Р Е Ш Е Н И Е.

XVIII Всероссийской научно-практической конференции «Филология и школа»: русская классика как основа формирования образованной личности в России» (5-6 ноября 2008 г.), организованной по инициативе Комиссии по вопросам преподавания литературы и русского языка РАН при участии Комиссии РАН по образованию, Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН, кафедры филологии Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, Российской народной академии наук.
   
    XVIII Всероссийская научно-практическая конференция «Филология и школа»: русская классика как основа формирования образованной личности в России», подтверждая актуальность выводов и рекомендаций IV-XVII аналогичных конференций, отмечает: состояние преподавания словесности в современной общеобразовательной массовой школе остаётся совершенно неудовлетворительным вследствие повреждённого «реформами» содержания программ и, прежде всего, недопустимого сокращения в них обязательных для изучения текстов русской классики.
    Русская классическая литература, утверждающая высокие духовно-нравственные и социальные приоритеты человека и общества, ориентирующая на органическое чувство правды-истины и красоты, на «всечеловечность» и чувство ответственности перед своим народом, на действенную любовь к Отечеству, сегодня, как никогда, необходима школе.
    Некорректное сокращение содержания программ по литературе и русскому языку, пагубное для образования в целом, умаление часов по этим предметам - привело к критическому снижению уровня владения родной речью, упадку языковой компетенции общества и общей культуры молодёжи. Пагубное влияние на полноценное усвоение словесности продолжает оказывать система ЕГЭ и неуместное применение тестирования в обучении гуманитарным предметам. Всё это находится в полном противоречии с созидательными задачами, стоящими перед отечественной школой.
   
    Конференция считает:
    1. Сокращение содержания программ по литературе и русскому языку, проведенное поэтапно с 90-х годов прошлого столетия, чрезвычайно снизило общий уровень образованности и культуры отечественной общеобразовательной массовой школы. Определяющая роль родного языка в деле образования продолжает игнорироваться.
    2. Некорректное снижение внимания к полноценному изучению словесности в школе в условиях разнузданного развития массовой культуры, противоречащей в основной своей части традиционным духовным ценностям и культуре России, приводит к откровенно негативным последствиям в деле образования и воспитания молодёжи.
    3. Использование тестирования в школьном обучении в неформализуемых в тестовом отношении областях гуманитарного образования оказывает вредное влияние на качество и уровень знаний и не может заменить традиционного для русских школ сочинения на литературные темы, дающего возможность приобрести в процессе обучения необходимый культурный кругозор и необходимую степень зрелости во владении родной речью.
    4. Необходимо постоянно иметь в виду, что одной из основных задач школы является формирование полноценной личности гражданина России, то есть человека, утвердившегося в родном слове, сознательного, духовно и нравственно устойчивого, исторически верно ориентированного, эстетически воспитанного, патриотически убеждённого, способного самостоятельно мыслить и совершенствоваться в стремлении к созиданию. Эти задачи нельзя решить при современном положении изучения русской классики в школе. Ибо «сила русского искусства, русской литературы... в чувстве совести» (Г.В. Свиридов). Необходимо вернуть русскую классику в программы современной школы в объёме не меньшем, чем это было в школе ХХ века в период её расцвета.
    5. Преподавателям-словесникам необходимо не ослаблять усилий в деле восстановления программ по литературе и русскому языку, способных обеспечить необходимый языковой и культурный уровень современной школы России.

Сайт Русский Вестник (rv).ru от 30.10.2009г.


Rambler's Top100
Copyright 2000-2004 "Проектный центр ДОКСА"