чтобы дать возможность экономике, бизнесу, гражданам получить то, что требуется. Бизнесу – получить квалифицированных специалистов, а гражданам – получить хорошо оплачиваемые рабочие места после получения образования.

Эта вот привязка к результату, не к процессу, а к результату, – это то, над чем надо работать в рамках нацпроектов.

1-й КАНАЛ: Есть уже конкретные результаты? Во сколько школ Интернет проводится?

А.ФУРСЕНКО: Сегодня каждый день подключается 400 школ. До конца года будет 18 тыс. подключено. Сейчас мы анализируем, что происходит в вузах. Я могу сказать, что во всех вузах создаются новые лаборатории, новые методики. К концу года, я думаю, мы сможем предъявить эти методики и тем, кто заинтересован в них – студентам и преподавателям и вам, журналистам, – для того чтобы вы смогли убедиться в том, что действительно получен достаточно серьезный материальный результат.

Я просто хочу напомнить еще раз, что проект начался совсем недавно. Окончание конкурса на лучшие вузы, как вы знаете, было летом. То же самое по школам. Поэтому давайте подождем пару месяцев.

1-й КАНАЛ: А будут подключены профтехучилища к национальному проекту?

А.ФУРСЕНКО: Ну вот, мы же сказали, что эти 60 учреждений начального и среднего профессионального образования – это как раз и есть профтехучилища. Вопрос только в том, что мы должны создать базовые какие-то точки. Их гораздо больше. Их тысячи. А мы в лучшем случае создадим в рамках нацпроекта несколько сотен. Но уже это создаст некую опорную сеть, вокруг которой начнут возникать и развиваться и другие. Тем более что, я думаю, если бизнес убедится в том, что это эффективно, он будет вкладывать гораздо больше.

«ИЗВЕСТИЯ»: Национальный проект нацелен на поддержку лучших школ и лучших вузов. Но между тем понятно, что большинство, допустим 80–85% школ, это средние и ниже среднего уровня школы. Может, в процентах я неточна, но все-таки очень много. Я понимаю, что расчет есть на то, чтобы стремиться стать лучше. Но реалии все-таки могут опровергнуть эту надежду. Планируется ли поддержать и средние, обычные школы в рамках проекта?

А.ФУРСЕНКО: Во-первых, конкурс по закупке школьных автобусов, лабораторно-методического оборудования в рамках нацпроектов нацелен на все школы. Во-вторых, с точки зрения поддержки учителей – например, доплата за классное руководство. В-третьих, проекты комплексного развития регионов как раз нацелены на то, чтобы оказать поддержку регионам, которые берут на себя ответственность за развитие всей системы образования, не ориентируясь исключительно на лучшие школы.

По моим оценкам, сегодня в России 30–35% школ-лидеров, локомотивов, и примерно, боюсь, что процентов 30 – это школы, которые в сложном положении находятся, с точки зрения здания, оборудования и так далее. Наша задача – добиться того, чтобы эти последние по крайней мере вышли на средний уровень. Я думаю, что эта задача обозримая, мы должны добиться ее выполнения за 2–3 года.

«ВРЕМЯ НОВОСТЕЙ»: Андрей Александрович, одновременно с тем, что большинство считает, что конкурсы прошли справедливо и результаты ненадуманные, речь идет о том, что нужно менять критерии отбора. Получается, что одно несколько противоречит другому: зачем менять критерии отбора, если все прошло справедливо. А если критерии не менять, то что Вы уже считаете необходимым менять или какие предложения о перемене критериев Вы получаете?

А.ФУРСЕНКО: Во-первых, одно другому не противоречит. В рамках существующих критериев действительно прошел честный конкурс, но не все эти критерии учитываются. Например, как мы уже говорили, никак не вознаграждаются директора школ. В рамках сегодняшних критериев это актуально. Может быть, надо создать систему, в которой директора школ имели бы право на вознаграждение.

Я, пожалуй, не хотел бы обсуждать сейчас вопрос о том, что надо поменять, потому что это как раз вопросы, которые мы задали нашим партнерам, нашим коллегам в школах, в вузах. Я считаю, что от них должны были прийти предложения, но меняется не система, а учитываются те предложения, которые не были в первый раз учтены. Какие-то предложения уже поступили. Вы помните, когда мы дали в первый раз предложения? Мы дали критерии, и после этого мы не комментировали новые предложения, пока не пришло достаточно большое количество, после чего мы собрали встречи, совещания, конференции и обсудили их все вместе, с тем чтобы не давить на людей, которые дают предложения. Я думаю, что это правильно.

ВЕДУЩАЯ: Большое спасибо, Андрей Александрович.

 

Обсудить в форуме .

Rambler's Top100
: Copyright 2000-2004 "Проектный центр ДОКСА"