ПРОФЕССИЯ – СОЗИДАТЕЛЬ

Интервью с первым заместителем председателя Госстроя России Николаем Масловым

ГОСУДАРСТВО И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО

-- Николай Васильевич, что представляет собой Госстрой сегодня, как изменились его функции?

-- В советское время Госстрой, подобно Госплану и Госснабу, являлся руководящей структурой высшего эшелона. Он стоял во главе всех строительных министерств, реализуя серьезнейшие градостроительные проекты, включавшие освоение огромных территорий. При этом речь шла не только о возведении домов и дорог, но и о решении комплексных задач по созданию инфраструктуры, энергосистем и по обеспечению ресурсами. Госстрой продолжает выполнять многочисленные функции – контрольные и разрешительные, нормотворческие и хозяйственные, но теперь его статус скромнее – ниже, чем у министерств, как у комитета. Сейчас готовится реформа структуры управления, в том числе строительной сферой, и, по-видимому, кое-какие вопросы будут пересмотрены.

-- За минувшее десятилетие более 90% строительных организаций превращены в акционерные общества, они перешли в частные руки. Можно ли в этой ситуации рассуждать о единой государственной политике в области строительства?

-- Государство должно задавать нормы и правила строительства. Кроме этого оно обязано в первую очередь заниматься градостроительной политикой, вопросами освоения территорий и демографическими проблемами, тесно связанными с жилищными. В ведении государства находятся и объекты стратегического назначения. Все остальное – при наличии определенного государственного регулирования – сфера применения сил и возможностей частного бизнеса.
Политика государства в области строительства и градостроительства реализуется через федеральные программы. Они охватывают такие области, как обеспечение жильем госслужащих, в том числе и военнослужащих; сохранение памятников и культурного наследия; возведение крупных объектов государственного значения, например, гидротехнических сооружений, транспортных магистралей, портов и так далее.

-- Но государственная политика, наверное, не сводится к реализации программ?

-- Если говорить о строительной политике в высшем, духовном смысле, нужно обратиться к истории. Испокон веков созидание России шло под духовным руководством великих православных подвижников. Еще преподобный Сергий Радонежский послал свыше ста своих учеников в разные концы русской земли, чтобы те послужили Богу и ближним своим.
Служение обществу заключалось прежде всего в обустройстве территории, создании общины и в помощи нуждающимся. Вот так и появлялись русские города. Подвижник селился в пустынном месте, строил маленькую келью, вокруг него собирались ученики, возникала иноческая обитель, постепенно обраставшая посадом. Возле Троице-Сергиевой Лавры, как известно, образовался город Сергиев Посад. Так осваивались бескрайние лесные просторы Руси, формировался ее жизненный уклад и образ жизни.

ИЗДЕРЖКИ ВРЕМЕНИ: ИЗ КРАЙНОСТИ В КРАЙНОСТЬ

-- Безусловно, архитектура и строительство имеют непосредственное отношение к образу жизни людей, и хорошо, когда основой всему служит духовность. Но какие практические направления деятельности государства сегодня вы считаете приоритетными?

-- Я сделал бы акцент на доступности жилья. Капитальные вложения в жилищное строительство не должны быть обременительными ни для частного предпринимателя, ни для госслужащего. Россия нуждается в серьезной реновации индивидуального жилья вне города. Значительная часть сельского жилого фонда пришла в ветхое состояние.
Другой приоритет – градостроительство и архитектура. Ведь архитектура – это безмолвный учитель. Безликость домов на улицах накладывает отпечаток на души людей. Посмотрите на храмы – в их внешнем и внутреннем убранстве, в совершенных формах, прекрасных иконах и фресках человек учится видеть красоту мира Божия. А потом сравните древние церкви с унылыми постройками советской эпохи – однотипными, в серых и черных тонах. Я думаю, архитектурное убожество повлияло и на нравственное состояние общества.
Теперь мы впали в другую крайность – отсутствие единого стиля, либерализм в области строительства. Каждый делает то, что ему придет в голову. В любом дачном поселке, где заранее жестко не заданы принципы планировки участков и архитектурные параметры, мы наблюдаем полный разнобой. В таких местах просто неприятно жить.
А попробуйте в Германии самовольно перекрасить крышу на своем доме, поставить его на два метра дальше от «красной» линии или поменять стандарт розеток – вы будете тут же наказаны. Подобные вопросы четко регламентированы для всех населенных пунктов.

-- Хаос царит и в административно-юридической сфере...

-- Государство дало людям садовые участки, а потом забыло про это. И теперь на месте бывших огородов выросли поселки, где люди проживают постоянно. Но этих поселков нет на карте! Сюда не едет «скорая помощь», не дождешься и других служб. Приходится решать сложнейшие проблемы с подведением электричества, газа, воды.
Оформление собственности на землю и постройки буквально сводит с ума – везде бесконечные очереди, непонятные требования и придирки. Чиновники месяцами гоняют людей по кругу – не отказывают, но и не выдают соответствующие свидетельства.

-- Так дела обстоят не только в индивидуальном строительстве.

-- Конечно. Попробуйте получить землю и все необходимые разрешения на капитальное строительство в Москве. Именно из-за глубокой коррумпированности надзорных и контрольных органов высшее руководство пошло на полную либерализацию строительных норм. Ведь если в Англии или Германии чиновник побоится взять сто условных единиц и дать добро на какое-то нарушение при постройке или ремонте – у нас сам попросит, а иногда и потребует взятку. Бал правят деньги. Чистая коммерция вытеснила архитектуру и серьезный, хозяйский подход к делу.
В такой ситуации можно и нужно было бы заняться нравственным оздоровлением общества, изменить моральный климат в нашем государстве. Но люди, принимающие решения, предпочли пойти чисто административным путем и «убрать препоны». Проблема коррупции не исчезла, но развился хозяйственный хаос, который обернулся некачественным строительство и способствовал появлению архитектурных уродств.
Отсутствие надзора становится причиной чрезвычайных ситуаций и трагедий: вспомним недавний случай на Мичуринском проспекте, когда во время строительных работ на ТЭЦ обрушилась часть здания.
На стройках трудится немалое количество неквалифицированных рабочих, в том числе иностранцев – узбеков, украинцев, молдаван. Они не имеют необходимых знаний и профессиональных навыков, но берутся за все – начиная с «элитных» коттеджей и заканчивая домами по 30–40 этажей. Понятно, что, поскольку никто не проверяет качество работ, технология нередко нарушается.

-- Подобные проблемы с качеством характерны и для разрекламированных многоэтажных «элитных» комплексов?

-- Да, безусловно. Причем, как правило, чем больше рекламы, тем ниже качество строительства...

СОЮЗ ГОРОДА И ДЕРЕВНИ

-- Ваши недавние выступления по поводу объединенного генплана Москвы и Московской области вызвали резко отрицательную реакцию со стороны столичных властей. О чем все-таки идет речь?

-- Моя идея проста – не должно быть отдельного генплана развития Москвы, его необходимо увязать с планом области. Столица не может жить отдельно от своего окружения. Например: проблема автомобильных пробок может быть разрешена только при учете сообщения с областью. В Москве редко кто научно рассчитывает транспортные потоки. Но, допустим, составители московского генплана это сделали. Узнали, сколько жителей в районе, учли наличие предприятий, магазинов, культурных центров и построили шоссе в четыре полосы. А тут областной губернатор принимает вполне понятное решение – возвести вдоль этой трассы на выезде из столицы огромные супермаркеты и торговые центры. Туда направляются мощные потоки покупателей-москвичей, но, когда строили дорогу, их же в расчет не брали! Результат – километровые пробки.
Еще пример: в области один за другим возникают поселки. Но школ там нет, как и других элементов инфраструктуры. Естественно, люди каждый день вынуждены ездить в Москву. Это дополнительная нагрузка на шоссе, не учтенная в генплане. Такая же непродуманность наблюдается с водозабором, мусоровывозом, снабжением топливом и уборкой территорий.
Постепенно столица превращается в замкнутый перенаселенный мегаполис, в котором почти невозможно жить. Отгородившись от области, Москва вынуждена строить небоскребы, искажающие архитектурный облик города и несущие реальную экологическую угрозу. А транспортные и социальные проблемы все равно не решаются. Какой же в этом смысл? Ведь Россия – не Япония, она располагает колоссальными территориями!

-- В каком состоянии находится московский строительный комплекс?

-- За все эти годы уровень работы профессиональных строителей заметно вырос. Они усовершенствовали менеджмент предприятий, научились сотрудничать с банками, освоили новые технологии. Есть много хороших компаний. В сфере подземного строительства, мостостроения у нас работают, наверное, лучшие специалисты в мире. И Ресину, и Лужкову нужно отдать должное за то, что они сохранили и развили строительный комплекс Москвы, бывшие ДСК, тресты и управления. Это очень большое дело.

-- А как обстоят дела в регионах?

-- Мне нравится государственная политика в области строительства в некоторых регионах. Например, в Белгородской области сделана ставка на возведение индивидуального жилья. Продумана схема финансирования, отработан экономический механизм поддержки собственников жилья. И качество очень высокое. Я сам недавно видел добротно поставленные дома в деревнях, прекрасные дороги. А по темпам белгородцы обгоняют Москву, если пересчитывать количество построенного жилья на число жителей.
Есть и другие примеры – к счастью, успешная строительная деятельность ведется далеко не только в центре России.

Беседу вел Дмитрий Сапрыкин

(Впервые опубликовано в журнале "Русский предприниматель")

©Метакультура Copyright 2000-2004 "Проектный центр ДОКСА"