Интервью с первым заместителем председателя Госстроя России Николаем Масловым
ГОСУДАРСТВО И
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО
-- Николай Васильевич, что представляет
собой Госстрой сегодня, как изменились его функции?
-- В
советское время Госстрой, подобно Госплану и Госснабу, являлся
руководящей структурой высшего эшелона. Он стоял во главе всех
строительных министерств, реализуя серьезнейшие градостроительные
проекты, включавшие освоение огромных территорий. При этом речь шла
не только о возведении домов и дорог, но и о решении комплексных
задач по созданию инфраструктуры, энергосистем и по обеспечению
ресурсами. Госстрой продолжает выполнять многочисленные функции –
контрольные и разрешительные, нормотворческие и хозяйственные, но
теперь его статус скромнее – ниже, чем у министерств, как у
комитета. Сейчас готовится реформа структуры управления, в том числе
строительной сферой, и, по-видимому, кое-какие вопросы будут
пересмотрены.
-- За минувшее десятилетие более 90% строительных
организаций превращены в акционерные общества, они перешли в частные
руки. Можно ли в этой ситуации рассуждать о единой государственной
политике в области строительства?
-- Государство должно
задавать нормы и правила строительства. Кроме этого оно обязано в
первую очередь заниматься градостроительной политикой, вопросами
освоения территорий и демографическими проблемами, тесно связанными
с жилищными. В ведении государства находятся и объекты
стратегического назначения. Все остальное – при наличии
определенного государственного регулирования – сфера применения сил
и возможностей частного бизнеса. Политика государства в области
строительства и градостроительства реализуется через федеральные
программы. Они охватывают такие области, как обеспечение жильем
госслужащих, в том числе и военнослужащих; сохранение памятников и
культурного наследия; возведение крупных объектов государственного
значения, например, гидротехнических сооружений, транспортных
магистралей, портов и так далее.
-- Но государственная политика,
наверное, не сводится к реализации программ?
-- Если говорить о
строительной политике в высшем, духовном смысле, нужно обратиться к
истории. Испокон веков созидание России шло под духовным
руководством великих православных подвижников. Еще преподобный
Сергий Радонежский послал свыше ста своих учеников в разные концы
русской земли, чтобы те послужили Богу и ближним своим. Служение
обществу заключалось прежде всего в обустройстве территории,
создании общины и в помощи нуждающимся. Вот так и появлялись русские
города. Подвижник селился в пустынном месте, строил маленькую келью,
вокруг него собирались ученики, возникала иноческая обитель,
постепенно обраставшая посадом. Возле Троице-Сергиевой Лавры, как
известно, образовался город Сергиев Посад. Так осваивались
бескрайние лесные просторы Руси, формировался ее жизненный уклад и
образ жизни.
ИЗДЕРЖКИ ВРЕМЕНИ: ИЗ КРАЙНОСТИ В
КРАЙНОСТЬ
-- Безусловно, архитектура и строительство имеют
непосредственное отношение к образу жизни людей, и хорошо, когда
основой всему служит духовность. Но какие практические направления
деятельности государства сегодня вы считаете приоритетными?
-- Я сделал бы акцент на доступности жилья. Капитальные вложения в
жилищное строительство не должны быть обременительными ни для
частного предпринимателя, ни для госслужащего. Россия нуждается в
серьезной реновации индивидуального жилья вне города. Значительная
часть сельского жилого фонда пришла в ветхое состояние. Другой
приоритет – градостроительство и архитектура. Ведь архитектура – это
безмолвный учитель. Безликость домов на улицах накладывает отпечаток
на души людей. Посмотрите на храмы – в их внешнем и внутреннем
убранстве, в совершенных формах, прекрасных иконах и фресках человек
учится видеть красоту мира Божия. А потом сравните древние церкви с
унылыми постройками советской эпохи – однотипными, в серых и черных
тонах. Я думаю, архитектурное убожество повлияло и на нравственное
состояние общества. Теперь мы впали в другую крайность –
отсутствие единого стиля, либерализм в области строительства. Каждый
делает то, что ему придет в голову. В любом дачном поселке, где
заранее жестко не заданы принципы планировки участков и
архитектурные параметры, мы наблюдаем полный разнобой. В таких
местах просто неприятно жить. А попробуйте в Германии самовольно
перекрасить крышу на своем доме, поставить его на два метра дальше
от «красной» линии или поменять стандарт розеток – вы будете тут же
наказаны. Подобные вопросы четко регламентированы для всех
населенных пунктов.
-- Хаос царит и в
административно-юридической сфере...
-- Государство дало людям
садовые участки, а потом забыло про это. И теперь на месте бывших
огородов выросли поселки, где люди проживают постоянно. Но этих
поселков нет на карте! Сюда не едет «скорая помощь», не дождешься и
других служб. Приходится решать сложнейшие проблемы с подведением
электричества, газа, воды. Оформление собственности на землю и
постройки буквально сводит с ума – везде бесконечные очереди,
непонятные требования и придирки. Чиновники месяцами гоняют людей по
кругу – не отказывают, но и не выдают соответствующие
свидетельства.
-- Так дела обстоят не только в индивидуальном
строительстве.
-- Конечно. Попробуйте получить землю и все
необходимые разрешения на капитальное строительство в Москве. Именно
из-за глубокой коррумпированности надзорных и контрольных органов
высшее руководство пошло на полную либерализацию строительных норм.
Ведь если в Англии или Германии чиновник побоится взять сто условных
единиц и дать добро на какое-то нарушение при постройке или ремонте
– у нас сам попросит, а иногда и потребует взятку. Бал правят
деньги. Чистая коммерция вытеснила архитектуру и серьезный,
хозяйский подход к делу. В такой ситуации можно и нужно было бы
заняться нравственным оздоровлением общества, изменить моральный
климат в нашем государстве. Но люди, принимающие решения, предпочли
пойти чисто административным путем и «убрать препоны». Проблема
коррупции не исчезла, но развился хозяйственный хаос, который
обернулся некачественным строительство и способствовал появлению
архитектурных уродств. Отсутствие надзора становится причиной
чрезвычайных ситуаций и трагедий: вспомним недавний случай на
Мичуринском проспекте, когда во время строительных работ на ТЭЦ
обрушилась часть здания. На стройках трудится немалое количество
неквалифицированных рабочих, в том числе иностранцев – узбеков,
украинцев, молдаван. Они не имеют необходимых знаний и
профессиональных навыков, но берутся за все – начиная с «элитных»
коттеджей и заканчивая домами по 30–40 этажей. Понятно, что,
поскольку никто не проверяет качество работ, технология нередко
нарушается.
-- Подобные проблемы с качеством характерны и для
разрекламированных многоэтажных «элитных» комплексов?
-- Да,
безусловно. Причем, как правило, чем больше рекламы, тем ниже
качество строительства...
СОЮЗ ГОРОДА И
ДЕРЕВНИ
-- Ваши недавние выступления по поводу
объединенного генплана Москвы и Московской области вызвали резко
отрицательную реакцию со стороны столичных властей. О чем все-таки
идет речь?
-- Моя идея проста – не должно быть отдельного
генплана развития Москвы, его необходимо увязать с планом области.
Столица не может жить отдельно от своего окружения. Например:
проблема автомобильных пробок может быть разрешена только при учете
сообщения с областью. В Москве редко кто научно рассчитывает
транспортные потоки. Но, допустим, составители московского генплана
это сделали. Узнали, сколько жителей в районе, учли наличие
предприятий, магазинов, культурных центров и построили шоссе в
четыре полосы. А тут областной губернатор принимает вполне понятное
решение – возвести вдоль этой трассы на выезде из столицы огромные
супермаркеты и торговые центры. Туда направляются мощные потоки
покупателей-москвичей, но, когда строили дорогу, их же в расчет не
брали! Результат – километровые пробки. Еще пример: в области
один за другим возникают поселки. Но школ там нет, как и других
элементов инфраструктуры. Естественно, люди каждый день вынуждены
ездить в Москву. Это дополнительная нагрузка на шоссе, не учтенная в
генплане. Такая же непродуманность наблюдается с водозабором,
мусоровывозом, снабжением топливом и уборкой
территорий. Постепенно столица превращается в замкнутый
перенаселенный мегаполис, в котором почти невозможно жить.
Отгородившись от области, Москва вынуждена строить небоскребы,
искажающие архитектурный облик города и несущие реальную
экологическую угрозу. А транспортные и социальные проблемы все равно
не решаются. Какой же в этом смысл? Ведь Россия – не Япония, она
располагает колоссальными территориями!
-- В каком состоянии
находится московский строительный комплекс?
-- За все эти годы
уровень работы профессиональных строителей заметно вырос. Они
усовершенствовали менеджмент предприятий, научились сотрудничать с
банками, освоили новые технологии. Есть много хороших компаний. В
сфере подземного строительства, мостостроения у нас работают,
наверное, лучшие специалисты в мире. И Ресину, и Лужкову нужно
отдать должное за то, что они сохранили и развили строительный
комплекс Москвы, бывшие ДСК, тресты и управления. Это очень большое
дело.
-- А как обстоят дела в регионах?
-- Мне нравится
государственная политика в области строительства в некоторых
регионах. Например, в Белгородской области сделана ставка на
возведение индивидуального жилья. Продумана схема финансирования,
отработан экономический механизм поддержки собственников жилья. И
качество очень высокое. Я сам недавно видел добротно поставленные
дома в деревнях, прекрасные дороги. А по темпам белгородцы обгоняют
Москву, если пересчитывать количество построенного жилья на число
жителей. Есть и другие примеры – к счастью, успешная строительная
деятельность ведется далеко не только в центре России.
Беседу вел Дмитрий Сапрыкин
(Впервые опубликовано в журнале "Русский предприниматель")
|