Интервью с академиком Российской академии архитектуры и строительных наук Юрием Бочаровым.
РОССИЙСКИЙ
СТАМБУЛ
-- Юрий Петрович, как выглядит сегодня Москва с
градостроительной точки зрения, если сравнивать ее с другими
столицами мира?
-- С моей точки зрения, Москва все больше
напоминает столицы развивающихся государств Азии и Латинской
Америки, например, Стамбул или Буэнос-Айрес.
Торгово-распределительные функции города стремительно увеличиваются,
но никто не собирается менять их на производительные и
инновационные, восстанавливать во многом утерянные позиции Москвы
как центра науки и образования. Поэтому, на мой взгляд, столица не
может выполнить своей важнейшей задачи – превратиться в лидера
структурной перестройки экономики. В то же время Москва
перенаселена – по плотности населения на единицу площади ее можно
сравнить только с тем же Гонконгом или, скажем, Шанхаем.
Естественно, устаревшая транспортная система не справляется с
растущими пассажиропотоками, и через три-четыре года город ожидает
автомобильный коллапс. Экологическая обстановка также становится
угрожающей: лишь шесть процентов территории города специалисты
считают условно благоприятными для проживания! По уровню смертности
и тяжелых заболеваний Москва – одна из худших столиц Европы. По
степени озеленения она во много раз уступает таким городам, как
Вена, Вашингтон, Канберра. А недавно компания Merser Human
Resources, оценив 215 крупных городов мира по уровню их
безопасности, пришла к выводу, что Москва сегодня – самая
криминогенная столица в Европе. При том что число сотрудников
правоохранительных органов у нас в 2–2,5 раза выше, чем в Нью-Йорке,
Лондоне или Токио.
-- Но ведь московское правительство
предлагает определенные меры по решению возникших проблем...
-- Предлагаемые меры, например строительство 200 высотных объектов, в
том числе кольца из 60 небоскребов, едва ли улучшат ситуацию. Скорее
всего, условия жизни ухудшатся. Жизнь в многоэтажках, куда
переселяют большинство москвичей, вредит здоровью и плохо отражается
на психологическом состоянии людей. Дети меньше играют, больше
болеют… Во многих городах (например, Глазго, Детройте, Чикаго)
подобные высотные жилые дома десятилетиями стоят пустыми, поскольку
ломать их дорого. А предлагаемые решения транспортных проблем
попросту неэффективны. Например, в московском правительстве активно
обсуждается идея сделать движение в центре столицы односторонним.
Это, мол, увеличит пропускную способность улиц на 10–15 процентов.
Но ведь и пробег автомобилей возрастет в среднем на 8–9 процентов.
Проблема пробок носит системный характер, и решить ее можно, только
серьезно реконструируя транспортную систему. В любом случае
требуется децентрализация зон экономической активности города. В
столице нужно строить новые магистрали, мосты, развязки, создавать
систему перехватывающих автостоянок, где можно будет оставить
машину, пересаживаясь на общественный транспорт. Для радикального
решения транспортной проблемы в Москве необходима комплексная
федеральная программа.
-- А как вы оцениваете современное
состояние московского строительного комплекса?
-- Строительный
комплекс Лужкова–Ресина во многом остается наследником тоталитарной
эпохи и свидетельствует о сохранении сверхмонополизации власти в
столице. Если не считать иностранных компаний, сегодня в
строительстве занято 900 тысяч человек, то есть 17 процентов всех
производственных кадров города. В большинстве столиц мира этот
показатель максимум – 3–5 процентов. Если в Москве на одного
представителя сферы высшего образования приходится семь строителей,
то в Лондоне, наоборот, на одного строителя приходится 15, а в
Вашингтоне – 35 студентов и преподавателей. Как и в советские
времена, строительному комплексу подчинены проектировщики, система
охраны памятников, лицензирования строительных работ. Закрытая
структура комплекса позволяет мэрии одной рукой принимать волевые
решения о сносе вполне добротных жилых домов и исторических
памятников, а другой – строить на освободившихся участках
сверхдорогие высотные дома. Если в год строится 4,5 миллиона
квадратных метров, то сносится около 600 тысяч, или 10–12 тысяч
квартир. А ведь во многих случаях речь идет о прямых нарушениях прав
человека!
ЛОКОМОТИВ ИЛИ ПЫЛЕСОС?
-- И какой же,
по-вашему, должна быть стратегия развития Москвы?
-- Чтобы
говорить о стратегии, нужно прежде всего решить проблему статуса
столицы. Обычно главные города всех мировых держав развиваются под
контролем президентов или глав правительств. Им подотчетны и мэры
больших городов. Размещение федеральных объектов определяет
политические аспекты градостроительной структуры города. И только
Москва стала исключением из этого правила. Правительство России во
многом утратило контроль над своей столицей и примирилось с
перераспределением власти и собственности в пользу мэрии.
Государственная монополия на землю сменилась муниципальной
монополией. С другой стороны, в Москве концентрируются основные
финансовые ресурсы России. Доступ к ним для других регионов страны
ограничен. Столица с большим отрывом занимает первое место по
показателям душевого производства валового регионального продукта.
Она получает львиную долю всех внутренних инвестиций и 30–40
процентов иностранных инвестиций, обгоняя по этому показателю,
скажем, Санкт-Петербург в среднем в пять-шесть раз. Москва –
абсолютный лидер и по индикаторам уровня жизни населения. На столицу
приходится около 30 процентов всего розничного товарооборота России.
Разумеется, такие привилегии ведут к стремительному росту населения
Москвы и депопуляции некоторых других регионов страны, к запустению
и стагнации малых населенных мест. Москва сегодня – самый крупный
город не только России, но и Европы. Но, как отмечает профессор
Маршалл Голдман из Гарварда, «обычно столица вытягивает за собой
страну, но в России Москва – это, увы, не локомотив, а
пылесос». Поэтому назрела необходимость планомерной
субурбанизации и децентрализации столичного региона. Понятно, что
подобную политику могут осуществить только государственные структуры
федерального уровня. Такая стратегия позволит связать
реструктуризацию экономики и обеспечить устойчивый рост
благосостояния городского и сельского населения. Тем самым будут
прекращены споры между Москвой и Московской областью о земле, зонах
отдыха, аэропортах, инженерной инфраструктуре, воде, торговых
площадках.
-- Недавно с подобной инициативой выступил Госстрой
России. Кроме того, он предложил выделить в Москве специальные
территории, подконтрольные федеральному правительству. Это вызвало
резкую критику столичного правительства и городской думы...
-- Реакция московских властей вполне понятна. Ведь Госстрой, защищая
интересы центрального правительства, по существу предлагает
ограничить монополию мэрии на федеральную столицу. В центре
Москвы можно сформировать территории, которыми будут управлять
федеральные органы. В России с 2001 года уже есть территории
федерального значения, например в Санкт-Петербурге. Спрашивается,
почему подобные зоны в Москве не могут регулироваться новым законом
«О статусе столицы»? Мировой опыт свидетельствует, что это –
наиболее рациональный подход при разделении компетенции центральной
и местной властей в столицах федеральных
государств.
СУДЬБА УРБАНИСТОВ
-- Юрий Петрович,
вы работали в ведущих образовательных центрах России и мира.
Расскажите, как у нас обстоят дела в этой области?
-- Наши
вузы дают неплохое специальное образование в области строительства и
архитектуры. Но ощущается явный недостаток в подготовке
профессионалов, способных принимать системные, стратегические
градостроительные решения. Россия остается одной из немногих стран
мира, где до сих пор нет профессиональных планировщиков городов
(градостроителей-урбанистов). Монополия на планировку городов
сохраняется за сферой профессиональной архитектуры. Это во многом
объясняет, почему социально-экономические, демографические,
инженерные, гигиенические последствия развития городов долгое время
недооценивались. В свое время российские ученые были в числе
пионеров разработки градостроительной науки. Но в тридцатых годах
теоретики урбанизма и инженеры-планировщики подверглись политическим
репрессиям за якобы использование градостроительных идей
социал-демократов Европы и США. После этого в вопросах планировки
городов на первое место вышла идеология тоталитарного государства. А
отрицание достижений теории планировки городов, их экономической,
социальной и технических подсистем имели примерно такие же
последствия для России, как и осуждение коммунистической партией в
40–50-е годы генетики, социологии и кибернетики.
Беседу вел Дмитрий Добровольский
(Впервые опубликовано в журнале "Русский предприниматель")
|