Ниже приводим текст, являющийся на наш взгляд итоговым, своего рода завершающим в дискуссии по поводу обращения академиков РАН к Президенту России по поводу угрозы "клерикализации" России..., также см. материал данного сайта: "концепция образования России"...

Норма против правила.

Два богослова обыкновенно решали, как происходить битве: каждый ли класс должен стоять за себя особенно, или все должны разделиться на две половины... Грамматики начинали прежде всех, и как только начиналась риторика, они уже бежали прочь... Потом вступала философия с черными длинными усами, а наконец и богословия в ужасных шароварах и с претолстыми шеями. Обыкновенно оканчивалось тем, что богословия побивала всех, и философия, почесывая бока, была теснима в класс и помещалась отдыхать...

Н.В. Гоголь «Вий»

«Клерикалы» и «антиклерикалы» — части одного сконструрованного политического события, их разыгранные позиции как нельзя лучше работают друг на друга. Если действующие лица не понимают, что исполняют «заказанную» пьесу, то это лишь свидетельствует в пользу того, кто стоит за их столкновением. Или над ним…

В предвыборный год наука и образование, похоже, становятся ведущими поставщиками новостей и скандалов. Масштабное обсуждение в СМИ так называемого «письма десяти академиков» и то предсказуемое разделение мнений, которое оно породило, наводит на мысль о том, что и сами явления, ставшие причиной беспокойства ученых, принадлежат отнюдь не научной, образовательной или социальной сферам.

Борьба за введение «Основ православной культуры» вступила в активную стадию около года назад. Тогда еще можно было поверить, что за пресловутой «альтернативой» зарвавшихся атеистов и идущих на компромисс верующих, за нелепым названием курса и бездарной пиар-компанией стоит необходимость, связанная с отстаиванием общественных интересов. Однако, в настоящее время конфликт этот окончательно виртуализировался. В Медиароссии развернулась «борьба клерикалов с антиклерикалами по вопросу изучения основ православия». Правила борьбы просты:

1. Если ты сомневаешься в пользе «православной культурологии», превращающей «Основы Православного вероучения» в некий «нормальный курс мировой и русской культуры, ничем не похожий на "Закон Божий"» , с целью «воспитания конкретных людей в конкретной стране» , — то обязан считаться светским антиклерикалом.

2. Если ты преподаешь светскую науку, — то обязан бороться с клерикализацией, так как это является частью научной практики.

3. Наконец, если ты стоишь за православное вероучение, то просто обязан бороться за введение курса православной культурологии и кафедр теологии. В противном случае – см. пункт первый.

«Клерикалы» вдохновенно парируют обвинения в клерикализации науки, уверяя, что "православная культурология", в отличие от Закона Божия, не противоречит Основному Закону РФ. Между тем, «клерикалы» и «антиклерикалы» — части одного сконструрованного политического события, их разыгранные позиции как нельзя лучше работают друг на друга. Если действующие лица не понимают, что исполняют «заказанную» пьесу, то это лишь свидетельствует в пользу того, кто стоит за их столкновением. Или над ним…

Антиклерикальное восстание ученых началось вовсе не с «письма академиков» , а с «революции» студентов-социологов МГУ . «Революция» началась весной этого года и выглядела как своего рода «68-й наоборот». Восстания 68-го были направлены на разоблачение мнимой «аполитичности», «непредвзятости», «схоластичности» академического Разума, и были первыми поминками по Просвещению. Историко-политическая плоть Настоящего поднялась тогда против безжизненной и лицемерной Aeternitas просвещенческого Университета. Однако, дети «нулевых» не похожи на детей «шестидесятых» — их цели совсем иные. Они намеренно разоблачают и без того нескрываемую веру и политическую позицию современного homo academicus'a, призывая защитить поруганную честь Университета, этого главного памятника Модерна. Во имя реставрации престижа «чистой», неангажированной, науки они отстаивают все те же модернистские идеалы — Личность, Свободу, и делают это теми же – «демократическими» методами.

Если сравнить действия этих «антиклерикалов» с действиями полит-православных «клерикалов», то нельзя не заметить, что первые, в отличие от вторых, преследуют консервативные цели: они консервируют Просвещение, его останки – и делают это в той области, где им созданы институциональные, «несущие конструкции». Они реконструируют традиционные ценности, присущие академическим институтам sui generis. «Клерикалы» же, напротив, либеральными методами приспосабливают «православное вероучение» к современным реалиям, всячески уверяя, что это совсем не «Закон Божий», не пропаганда Православия и не разжигание межрелигиозной вражды.

В современной ситуации, когда сама идея Школы и Университета переживает вполне закономерный, фундаментальный кризис и испытывает мощнейшую необходимость в легитимации (без которой нет и не может быть самого образования); когда модернистские схоластические и политические нормы перестали быть легитимирующими инстанциями; когда в основании просвещенческих дисциплин обнаруживаются «традиционные» измерения, Православие подается в качестве частного аспекта другого частного аспекта с единственной целью – хоть как-то худо-бедно представить его в системе современного образования на правах особого «мировоззрения» или «системы взглядов», на правах «нормальной» культурологии. На нормативном уровне ему не находится места ни в одной из гуманитарных наук (не говоря уже о точных и естественных).

Поэтому сторонникам преподавания Православия необходимо прежде превратить его в некое подобие просвещенческой «дисциплины». Сторонники ОПК не задумываются о том, что препарируемый ими «предмет» в принципе не совместим с системой специализированных областей с их внутренними нормами, которые выделились из единой средневековой scientia и составили новый органон европейской науки. По этой причине в русском Православии нет и не могло быть самобытной отечественной образовательной традиции; образцы ее и само институциональное и дисциплинарное устройство неизбежно должно было быть заимствовано у Просвещенческого разума.

Школа и Университет – европейские по происхождению, по структуре и по сути институты, являющиеся центральными и наиболее символичными «изобретениями» проекта Модерн. Причем церковная («клерикальная») догматика в Школе и теология в Университете были (и остаются по сей день!) неотъемлемой частью этих институтов, присутствуя в качестве светского культурологического «просвещенного», а в высших учебных заведениях – сугубо логического нормативного знания, столь характерного для католической и особенно протестантской традиций. Преподавание христианской истории и культуры в немецких гимназиях является органичной частью их религиозной традиции и одновременно частью дисциплинарной и образовательной практики.

Мне случилось поинтересоваться у родителей одной из прилежных немецких гимназисток, бывала ли девочка в христианском храме на службе. «Зачем? — удивилась ее мама, — они ведь все это проходят в школе!» Степень теологии есть у каждого второго профессора, преподающего в университете Германии в качестве обязательной «второй» степени. Особенно популярен выбор теологии среди математиков, объясняющих его тем, что «в этой науке ничего не надо понимать».

Таким образом, лоббируемый сегодня пакет ОПК+теология – вовсе не является частью консервативной, национально ориентированной политики в области образования. Тем более, политики, направленной на возвращение к традиции во всех сферах – не только научной («богословской»), но и повседневной. Нам предлагается приемлемый евровариант, отформатированный под политические нормы и никак не способствующий – а возможно, и препятствующий, как возрождению российского Университета , так и росту знаний о православном вероучении. Не говоря уже об усвоении православной культуры, которое вообще не является сферой нормы, но действием истории и живой традиции.

Сложность актуального момента заключается в том, что борьба за ОПК стала принципиальным вопросом поддержки решения РПЦ. В этом смысле борьба сегодня имеет сугубо политический аспект и не оставляет возможности для здравого стратегического рассуждения. Однако, в случае успешного исхода этой борьбы, необходимо всерьез задаться вопросом, что является основой, а что – приложением в гибриде «православная культурология» — норма европейского Просвещения или освоение Православия как правила .

Яна Бражникова
pravaya.ru от 1 августа 2007 г.

 

РАН атакует РПЦ.

Газета. ру от 23 июля 2007 года

10 академиков РАН написали Владимиру Путину об угрозе клерикализации России. Они требуют, чтобы гарант Конституции остановил наступление РПЦ на светское образование и науку. В Общественной палате считают, что президент должен обнародовать свою позицию до начала нового учебного года.

Как стало известно в понедельник, академики Российской академии наук (РАН) направили Владимиру Путину открытое письмо, в котором выразили возмущение наступлением церкви на светское образование и науку. Обращение подписали 10 академиков РАН, и в том числе Евгений Александров, лауреат Нобелевской премии Жорес Алферов, Андрей Воробьев, лауреат Нобелевской премии Виталий Гинзбург, Сергей Инге-Вечтомов, а также член-корреспондент РАН Михаил Садовский, сообщила радиостанция «Эхо Москвы».
Открытое письмо главе государства было составлено несколько месяцев назад, рассказал «Газете.Ru» академик РАН, Нобелевский лауреат Виталий Гинзбург.
По его словам, к этому шагу ведущих ученых страны подтолкнули резолюции XI Всемирного русского национального собора, прошедшего в марте 2007 года. В случае их реализации, решили академики, светским принципам устройства государства и общества в России будет нанесен сильный урон. «Было крайне важно воспрепятствовать проникновению церкви в светскую школу и в науку и противостоять клерикализации страны», – подчеркнул академик РАН.

Академики усмотрели угрозу в призывах Собора к правительству ввести в школах предмет «Основы православной культуры» в качестве обязательного. «Собор считает, что изучение “Основ православной культуры” необходимо в нашем государстве, где православные составляют абсолютное большинство населения. Разве можно так презрительно относиться к другим конфессиям? Не напоминает ли это православный шовинизм?» – написали они Владимиру Путину.
«Россия – светское государство, – заявил Виталий Гинзбург «Газете.Ru». – Согласно Конституции, церковь в России отделена от государства, а школьное образование – от церкви. А они хотят преподавать в младших классах Закон божий», – отметил он.
«Внедрение церкви в государственный орган – серьезное нарушение Конституции»,– заявил нобелевский лауреат.

Что же касается науки, то академики считают недопустимым приравнивать к ней теологию, подчеркнул он «Газете.Ru».
Между тем в резолюциях Собора содержатся настоятельные предложения включить теологию в перечень научных специальностей Высшей аттестационной комиссии (ВАК).
«На каком основании теологию, т.е. совокупность религиозных догм, следует причислять к научным дисциплинам? Любая наука оперирует фактами, логикой, доказательствами, но отнюдь не верой», – подчеркивают ученые в письме президенту. «Верить или не верить в Бога – дело совести и убеждений отдельного человека. Мы не ставим своей целью борьбу с религией, но мы не можем оставаться равнодушными, когда принимаются попытки подвергнуть сомнению научные знания или подменить знания, накопленные наукой, – верой», – говорится в обращении.

Опасения ученых по поводу клерикализации науки и образования разделяют и в Общественной палате. Более того.
По словам члена Общественной палаты Александра Адамского, «представители РПЦ дают понять, что пути проникновения церкви в образование уже полностью открыты – причем при полной поддержке президента страны».
Так ли это – большой вопрос. «По Конституции школа у нас отделена от церкви, а президент неоднократно обещал: «Я и сам не нарушаю Конституцию, и никому не дам», – подчеркнул он «Газете.Ru». Ясность в этот вопрос, по его мнению, может внести только сам Владимир Путин. Причем, желательно, до начала нового учебного года: «Президент должен определиться, куда двигаться, – становится ли религия государственной, или она огосударствляется», – считает Адамский.
В РПЦ, в свою очередь, говорят, что церковь далека от государства – и ближе к нему быть не хочет.
«В отделении церкви от государства заложены большие преимущества, и в том числе для церкви. За кровавый ХХ век церковь устала от вмешательства государства в свои дела, будь то репрессии против священников, разрушение церквей и распродажа церковного имущества за рубеж или кадровые назначения в церкви», – заявил «Газете.Ru» руководитель пресс-службы РПЦ Владимир Вигилянский.
А вот конкурировать с атеистами за влияние в обществе церковь, «являясь его частью, имеет полное право», считает он. Правда, в данном случае оппоненты, в число которых Вигилянский включил авторов письма президенту, воспользовались «запрещенными приемами».
«Патриарх не раз подчеркивал: “Основы православной культуры” – не религиозный, а православный предмет для изучения не на обязательной, а на факультативной основе», – заверил он.
В таком виде, по словам Вигилянского, «изучение предмета поддерживает большинство опрошенных родителей». Что же касается дискуссии, является ли теология наукой, ее он предлагает перенести «в Гарвард и Оксфорд, в программах которых такая наука есть». «Не надо мерить математическим аршином гуманитарные предметы. В любом из них, будь то философия или филология, ученые сталкиваются с неоднозначной трактовкой слов, но на этой основании не исключают их из перечня наук»,– подчеркнул Вигилянский.

Текст: Марина Лемуткина
23 ИЮЛЯ 16:41

 

Патриархия прокомментировала письмо академиков.

Русская православная церковь признает достижения науки, противостоит тоталитарному мышлению и стремится к консолидации общества, заявил руководитель пресс-службы Московской патриархии священник Владимир Вигилянский, комментируя открытое письмо руководству России десяти академиков РАН, обеспокоенных «клерикализацией российского общества».

Письмо, опубликованное и процитированное на днях в СМИ, озаглавлено «Политика РПЦ МП: консолидация или развал страны?». В документе говорится о том, что церковь якобы пытается «подвергнуть сомнению научное знание, вытравить из образования «материалистическое видение мира», подменить знания, накопленные наукой, верой».

Авторы обращения просят государственное руководство не допустить включения «Теологии» в перечень научных специальностей высшей аттестационной комиссии, а также преподавания «Основ православной культуры» в общеобразовательной школе.

Заявление академиков о войне церкви с наукой, по словам Вигилянского, «не соответствует действительности». «Русская православная церковь и в прошлом признавала и ценила науку, и в настоящем признает и ценит ее, поскольку изначально церковь основана на поисках и утверждении истины», – отметил Вигилянский.

По его данным, патриарх Алексий II является членом РАН, а «огромное количество деятелей науки, академиков сотрудничают с церковью, в том числе президент РАН Юрий Осипов».

// РИА «Новости»
Газета.ру от 24.07.2007 г.

 

Дмитрий Рогозин высказался по поводу "антиклерикального" обращения десяти академиков.

В понедельник академики Российской академии наук (РАН) направили Владимиру Путину открытое письмо, в котором выразили возмущение наступлением церкви на светское образование и науку. Обращение подписали 10 академиков РАН, и в том числе Евгений Александров, лауреат Нобелевской премии Жорес Алферов, Андрей Воробьев, лауреат Нобелевской премии Виталий Гинзбург, Сергей Инге-Вечтомов, а также член-корреспондент РАН Михаил Садовский. Возмущение академиков вызвали намерения причислить теологию к научным дисциплинам, а также внедрение в школы Основ православной культуры и участие священнослужителей в жизни Российской армии.

Сегодня свое мнение о "письме 10-ти академиков" обнародовал депутат Государственной Думы, руководитель движения "Родина. Конгресс русских общин" Дмитрий Рогозин. В своей статье "Кому это выгодно?" он предположил, что и само обращение, и шумиха вокруг него в прессе - это "очередная кампания по дискредитации Русской Православной Церкви", которая "носит заказной характер". ""Письмо 10" по своей сути не может в нынешних условиях рассматриваться вне контекста угрозы межрелигиозным отношениям, - полагает Дмитрий Рогозин. - И хотя оно подписано двумя известными нобелевскими лауреатами В.Гинзбургом и Ж.Алферовым, их авторитета вряд ли достаточно, чтобы инициировать широкомасштабную кампанию против РПЦ и тем более рассчитывать на такой же “успех” как в кампании против “черносотенцев” в январе 2005 года".

По мнению Дмитрия Рогозина, "прогрессивно мыслящая общественность” может выражать свое возмущение и “ползучим клерикализмом”, и “вмешательством Русской Православной Церкви в государственные дела” в полном соответствии с провозглашенным ею же принципом “плюрализма мнений”. "Но не в форме же доноса первому лицу государства, напоминающем практику недавнего прошлого!", - замечает политик.

Использованы материалы: Соб.инф.
Сайт rodina.ru от 27.07.2007 г.

Кому это выгодно?

сайт kro.su от 27.07.2007 г.

Открытое письмо Президенту РФ 10 академиков РАН и активное его “раскручивание” в СМИ дают основания предположить, что очередная кампания по дискредитации Русской Православной Церкви носит заказной характер. Ей предшествовали утечки в прессе сведений о подготовке жестких мер по вытеснению из общественной жизни Церкви, влияние которой кому-то было бы выгодно нейтрализовать неким новым “госорганом по делам религий”. “Прогрессивно мыслящая общественность” может выражать свое возмущение и “ползучим клерикализмом”, и “вмешательством Русской Православной Церкви в государственные дела” в полном соответствии с провозглашенным ею же принципом “плюрализма мнений”, но не в форме же доноса первому лицу государства, напоминающем практику недавнего прошлого.

Сам собой напрашивается вопрос: “Чем же не угодила РПЦ духовным наследникам воинствующих атеистов?” Ответ на него предложил пресс-секретарь Союза православных граждан Кирилл Фролов, который заявил, что Русская церковь не устраивает “антицерковно настроенное меньшинство” по той причине, что она дает нравственные оценки происходящим в обществе процессам. К этому можно добавить, что к указанному “меньшинству” относятся не только воинствующие атеисты, но и прикормленные грантами с Запада разного рода “правозащитники”, недовольные возвращением церкви в общественную жизнь. Напомним в связи с этим, что в “Декларации о правах и достоинстве человека”, принятой на X Всемирном Русском Народном Соборе, было заявлено, в частности: “Нельзя допускать ситуаций, при которых осуществление прав человека подавляло бы веру и нравственную традицию, приводило бы к оскорблению религиозных и национальных чувств, почитаемых святынь, угрожало бы существованию Отечества”.

Есть причины для недовольства позицией РПЦ и у нуворишей, которые вряд ли разделяют призыв к ним недавнего XI ВРНС “критически переосмыслить свой образ жизни, свое отношение к народу” и положить конец “порочному курсу на личное обогащение в ущерб интересам государства”. Но абсолютное большинство граждан России такое вмешательство Церкви в “государственные дела” и “светскую жизнь” только приветствует.

Подписанты открытого письма Президенту РФ усмотрели также угрозу светскому образованию и науке в призыве XI ВРНС ввести в школе преподавание “Основ православной культуры”. О чем же на самом деле идет речь? В резолюции Собора “О преподавании Основ православной культуры в школе” говорится, в частности: “Знания о православии – органическая, неотъемлемая часть отечественной культуры…Собор придает большое значение инициативе Совета Европы обратиться к образовательному потенциалу традиционных религий. Позиция этой авторитетной международной организации о необходимости введения в систему общего образования знаний, дающих возможность подрастающему поколению узнать о своих религиозных корнях, ясно свидетельствует, что культурологическое преподавание знаний о религии не несет никакой угрозы светскому характеру образования”. В резолюции подчеркивается также, что “подобное преподавание нужно обеспечить и для традиционных религиозных меньшинств…в целях созидания общества, терпимого к национальным и религиозным меньшинствам, преодоления экстремизма, эксплуатирующего духовно-нравственную безграмотность и факты ущемления прав религиозного большинства”. Эта резолюция вполне соответствует действующим в России законам, в частности, Закону “О свободе совести и о религиозных объединениях”, в котором признается особая роль Православия в истории России, сохранении ее традиций, в становлении и развитии ее духовности и культуры. В ней невозможно разглядеть даже под академическим микроскопом “наступление церкви на науку”.

Сегодня Русская Православная Церковь объединяет миллионы граждан – патриотов нашей Родины, которые разделяют не только нравственные оценки, которые РПЦ дает происходящим в нашем обществе процессам, но и ее авторитетное мнение, что “путь отторжения людей от их духовных корней губителен для государства и народа”. Уместно напомнить в связи с этим, что хотя все Соборы и проводятся под эгидой РПЦ, их решения не могут рассматриваться в качестве мнения и позиции только Церкви. Например, в работе XI ВРНС и его секций 5-7 марта с.г. участвовало 1910 человек, были представлены делегации из 70 регионов России, 16 стран мира, всех традиционных религиозных общин страны, а в дискуссиях приняли участие видные политические и общественные деятели, известные в стране ученые, представители творческой интеллигенции и даже некоторые министры.

Письмо 10 академиков чем-то напоминает начало кампании по борьбе с “черносотенцами” в январе 2005 года после прокатившейся по стране волне антиправительственных акций протеста. Активистов этой кампании надо было срочно объявить “экстремистами”. Поводом для ее начала послужил опубликованный на малоизвестном сайте запрос ряда депутатов Госдумы в Генеральную прокуратуру проверить деятельность еврейских религиозных и национальных организаций в связи с участившимися исками этих организаций “против лиц, в основном русских патриотов, с требованием возбудить уголовные дела по статье 282 Уголовного кодекса России, предусматривающей ответственность за разжигание межнациональной розни”. Под скоординированным давлением российских и зарубежных “правозащитников” /А.Гербер, Л.Алексеева, Н.Щаранский, Я.Засурский, И.Райхельгауз, Г.Кантор и др./, поддержанных главными раввинами России Б.Лазаром /Федерация еврейских общин России/ и А.Шаевичем /Конгресс еврейских религиозных общин и организаций России/, Государственная Дума вынуждена была принять специальное заявление, осуждающее “антисемитский запрос” в Генпрокуратуру, в котором было подчеркнуто также, что в России не должно быть места антисемитизму, национальной и религиозной розни. Против принятия указанного заявления выступили тогда 58 депутатов из КПРФ и ЛДПР, а депутаты фракции “Родина” вообще бойкотировали заседание Госдумы, на котором оно было принято.

“Письмо 10” по своей сути не может в нынешних условиях рассматриваться вне контекста угрозы межрелигиозным отношениям. И хотя оно подписано двумя известными нобелевскими лауреатами В.Гинзбургом и Ж.Алферовым, их авторитета вряд ли достаточно, чтобы инициировать широкомасштабную кампанию против РПЦ и тем более рассчитывать на такой же “успех” как в кампании против “черносотенцев”. По всем социальным опросам, Русская Православная Церковь пользуется достаточной поддержкой не только среди православных политиков, общественных деятелей и творческой интеллигенции, но и среди большинства населения /по разным оценкам, верующими себя считают от 59% до 68% опрошенных/. Очевидно также, что не удастся приклеить к ней и ярлык “оплота мракобесия”. В то же время уже сейчас можно с уверенностью предвидеть, что участие в этой затее Ж.Алферова, который является одним из “имиджевых лиц КПРФ”, не прибавит этой партии голосов избирателей.

Член Совета Всемирного Русского Народного Собора,
Председатель Конгресса русских общин,
депутат Госдумы
Д.Рогозин

 

Кто подставил академиков?

Десять академиков, с российскими, между прочим, паспортами, прикрывшись высокими наградами, степенями и званиями, настрочили Президенту РФ письмо о, якобы, тлетворном влиянии Русской Православной Церкви на родное государство и общество… Из достопамятных советских времен нам хорошо известно: просто так подобные письма (тем более на имя первых начальственных лиц) не пишутся. Кто-то, а должен воодушевить, текст составить, «подписку» организовать! Кто конкретно стоит за «письмом десяти»?

В академическом стане паника.

3 августа в программе «Суть события» радиостанции «Эхо Москвы» ведущий поведал любопытную историю:

«…позвонил один академик и совершенно истошно на меня орал. Я даже не мог себе представить, что такое бывает. Что бывают такие академики, которые опускаются вот до такого свинства и таким неприличным образом орут. А орал он потому…, что, дескать, я в своей предыдущей программе, рассказывая об истории с письмом, подписанном несколькими академиками Академии наук… помните, письмо с требованием остановить «клерикализацию» российского образования и наступление церкви на светские гражданские институты? Так вот, я, дескать, говоря об этом письме, посмел сказать о том, что это была группа ученых под руководством академика Виталия Лазаревича Гинзбурга. И вот… тот академик, который звонил мне, страшно на меня орал, визжал и так слюной брызгал, что у меня прямо из телефона летело, по поводу того, как это я, дескать, посмел сказать, что «под руководством Гинзбурга» – дескать, Гинзбург никем из нас не руководит, мы вот не подчиняемся Гинзбургу, мы отдельно!» Я так заинтересовался, что даже полез посмотрел стенограмму своей передачи на прошлой неделе… Я сказал, что «группа российских ученых во главе с Нобелевским лауреатом Виталием Гинзбургом». Повторяю – «во главе». Я и сейчас считаю, что во главе. Я считаю, что из тех десяти человек, которые подписали это письмо, Гинзбург является наиболее известным, наиболее, не побоюсь этого слова, популярным ученым, человеком, имя которого больше всего говорит и простым российским обывателям, и чиновникам, и политикам».

Накал страстей таков, что Виталий Лазаревич, как пишет один либеральный сайт, даже заболел, почти не встает с постели. Обвиняют, разумеется, нас, «православную общественность». Дескать, это мы своей шквальной (и, в общем-то, обезоруживающей) критикой довели академика до болезни.

Все очевиднее, что прославленного ученого попросту подставили. Кто-то из своих. Те, кто нашел и слова, и доводы, кто хорошо знает академика, особенности его характера, довольно непростого (с учетом, конечно же, преклонного, 90-летнего возраста). «Письмо десяти» должно было стать частью некоего общего плана, в безоговорочном успехе которого академика уверили.

Чтобы не быть голословными, восстановим хронологию последних событий.

12 июня этого года в Москве создается Оперативный штаб общественных движений по защите ОПК. В него входят представители таких известных патриотических организаций, как Движение «Народный собор», ООД «Преображение», «Народная защита», Ассоциация православно-патриотических СМИ (АППС), Лига консервативной журналистики и многие другие. В первом заявлении штаба говорится, что он « займется интенсивной обороной духовной основы нашей цивилизации от кампании по дискредитации христианства и традиционных ценностей в России, ведущейся антирусскими силами».

22 июня Алла Бородина, автор самого известного курса и учебного пособия «Основ православной культуры», координатор Движения «Народный Собор» и член Оперативного штаба по защите ОПК, направляет открытое письмо Президенту РФ В.Путину, в котором подвергает резкой критике Министерство образования и науки РФ. Позиция ведомства по вопросу преподавания ОПК названа «человеконенавистнической» , объявлена «постоянной причиной национально-конфессиональной напряженности».

25 июня министр образования и науки А.Фурсенко заявляет, что религиозного образования в светских школах в России не может быть по Конституции. «Оно может быть в воскресных школах, в духовных школах и семинариях» , – отмечает он и в очередной раз предлагает ввести курс «Истории мировых религий» в качестве обязательного в рамках федерального компонента образования.

29 июня в Госдуму за подписью премьер-министра поступает законопроект «О внесении изменений в Закон об образовании РФ», где ликвидируется региональный образовательный компонент, в рамках которого в ряде регионов страны уже преподаются «Основы православной культуры».

4 июля на Совете Госдумы принято решение направить законопроект на рассмотрение законодательных собраний.

23 июля появляется открытое «письмо десяти» членов Российской академии наук к Президенту РФ В.Путину, «ползучая клерикализация» и т.д..

24 июля директор Межрегиональной общественной организации «Центр народной защиты», координатор Движения «Народный собор» О.Кассин направляет на имя прокурора г. Москвы заявление, в котором требует привлечь академика, Нобелевского лауреата Гинзбурга к уголовной ответственности за возбуждение религиозной вражды (публикация в «Вестях образования»). Данный шаг придает ситуации особую огласку и «пикантность».

27 июля член Общественной палаты В.Глазычев заявляет, что в своем очередном докладе «О состоянии гражданского общества в РФ» Общественная палата должна осудить «бурное вмешательство церкви в государственные дела».

Общество взбудоражено. Публикаций, мнений, обращений с осуждением (главным образом, с осуждением) и в поддержку академиков не перечесть.

4 августа Патриарх Московский и всея Руси Алексий II высказывает свое мнение по поводу письма академиков-безбожников, назвав его «отголоском атеистической пропаганды прошлого» .

6 августа – наконец-то! – министр образования и науки РФ А. Фурсенко поддержал академиков, выступающих против введения «Основ православной культуры» в школах , впрочем, осторожно: «Я думаю, что в письме… высказаны определенные опасения, которые имеют право на существование».

Слово теперь за адресатом – Президентом РФ.

Но уже сейчас ясно: либерал-министр А.Фурсенко, главный и непримиримый гонитель «Основ православной культуры», и иже с ним будут стоять до конца.

А руководитель фонда стратегической инициативы генерал-полковник Леонид Ивашов на днях в своей статье перечислил: иже с ним — это « американский госдеп и российские либерал-демократы, Березовский и британские спецслужбы, Пайпсы и Гинзбурги». Как видим, вдохновители, «кукловоды»-заказчики, по мнению генерала, находятся как в России, так и за рубежом. Называлась статья: «Что возбудило Пайпса и Гинзбурга?»

При этом Пайпс (Ричард) – американский историк, политолог, известный русофоб, лютый ненавистник поначалу СССР, а с его кончиной и России. Итальянской газете «Corriere della Sera» он заявил недавно, что не исключает вероятности новой «холодной войны», потому что Россия – «страна опаснее Бен Ладена». А посему с ней, «как и с СССР, необходимо выработать тактику сдерживания» .

Гинзбург (Виталий) – наш соотечественник, один из «подписантов» вышеупомянутого письма, академик , лауреат Нобелевской премии в области физики 2003 г., не менее известный борец со всякими лженаучными проявлениями, ну, например, с астрологией, а заодно с преподаванием «Основ православной культуры» (ОПК) в российских школах. «…эти, мягко говоря, сволочи церковные хотят заманить души детей…» – в феврале этого года в «полемическом запале» заявил он педагогическому изданию «Вести образования». Собственно говоря, против преподавания ОПК в школах письмо в первую очередь и направлено… Но каким образом пайпсы и гинзбурги связаны? Очень просто.

Для глобализаторов всех мастей, по мнению Л.Ивашова, задачей №1 является «подавить ростки русского национального самосознания, тенденцию укрепления русской православной традиции» . Другими словами, недругам России на месте русского – державообразующего народа нужно сборище людей, лишенных родовых корней, традиций и устоев, обезличенная, а потому легко управляемая биомасса.

Развивая тезис генерала, так и хочется добавить, что, и «обезличенные», в нынешнем нашем числе мы глобализаторам не требуемся. М.Тэтчер как-то на закрытой полит-«вечеринке» обронила, что на территории нынешней России достаточно и 15 млн аборигенов: дескать, не потребуется больше рабочих рук, чтобы на Запад газ и нефть качать.

Но – Россия не сдается! Более того, день ото дня все выше поднимает голову! Мнение свое имеет! Оттого сетует Пайпс, предостерегая итальянского читателя: «Когда я приезжаю в Россию, меня всегда поражает враждебность этой страны по отношению к Западу». А что бы хотел путешественник? Цену американскому «дружелюбию», «равноправным, партнерским отношениям», а то и прямому диктату со стороны США мы за годы горбачевско-ельцинских «ускорений», «перестроек» и «демореформ» усвоили хорошо. И мы ли одни?

Американец, однако, в своем неприятии России ничем не прикрыт, а потому искренен. Чего не скажешь о Гинзбурге. Право же, просто диву даешься, как сейчас в ходе общественной дискуссии вокруг ОПК, этот, и в самом деле, авторитетный, убеленный сединами ученый «крутит-вертит», подменяя понятия, факты тасуя.

Вот задает ему ИА REGNUM вопрос : «Движение «Народный собор» обратилось в прокуратуру Москвы с тем, чтобы привлечь вас к уголовной ответственности за высказывание в публикации издания «Вести образования». Якобы высказывание «преподавая религию в школах эти (...) хотят заманить души детей» возбуждает религиозную вражду и оскорбляет миллионы христиан». «Я категорически это отрицаю, – протестует академик. – Достаточно прочесть текст, чтобы понять: никакого оскорбления нет» . Но мы же, простите, – читали (хотя в материале у информагентства и «упущение»)!

А другому информагентству, 24.UA , на аналогичный вопрос отвечает: «Я слышал об их жалобе… В одном из моих интервью по вине редакции появилось некорректное высказывание в адрес церковнослужителей». Жалоба? Но, опять же: жалуются жене на кухне или в Кремль Президенту (в какой форме, не важно)! А в прокуратуру, г-н академик, исключительно заявляют.

Ко всему прочему, автору этих строк за всю его долгую журналистскую карьеру не известен ни один случай, когда бы « по вине редакции», да еще столь « некорректное», в уста всемирно известного ученого было вложено подобное «высказывание». И потом, корректно, не корректно – уместны ли эти понятия в данном случае? О какой некорректности могла бы идти речь, если бы, например, коллеги академика, да и сам Гинзбург, услышали в свой адрес: «эти, мягко говоря, сволочи из РАН» ? А «не мягко говоря»? И страшно представить, что бы случилось, если бы «высказывание» коснулось священнослужителей мусульманского или иудейского вероисповедания!.. Уверенный в своей правоте, Гинзбург по сей день даже не извинился!

Гинзбург в осуждение ОПК раз за разом твердит: «Преподавание религии, закона божьего, чего-то такого в школах абсолютно недопустимо» (это из его февральского интервью «Вестям образования»). «РПЦ всеми силами старается протолкнуть религиозную веру в ущерб настоящей науке» (это на радио «Эхо Москвы»). А название «письма десяти» чего стоит: «Политика РПЦ МП: консолидация или развал страны?». А терминология, в письме употребимая: «ползучая клерикализация» … Авторы письма указывают также на то, что недопустимо, если кто-то « считает, что изучение «Основ православной культуры» необходимо в нашем государстве, где православные составляют абсолютное большинство населения. Разве можно так презрительно относиться к другим конфессиям?» И создается образ: некто в рясе, «не образован», «не стрижен» и «не брит», прямо-таки рвется, сломя двери, в школы, дабы «заманить души детей» .

Наверное, Гинзбург, который свое «высшее знание» с апломбом и видимым превосходством декламирует (еще цитаты из публичных выступлений академика): «Мне неважно, существовал или нет Христос. С тех пор прошло две тысячи лет». «Научное познание развивается, движется вперед, и я не понимаю, как современный взрослый человек может верить во все эти религиозные сказки». «Библия – важнейший памятник культуры. Просто я не считаю ее священной». «…я материалист и атеист; я сторонник демократии, демократии и еще раз демократии, тоталитарный строй доказал, наконец, в XX веке в лице Ленина, Сталина, Мао Цзе-дуна, Гитлера, что он всегда скатывается к произволу, убийствам».

При этом уверяет, что, как истый демократ, никому ничего не навязывает, поскольку: «Всегда помню строку из песни известного барда Александра Галича (кстати, его настоящая фамилия Гинзбург, но мы не родственники): «Бойся единственно только того, кто скажет: я знаю, как надо». Ленин, Гитлер и Сталин «знали, как надо», и это знание стоило жизни миллионам людей. Если бы я даже знал, «как надо», то все равно не мог бы повлиять на ход истории. Но, главное, я не знаю, «как надо». Какое-то мнение имею, но это совершенно разные вещи быть уверенным в своей правоте, и несмотря ни на что, осуществлять свое «знание» или иметь мнение, понимая, что оно может оказаться ошибочным».

Последнее признание Виталий Лазаревич сделал в феврале 2004 г. в Еврейском культурном центре на Б. Никитской в Москве по случаю присуждения ему Нобелевской премии, Виталий Гинзбург: «Сталин и Гитлер решили бы палестинскую проблему за 48 часов»). Уточнил тогда же, что про Галича вставил и в автобиографию, которую, наряду с основным докладом, обязан был предоставить в Нобелевский комитет (полные тексты лекции и автобиографии размещены на сайте журнала «Успехи физических наук», главным редактором которого В.Гинзбург является . И, что примечательно, значительная часть автобиографии посвящена отнюдь не России, где академик родился и прожил всю свою долгую и неординарную жизнь, но проблемам Израиля, в котором до самых преклонных лет бывать не бывал, так как в советское время в силу секретной своей деятельности был «невыездной».

На той встрече и в автобиографии Гинзбург настаивал, что он «ни в коей мере не националист» :

«Еврейского языка (ни иврита, ни языка идиш) я не знаю; кстати, жалею об этом, но нет у меня способностей к языкам, а мой родной язык русский. Казалось бы, я должен был ассимилироваться. Но это совершенно не так, я даже помыслить никогда не мог и не могу об отречении от своего народа. Каковы причины? Сам хорошо не знаю и не понимаю. Конечно, существенны семейные корни, кое-какие еврейские традиции в семье были. Не менее существенен антисемитизм. Хотя я непосредственно от него не пострадал, но «жидом» и меня называли. Я уже не говорю о временах, когда после войны у нас расцвел государственный антисемитизм.

Так или иначе, в силу этих и, возможно, каких-то других мне непонятных причин (а вдруг дело в генах, их роль до конца еще не ясна), я являюсь, так сказать, носителем еврейского национального чувства. Это отнюдь не национализм, ибо под национализмом я понимаю или мнение о превосходстве «своей» нации, или, по крайней мере, стремление оправдывать и защищать «своих»».

И вновь у академика путаница в понятиях. Во всем мире всякая уважающая себя нация под национализмом понимает прежде всего любовь к Родине, к своему народу, а превосходство «своих» – это уже нацизм, шовинизм и прочее! Ну, да ладно. О нелогичностях физика-теоретика, вторгшегося в сферу наук отнюдь не точных, но гуманитарных, написано и говорено на сегодня столько…

Кстати говоря, депутат Госдумы Н. Нарочницкая считает, что «Гинзбург и Алферов не читали ничего, кроме «Большой советской энциклопедии» . Читали, но, очевидно, плохо, потому что в «БСЭ» в статье «Национализм», в частности, находим:

«… американский профессор Б. Шейфер определяет Н. («групповую лояльность») следующим образом: «...1) любовь к общей земле, расе, языку и исторической культуре, 2) стремление к политической независимости, безопасности нации и забота о её престиже, 3) мистическая преданность туманному, иногда сверхъестественному социальному организму, который известен как нация и народ..., 4) догма о том, что индивидуумы живут исключительно для нации, которая есть цель в самой себе, 5) доктрина, что данная нация... является или должна быть господствующей... среди других наций и должна совершать с этой целью агрессивные действия» («Nationalism: myth and reality», N. Y., 1955, p. 6)».

Как видим, даже американцы, за исключением последнего значения (одного из пяти), ничего, вроде бы, предосудительного в национализме не усматривают. А « национальное чувство», носителем которого сам Виталий Лазаревич является), как раз подпадает под 3-е значение: « мистическая преданность туманному, иногда сверхъестественному социальному организму». Ясно, что никакими формулами и цифрами эту «мистику» не объяснить…

Но слушаем академика дальше:

«Синагоги в истории евреев играли большую роль не только как молитвенные дома, но и как центры общины. Поэтому можно в Израиле понять какую-то государственную поддержку религии» (в другом своем выступлении – статье для еврейского издания академик высказался еще точнее: « Общепризнанно, насколько знаю, что религия (иудаизм) сыграла решающую роль в том, что евреи за многие столетия не ассимилировались, попав в изгнание из Палестины. Синагога для евреев была при этом не только молельным домом, но и центром общины. В этой связи понятно, почему даже евреи-атеисты, по крайней мере, многие из них и я в том числе, считают возможным и оправданным в настоящее время известную материальную поддержку синагог. Такова, в частности, позиция Российского еврейского конгресса, являющегося светской организацией») . «Очень рад, – восклицает Гинзбург, – что существует это государство (Израиль – Авт. ), где наконец-то евреи не являются меньшинством, часто гонимым и униженным».

Не все, впрочем, и в Израиле ему по душе: «Не вижу оправдания отсутствию, во всяком случае, в ряде мест, общественного транспорта по субботам, да и ряда других и, иногда, более важных ограничений или следствий религиозного характера. Тем самым атеисты дискриминированы». Если бы академик еще раз заглянул в «БСЭ», то в статье «Израиль», наверняка, с возмущением бы обнаружил: « Изучение Библии и Торы во всех школах обязательно» (а это вам не какие-нибудь «Основы еврейской культуры»!) А также: «Судебная система состоит из светских и религиозных судов (судов раввината и судов шариата – для арабского населения). Систему светских судов (районных, муниципальных и окружных) возглавляет Верховный суд. Суды раввината, к компетенции которых относятся вопросы брака и семьи и дела, связанные с исполнением культа, действуют на основе… положений Талмуда ».

В принципе, и с демократией в Израиле тоже «не все в порядке». Израиль – республика, но: « Конституции как единого правового акта нет; основы государственного строя регулируются несколькими законодательными актами, как, например, Временный органический закон 1949, Закон о гражданстве 1952, Основной закон о парламенте 1958, Основной закон о президенте 1964 и др.». И нет в Израиле закона, что синагога отделена от государства. Как раз наоборот: Израиль – государство-«новодел» сугубо религиозного толка! Однако важно не это.

Важно то, что Виталий Гинзбург (резюмируем):

а) является « носителем еврейского национального чувства», пусть и в силу «непонятных причин», что вполне подпадает под статью «национализм» (в лучшем понимании это слова);

б) совершенно справедливо признает, что « религия (иудаизм) сыграла решающую роль в том, что евреи за многие столетия не ассимилировались, попав в изгнание из Палестины» ;

в) следующий бесспорный его вывод: « Синагога для евреев была при этом не только молельным домом, но и центром общины» ;

г) наконец, перебарывая в себе все свои атеистическо-демократические «заморочки», к иудаизму вполне терпим, то есть толерантен, и более: «даже евреи-атеисты, по крайней мере, многие из них и я в том числе, считают возможным и оправданным в настоящее время известную материальную поддержку синагог».

Академик не на шутку встревожен судьбой Израиля – государства и народа. Для их спасения в автобиографии, представленной Нобелевскому комитету, в своих последующих выступлениях выдвигает «план Гинзбурга» (сам его так и называет).

План, казалось бы, до гениального прост:

«… убежден в невозможности в настоящее время дружественного сосуществования Израиля и государства Палестина. Выход, на мой взгляд, один – полная изоляция этих государств друг от друга. Это невозможно при сохранении большинства израильских «поселений» на палестинской территории. Их нужно убрать, и это не вопрос права. Один израильтянин говорил мне, что земля под «поселениями» не была аннексирована, а была куплена. Тем лучше, но из этого лишь следует, что можно пытаться «разменять» поселения на землю арабов, живущих в Израиле. Эти израильские арабы – единственное подлинное препятствие к полному разделению двух государств».

Напомним, что государством Израиль был провозглашен 14 мая 1948 г. на основании решения Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947 г.. Согласно этому решению, Палестина, находящаяся под мандатом Великобритании, объявлялась независимой, а ее территория разделялась на два самостоятельных государства – арабское и еврейское. Территория еврейского государства должна была составить 14 тыс. км2 (около 56% территории Палестины). Однако в ходе арабо-израильской войны 1948-1949 гг. территория Израиля за счет захваченных арабских земель возросла до 20,7 тыс. км2 (4/5 территории подмандатной Палестины). Как пишет все та же «БСЭ», эта война привела «к массовой гибели арабов и изгнанию почти 1 млн. арабов с территории И. и захваченной им арабской части Палестины». А еще была война 1967 г.: «войска И. оккупировали значительную часть территории Египта, Сирии, Иордании (около 70 тыс. км2 с населением свыше 1 млн. арабов)». В итоге: арабское государство в Палестине так и не было создано, а число «палестинских арабских беженцев (на начало 70-х гг.) достигло 1,7 млн. чел.». С точки зрения международного права все эти аннексии земель незаконны. Израиль не смог бы осуществить без весомой помощи извне, прежде всего – со стороны США, которые и поныне дотируют экономику Израиля… Пишу все это упрощенно, не вдаваясь во все детали проблемы, лишь затем, чтобы подчеркнуть ее необычайную остроту и сложность. А также – то обстоятельство, что «эти израильские арабы – единственное подлинное препятствие к полному разделению двух государств», имеют собственное, в корне отличное от «академического», мнение.

К «плану Гинзбурга», вроде бы, прислушались: тогдашний премьер-министр Израиля А.Шарон начал переговоры по территориальному размежеванию с палестинцами, пошел на такую «непопулярную» меру, как ликвидация еврейских поселений на ряде захваченных территорий (впрочем, пишут, что кабинет министров Шарона и без того планы по размежеванию вынашивал)… К чему это привело? Наступил ли на Земле Обетованной долгожданный мир? И что сам Шарон?

Соплеменники Гинзбурга в Израиле за некоторые его «автобиографические» суждения поначалу журили (и раввины, и атеисты с «либералами») – дали понять. Но в конце концов простили. Потому что «свой». Потому что – Нобелевский лауреат.

«Я ощущаю себя еврейкой в первую очередь тогда, когда кто-то из евреев совершает какой-то невероятный поступок, делает что-то замечательное, или когда я встречаю еврея, который восхищает и поражает мое воображение. Встреча, общение с Виталием Лазаревичем, сам Гинзбург – тот самый случай!» – завершила вечер одна из гостей Еврейского культурного центра…

В самом деле, нам, русским, есть у евреев чему поучиться! Но вправе мы и спросить.

Положим, что академик Гинзбург, действительно, демократ и атеист (он столько раз об этом говорил, что трудно не поверить). Ратует за (цитирую) «всемирное единение человечества» , переживает, что оно «осталось утопией – и, судя по разгулу совершенно пещерного национализма, так ею и останется». Но почему в отношении еврейского народа и Израиля он сугубо лоялен и допускает следование родной Вере и традициям, а в отношении русского народа и России – громогласно, в протестном тоне запрещает даже элементарное знание о них?

Между прочим, русских в России, в процентном отношении к другим проживающим здесь народам, больше, чем евреев в Израиле (пусть академик, привычный к точной цифири, поднимет статистику и сопоставит). А Православие, помимо русских, столетиями исповедуют еще и чуваши, марийцы, мордва, удмурты, представители других исконных национальностей России.

«Институт истории РАН подготовил прекрасный учебник для старших классов – «История мировых религий», – вместо «Основ православной культуры» предлагает академик. – История религий – это часть истории человечества, она должна изучаться – в старших классах, когда школьники уже в состоянии критично ответить самим себе на мировоззренческие вопросы».

Вообще-то «… в старших классах… на мировоззренческие вопросы» отвечать уже поздно. И совершенно непонятно, как особенности синтоизма или колдовства Вуду тут помогут. А свято место, как известно, пусто не бывает. Оно и не пустует, если судить по нынешнему моральному и духовному состоянию российского общества, в особенности, молодежи.

Следовательно, зовет нас академик к национальному, историческому беспамятству, «ассимиляции», то есть неминуемой гибели под всеохватным гнетом так называемых «общечеловеческих» норм и ценностей …

Сергей Скатов, "Народный собор"
pravaya.ru от 10 августа 2007 г.

 


Обсудить в форуме .

 

Rambler's Top100
: Copyright 2000-2004 "Проектный центр ДОКСА"