Прежде всего, хотелось бы отметить, что Послание Президента РФ 2007 года мы ждали с нетерпением, очень хотелось проверить свои размышления и сравнить их с позицией Главы государства. Для нас это очень важно, потому, что знаем, что Президент работает над своим Посланием всегда сам. Считаем Послание своевременным и вместе с тем историческим, ни в коем случае не завершающим. Вообще, если говорить о миссии Президента РФ Путина В.В., то в данный исторический момент она может быть реализована в полной мере.
Именно в этой связи, считаем главными следующие слова Президента России. «Хотел бы отметить, - говорит В.В. Путин, - что духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность. Убежден, общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи – когда у него есть общая система нравственных ориентиров. Когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории».
Этот вывод проходит связующей нитью через все Послание и находит свое отражение в очень сильной завершающей части Послания В.В. Путина к обществу: во-первых, это слова Президента «Каждый гражданин России должен чувствовать свою сопричастность с судьбой государства. И каждый должен иметь шанс законным образом улучшить свою собственную жизнь, преумножить трудом богатство своей Родины» . И во-вторых, это адресное обращение В.В. Путина к сообществу ответственному «ЗА СООТВЕТСТВУЮЩУЮ ВОЗМОЖНОСТЬ»: «А все те, кто занимается административной, общественной, тем более - политической работой, несут, конечно, особую ответственность. Это в полной мере относится и к находящимся в этом зале – к расширенному Правительству России, к федеральным министрам, к губернаторам, к депутатам обеих палат, к судьям, к представителям всех ветвей власти. Мы с вами должны с полной отдачей сил до последней минуты наших законных, конституционных полномочий и эффективно использовать то время, которое нам подарила судьба, чтобы послужить России». Этот посыл Президента России является последовательным и логичным выводом Послания 2006 года в котором уже был поставлен диагноз в этой части: «С переменами начала 90-х были связаны большие надежды миллионов людей, однако ни власть, ни бизнес не оправдали этих надежд... несмотря на предпринимаемые усилия, нам до сих пор не удалось устранить одно из самых серьезных препятствий на пути нашего развития - коррупцию" ...
Откровенный разговор о «отчужденности» общества и «управленческого сообщества» является главной риторикой Президента, мы убеждены, что именно это - определяющий стержень Послания Президента России 2007 года. И в подтверждение этому приводим слова В.В. Путина, который говорит, подводя своеобразный итог, как о не совсем выполненной задачи, говоря о ее выполнении как бы в будущей форме: «Убежден, наша страна только тогда займет достойное положение в мире, мы с вами только тогда сможем сохранить и нашу государственность, и суверенитет, если наши граждане будут видеть, будут чувствовать, будут уверены в том, что все усилия государства направлены на защиту их кровных интересов – на улучшение их жизни, на повышение их благосостояния и их безопасности», в тоже время , подтверждая обществу понимание этой проблемы, проблемы отсутствия должного «государственно-общественного взаимодействия» и демонстрируя готовность к ее разрешению.
Именно в этом контексте глава государства говорит о важных сферах общественной жизни, где, по его мнению, должно состояться позитивное, созидательное взаимодействие «управленческого сообщества» и общества. Президент России в этой связи обращает наше внимание на институциональный уровень государственно-общественного управления, на местное самоуправление: «Прошедший год стал первым годом действия нового закона о местном самоуправлении. Значительно расширены компетенция и возможности местных органов. В целом, считаю необходимым продолжить процесс укрепления экономических основ местного самоуправления. И в первую очередь – за счет формирования достаточной доходной базы». И далее, «Всё это, конечно, не означает, что федеральный центр снимает с себя ответственность за качество жизни в регионах. Но важно то, что система управления становится более гибкой и более близкой к людям. И что всё больше решений принимается на местах. При этом ответственность перед обществом, безусловно, несут все – все без исключения – уровни власти».
Особо выделяет Президент России в своем Послании, процесс формирования реальных правовых механизмов взаимодействия государства и общества в сфере жилищно-коммунального хозяйства, которые в его понимании не являются эффективными и требуют внимательного отношения к этой проблеме со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления. В.В. Путин подводит итог многолетней работе органов государственного управления в этой сфере: «Новый Жилищный кодекс возложил полную ответственность за содержание жилых домов на собственников. Однако в условиях хронического недофинансирования жилищного фонда в прежние десятилетия – эта нагрузка для подавляющего большинства новых собственников, для наших с вами граждан, ставших собственниками после приватизации квартир, оказалась абсолютно неподъемной». И далее: «Забюрократизированность вопросов организации товариществ собственников жилья, чрезмерная налоговая нагрузка на них, а также непосильные обязательства по ремонту – все это тормозит создание эффективных механизмов реформирования жилищно-коммунального хозяйства». «Поэтому для движения вперед необходимо изыскать дополнительные средства – хотя бы на ремонт и решение вопроса, который вообще не терпит никакого отлагательства – на расселение аварийного жилья». «Невнимание государства к этим проблемам вообще считаю аморальным. Не может страна с такими резервами, накопленными за счет нефтегазовых доходов, мириться с тем, что миллионы её граждан живут в трущобах».
Именно в контексте преодоления фактора «отчужденности» между государственной властью и обществом Президент России В.В. Путин говорит об экзамене «на доверие», экзамене по выполнению политической задачи современности, стоящей перед страной: «Это – формирование дееспособного гражданского общества. Это – строительство эффективного государства, обеспечивающего безопасность и достойную жизнь людей. Это – становление свободного и социально ответственного предпринимательства. Это – борьба с коррупцией и терроризмом, модернизация Вооруженных Сил и правоохранительных органов. Это, наконец – значимое укрепление роли России в международных делах», которая, по его мнению, и будет «отражать» уровень взаимодействия в настоящее время, «сообщества управленцев» и общества». Глава государства об этом говорит так: «Прежде всего, в результате выборов будет объективно определен уровень поддержки народом России проводимого нами с вами курса. Фактически – будет решаться вопрос о преемственности государственной политики. Ведь от того, каким станет российский парламент после 2 декабря – прямо зависит исполнение наших стратегических планов». «Подчеркну, - говорит В.В. Путин, - мы осознанно пошли на этот, по сути – революционный шаг, по-серьезному демократизировали избирательную систему. И далее, «Убежден, новый порядок выборов не только усилит влияние партий на формирование демократической власти, но и будет способствовать росту конкуренции между ними. А следовательно – будет укреплять и улучшать качество российской политической системы.»
Таким образом, о создании в России эффективного «целостного» открытого и демократического механизма государственно-общественного взаимодействия и управления Президент РФ В.В. Путин говорит как о незавершенном, но очень важным для страны и общества процессе. Кроме того, глава государства прямо обращает внимание на фундаментальные ценности, основание такого рода взаимодействия. Это «забота о русском языке и рост влияния российской культуры – это важнейший социальный и политический вопрос. Настоящее искусство несёт в себе серьезный воспитательный заряд, формирует начала патриотизма, развивает моральные и семейные ценности, уважение к труду, к старшим поколениям». А также, «решая стоящие перед нами задачи и используя при этом все самое современное, все самое новое, генерируя эту новизну, мы вместе с тем, должны и будем опираться на базовые морально-нравственные ценности, выработанные народом России за более чем тысячелетнюю свою историю».
И, наконец, содержательным итогом Послания 2004, 2005, 2006 и 2007 года считаем инициативу Президента страны В.В. Путина: «Хотел бы в этой связи поддержать инициативу об объявлении 2008 года "Годом семьи" в России. Рассчитываю, что его проведение позволит объединить усилия государства, общества, бизнеса вокруг важнейших вопросов укрепления авторитета и поддержки института семьи, базовых семейных ценностей». Именно этот «организм» В.В. Путин считает «Главным, живым и определяющим», сохранившим морально-нравственные ценности и историческую память, устоявшим в годы «лихолетья» и являющийся для настоящей и будущей России фактором устойчивости и обладающим потенциалом самоорганизации и «объединения усилий государства, общества…..».
Если обратиться к предыдущим посланиям, то Послание Президента РФ В.В. Путина 26 мая 2004 года к Федеральному собранию появилось, как ответственная попытка консолидировать общество для преодоления ясно проявившегося в последнее десятилетие институционального многоуровневого системного кризиса. Еще со времен Коммунистической партии Советского Союза, Горбачева и Ельцина, обещания улучшить образование и обеспечить «каждую семью отдельной квартирой» воспринимаются как избитые идеологические клише. В 1988 году на Пленуме ЦК посвященному выработке основополагающих принципов реформирования образования, как «системообразующей» сферы последующего реформирования страны, в первые, была сформулирована главнейшая задача, создание открытой государственно-общественной системы управления. В отношении Послания В.В.Путина у нас в 2004 году возник вопрос: сводится ли содержание Послания к такому же набору «идеологических клише» или оно является попыткой ответственного разрешения реальных проблем общества, призывом к истинному образованию России ? Характерно, что тогда выступление Президента России большинству представителей «аналитического сообщества» показалось, «скучным и заурядным», а затронутые темы «неважными». В Послании «содержательно не было сказано ничего нового». Многие «аналитики» полагали, что в выступлении Президента РФ важнее то, о чем он умолчал (например, борьба с олигархами), чем-то, что он сказал. Владимир Путин обратился к «неважным» проблемам будущего простых семей, образования, жилья и здоровья, чтобы «заполнить паузу» или «разыграть популистскую карту». С точки зрения «ведущих аналитиков», обслуживающих элиту, действительно «важные» проблемы – это проблемы их клиентов (например, отношения власти и бизнеса, идея «социальной ответственности олигархов», «чистки в МВД» и так далее). А темы «образования, здоровья и жилья для народа» привычно отходят на второй план. Именно поэтому агентство ROMIR Monitoring, осуществившее накануне выступления Президента опрос населения по поводу важнейших задач государства, забыло включить «образование» в опросный лист.
Обращение к проблемам жизни простого человека и народа ведет к необходимости рассчитывать «даже не на год, а на десятилетия вперед». При этом, на первый план выходят темы образования, жилья, здоровья и преодоления демографического спада. Однако именно эти сферы человеческого бытия в наибольшей степени важны для «простого человека», как правило, находящегося на периферии процесса формирования и реализации политической воли, именно эти процессы становятся стратегической канвой Послания Президента России 2004 года.
В тоже время, по причине отсутствия целостной концепции российского образования и прочее, Президент РФ в своем Послании 2004 года был вынужден опираться на привычно несостоятельное «идеологические» подходы, по сути задающие современное критическое состояние общества. Как мы говорили выше, категория государственно-общественного управления была впервые предложена как интегральный критерий «модернизации и реформирования» государства и общества в 1988 году. В 1992 году в Федеральный Закон «Об образовании» был введен основной принцип государственной политики в «системообразующей» области образования, принцип открытого демократического государственно-общественного управления. Но и в настоящее время, т.е. в 2007 году система демократического государственно-общественного управления не создана. Именно поэтому, в практической части Президент В.В. Путин ранее фактически озвучивал постановку вопроса, неоднократно воспроизводившуюся в течение последних десятилетий – « улучшение образования» , «повышение уровня жизни», « каждой семье отдельную квартиру» . А вопрос о том, что такое образование и как его улучшить качественно оставался на наш взгляд без содержательного ответа. Однако, Послания 2004, 2005 года и 2006, 2007 года содержат в себе, попытку самостоятельно разобраться и предложить Российскому обществу ответ на вопрос: что значит «образ жизни» народа и как он связан с «уровнем» жизни и другими чисто экономическими категориями. Президент России В.В. Путин в ежегодном Послании Федеральному Собранию 2006 года, говоря о «главном», о том, без чего утрачивают смысл любые политические и экономические достижения, отметил: «Что у нас главное? Речь действительно пойдет о любви, о женщинах, о детях. О семье. И о самой острой проблеме современной России – о демографии. Проблемы экономического и социального развития страны тесно связаны с простым вопросом: для кого мы все это делаем?». Президента России определило среднесрочный и долгосрочный вектор структурного развития и жизненно важных приоритетов для общества в целом. Если говорить об образовании, как о сфере государственного строительства, то Президентом по сути, формируется требование по созданию ранее не востребованных «элитой», реальных механизмов реализации конституционных принципов (статьи 2, 3, 18, 38 и 43 Конституции России). Выполнение вышеуказанных принципов становится возможным только в случае безусловного и ответственного выполнения органами государственной власти основного принципа государственной политики в области образования, принципа демократического государственно-общественного характера управления образованием и автономности общеобразовательного учреждения (ст. 2 ФЗ «Об образовании»). Создание механизма реального включения родительской общественности (законных представителей) в управление общеобразовательными учреждениями и в целом в российское образование можно без преувеличения назвать стратегической и тактической задачей не только модернизации российского образования, но и выполнения заявленных «Национальных проектов» и главного курса Президента России Владимира Путина на формирование гражданского общества.
Именно от того, насколько успешно будет решена эта задача, зависит, удастся ли нам убрать «завалы коррупции» и вывести экономику образования из тени, а также выстроить базовый институциональный «гражданский» уровень развития демократии в России.
Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что стратегическая линия, намеченная Президентом в Послании Федеральному собранию, соответствует важнейшим проблемам общества и его ожиданиям. Но решения предлагаемые представителями «экспертного сообщества» (проект реформы образования, дополнения к жилищному кодексу и так далее) не являются адекватными по определению. И именно поэтому, Президент России В.В. Путин определяя абсолютный государственный приоритет и выступая с инициативой: «Хотел бы в этой связи поддержать инициативу об объявлении 2008 года "Годом семьи" в России. Рассчитываю, что его проведение позволит объединить усилия государства, общества, бизнеса вокруг важнейших вопросов укрепления авторитета и поддержки института семьи, базовых семейных ценностей» , в практическом плане предлагает своему преемнику продолжить государственное строительство на основе этого фундаментального приоритета, т.е. по сути, выработать и реализовать целостную концепцию социально-образовательной политики Государства и завершить создание модели государственно-общественного управления Россией. Эта концепция должна соответствовать не столько интересам «элиты», сколько реальным нуждам народа.
См. также отчёт об общественном обсуждении Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ на сайте Общественной Палаты от 28 апреля 2007 года.