Вопреки распространяемым сообщениям о том, что "Академия сдалась ", научная деятельность Российской Академии Наук и ее участие в государственной образовательной политике продолжается. В рамках реализации Общественно-политического проекта "Собрание родителей", а также в соответствии с программой научных мероприятий Российской Академии Наук при участии Института истории естествознания и техники им. С.И.Вавилова и Центра исследований научно-образовательной политики ИИЕТ РАН 30 ноября 2006 года состоялась конференция "Государственная образовательная политика: история и современность". В центре внимания участников был вопрос изучения практики реализации основного принципа государственной образовательной политики: принципа открытого демократического государственно-общественного характера управления образованием и научной деятельностью.

См. также СОБСТВЕННОСТЬ РАО ДОСТАЛАСЬ ЧИНОВНИКАМ!?

Учёным вывихнули устав.

Газета. ру от 15 июня 2007 года

Текст: Марина Лемуткина. Фото: ИТАР-ТАСС.

 

Минобрнауки больше не возражает против проекта устава РАН, подготовленного академиками, и не настаивает ни на создании в академии чиновничьих наблюдательных советов, ни на лишении ее социальной сферы. Теперь принятие устава РАН стопорят Минфин и Минэкономразвития. Они хотят забрать у академиков часть недвижимости и пересмотреть механизм финансирования РАН.

Как стало известно «Газете.Ru», обсуждение в правительстве проекта устава Российской академии наук (РАН) отложено на неопределенный период. Исполнительную власть не устраивает даже намек на финансовую и имущественную самостоятельность академии.

Прежние возражения Минобрнауки против основных положений проекта устава РАН сменили новые – Минфина и Минэкономразвития, рассказал «Газете.Ru» министр образования и науки Андрей Фурсенко.

Главной проблемой, которую так и не удается решить, является «механизм финансирования академий в целом и их подведомственных организаций. Не исключается вариант, когда придется в срочном порядке вносить поправки в Бюджетный кодекс». Это Фурсенко признал, выступая в четверг вечером на «правительственном часе» в Госдуме. Кроме того, констатировал он другое поражение науки в борьбе с финансистами, «к сожалению, нам так и не удалось доказать своевременности введения налоговых льгот для науки и инновационного бизнеса».

Еще одним камнем преткновения стал вопрос об условиях «непрофильной деятельности» академии. К таковой, в частности, в правительстве относят всю социальную инфраструктуру РАН, включая многочисленные объекты социального и бытового обслуживания. По данным Минобрнауки, на 397 научных организаций академии приходятся сейчас 38 организаций управления, 34 организации научного обслуживания и 89 организаций социальной сферы.

Вся эта дорогостоящая недвижимость, считают федеральные чиновники, должна быть изъята из структуры РАН и передана на региональный или муниципальный уровень – под управление их местных коллег.

Взамен академикам пытаются навязать некие «средства для закупки соответствующих услуг», на что те, понятно, не соглашаются.

Впрочем, подчеркнул глава Минобрнауки, его ведомство на этом решении не настаивает, а лишь считает его «целесообразным». Таким образом, убежден он, академики избавились бы «от необходимости вести непрофильную для них деятельность с тем, чтобы они могли в максимальной степени сосредоточиться на проведении исследований». «Кстати, такие решения существенным образом сократили бы расходы на управленческий аппарат академий», – добавил министр.

Не настаивает Минобрнауки и на остальных принципиальных пунктах своих прежних разногласий с РАН вокруг устава академии.

В частности, не идет больше речи о передаче реальной власти в академиях чиновничьим наблюдательным советам, ранее изобретенным в ведомстве.

Вместо этого, отметил Фурсенко, он полагал бы «целесообразным создание при академиях общественных советов» наподобие того, что существует в его собственном министерстве. «В первую очередь в этом должна быть заинтересована сама РАН. Но если академики считают, что такой орган им не нужен, а будет только мешать руководить академией, то я не буду настаивать, чтобы этот орган существовал», – заявил он «Газете.Ru». «Речь идет о создании устава, который будет развивать РАН и полностью впишется в российское законодательство. Пока в связи с поданным вариантом возникли коллизии, которые мы пытаемся разрешить совместными усилиями», – подчеркнул он.

В РАН убеждены, что предложенный академией устав, как ему и положено, полностью соответствует российскому законодательству.

«Все, что не запрещено законом, мы имеем право отразить в уставе академии. А вот все чиновничьи попытки ослабить или дезавуировать положения закона своими подведомственными актами недопустимы», – настаивает президент РАН Юрий Осипов.

Вместо того чтобы вести имущественно-финансовый подкоп под фундаментальную науку, считают в РАН, государство должно поддерживать ее. Причем не ожидая от открытий сиюминутной финансовой отдачи.

«Крупнейшие открытия фундаментальной науки непредсказуемы, а непосредственная отдача от них условна. Государство должно лишь поддерживать развитие фундаментальной науки, финансируя ее и предоставляя ей льготы, оставив оценку открытий научному сообществу», – заявил президент РАН в Госдуме.

Пока же государство финансирует науку по минимальной – инерционной – схеме, подчеркивают в РАН. Обещанное повышение зарплат ученых стопорят межведомственные неувязки, а научное оборудование почти не обновляется. По оценке Юрия Осипова, государство должно ежегодно тратить на эти цели не менее 3 млрд рублей, в то время как последнее крупное вливание в матбазу фундаментальной науки состоялось в 2005 году и составило лишь 1,5 млрд. В итоге показатель стоимости фондов на одного человека в РАН не превышает сейчас 100 тыс. рублей (менее $4 тыс.) в то время как в остальных развитых странах мира он составляет порядка $200 тыс., подчеркнул он.

15 ИЮНЯ 2007 20:18

 

Устав от согласований

 

19/06/2007 "Российская газета" Юрий Медведев

 

Почему главный академический документ до сих пор не передан в правительство

Коллизии вокруг Устава РАН, обострившие и так не простые отношения между академией и минобрнауки, продолжаются. Срок передачи в правительство документа, который должны были согласовать все заинтересованные стороны, в очередной раз перенесен. По просьбе "РГ" ситуацию комментирует заместитель министра образования и науки РФ Владимир Фридлянов.

Российская газета Общее собрание РАН, утвердившее в конце марта Устав академии, категорически отвергло наиболее радикальные наработки, представленные в так называемом Модельном уставе. И сейчас, кажется, что согласия нет. Ведь прошло уже более двух месяцев, а документ в правительство так и не представлен. Почему?

Владимир Фридлянов Могу сразу сказать, что все заинтересованные стороны работают в самом тесном контакте, и многие спорные вопросы уже сняты. В то же время некоторые проблемы еще остались. Но поймите, это вовсе не означает, что кто-то хочет ущемить академию, лишить ее каких-либо прав, как пытаются нередко представить в ряде СМИ Сложность в том, что изменилось и само понятие "академия", и появились новые законы, куда надо эту новую "академию" встроить. Раньше это было государственное учреждение, которое финансировалось по определенному принципу. Она получала деньги из бюджета и распределяла их по сметам расходов и доходов.

После принятия поправок в Закон "О науке", статус академий изменился. Теперь это "некоммерческая организация, государственная академия наук". Согласно Бюджетному посланию президента страны финансирование программы фундаментальных исследований, которые ведут государственные академии наук, должно осуществляться преимущественно субсидиями или грантами

РГ А что здесь принципиально нового?

Фридлянов Разница существенная. Субсидирование предусматривает, что деньги идут на выполнение конкретной программы и они распределяются между организациями преимущественно по конкурсу. Вот эту схему финансирования и предстоит разработать минфину во взаимодействии с академиями.

РГ Еще один "вечный" вопрос - имущество академий. Здесь появилась ясность?

Фридлянов Есть вопросы. И опять все упирается в новый статус академий. Дело в том, что в Гражданском кодексе есть понятие "некоммерческой организации", но среди их списка нет такой формы, в которой теперь существуют государственные академии наук. И сразу возникает проблема, а какое имущество и в каком виде может быть закреплено за этими академиями?

РГ То есть академии выпали из Гражданского кодекса и других законов и могут остаться без имущества?

Фридлянов Все не так страшно. В законе о некоммерческих организациях после конкретного перечня "некоммерческих организаций" есть запись "и другие формы, предусмотренные федеральными законами". Вот сюда и должны вписаться академии. Но в такой форме, чтобы не противоречить законодательству и имущественному праву. Здесь мы ждем четкого заключения по уставам академий от минэкономразвития.

РГ Насколько я знаю, не решен вопрос, могут ли академии вести коммерческую деятельность. Но, с другой стороны, от академий требуют, чтобы они занимались инновациями. Одно с другим не сочетается.

Фридлянов Здесь надо внести ясность. Вступающие в силу с 2008 года поправки в Бюджетный кодекс предусматривают, что бюджетные учреждения могут предоставлять платные услуги, но до вступления в силу специального федерального закона. А он уже должен определить особенности использования бюджетными учреждениями средств от оказания платных услуг и средств от иной приносящей доход деятельности. Такой закон предстоит разработать Другое дело - непрофильные для науки организации, скажем, детские сады, магазины, ЖЭКи и т.д. Их лучше из ведения академий передать на региональный и муниципальный уровни. Кстати, сами академии против этого ничего не имеют

РГ Больной вопрос - Наблюдательный совет, который вызвал бурю возмущений общего собрания РАН. По сути этому совету передавалось все управление академией. Министерство продолжает настаивать на создании этого органа?

Фридлянов Давайте разберемся, что имеется в виду. Например, при минобрнауки есть общественный совет, куда входят члены Общественной палаты и те, кого они привлекли к работе совета. Нас же, сотрудников министерства, на заседания только приглашают. Чем занимается такой совет? К примеру, разрабатывается какой-то закон в области образования или образовательные стандарты. Мы знакомим совет с нашими наметками, советуемся. И это только во благо. Разве плохо, что общественность вовремя нам подсказывает, где мы можем ошибиться. Это, по сути, предварительная общественная экспертиза.

Нам кажется, что и академиям такой совет нужен. В него могут входить представители той же Общественной палаты, власти, предприниматели. Такой совет не должен ничего диктовать академии, а высказать какие-то предложения. Скажем, какие разработки ждут от ученых в конкретной отрасли промышленности, в экономике, экологии. Какой крупный проект требует академической экспертизы. Словом, совет должен формулировать науке потребности общества. Но ни в коем случае не распределять бюджетное финансирование

РГ Это совсем не то, что было записано в Модельном уставе, так напугавшем академиков. Скажите, есть шанс, что ученые и чиновники договорятся и не придется вновь созывать общее собрание, чтобы утверждать кардинально переработанный новый Устав РАН?

Фридлянов Уверен, что в ближайшее время уставы академий будут доработаны и внесены в правительство.

http://www.mon.gov.ru/press/smi/3878/ (Сайт Министерства образования и науки РФ).

 

 


Обсудить в форуме .

Rambler's Top100
: Copyright 2000-2004 "Проектный центр ДОКСА"