Комментарий руководителя Общественно-политического проекта "Собрание родителей" Игоря Литвененко к статьям, приводимым ниже...

Прежде всего хотелось бы поблагодарить корреспондентов Комсомольской правды Андрея Рябцева, Алену БОБРОВИЧ и Александру МАЯНЦЕВУ за неравнодушие к столь сложной теме: школьное образование детей. Зная не по наслышке эту историю и вообще историю взаимоотношения родителей школы и администрации (прежде всего ее директора), абсолютно уверен, что все происходящее в общеобразовательном учреждении так или иначе зависит прежде всего от директора школы, от его отношения с Законными представителями, родителями, а потом уже с педагогическим коллективом, убежден, что именно с этим в школе №596 большие проблемы! Это становиться ясно и из статей "Комсомолки". Подобно тому, как в случае с Ромашкой Лебедевым - Царство Ему Небесное, в "ленинградской" школе №262 так и не прозвучала позиция родителей школы до и после трагедии, я так понимаю, что в московской школе №596 с этим тоже "все хорошо"! ПРЕЖДЕ ВСЕГО НАШЕ РАВНОДУШИЕ К ДЕТЯМ И К ДРУГ ДРУГУ "колечит" наших детей! Когда наконец МЫ РОДИТЕЛИ ЭТО ОСОЗНАЕМ, КАКУЮ "ЦЕНУ" МЫ ДОЛЖНЫ ЗА ЭТО ЗАПЛАТИТЬ!? Когда мы найдем в себе силы и потребуем от органов управления образования и органов государственной власти не на словах, а на деле, создать все необходимые условия для реализации наших конституционных прав и обязанностей по участию в воспитании и образовании своих детей и защите их законных прав! Со своей стороны, то, что произошло в школе №596, мы не собираемся оставлять без должного внимания...

 

 

Пятиклассник выбросился с третьего этажа школы.

Торопясь на педсовет, учительница заперла мальчика в кабинете

Одноклассники одиннадцатилетнего Никиты (фамилию не указываем по просьбе мамы) ведут к месту падения. На асфальте следы крови.
 
- Он вон оттуда выпал, из 302-го кабинета, - показывают дети на крайнее окно. - У нас там математика до этого была.
 
Прикидываю расстояние - метров десять точно будет. Чудо, что ребенок выжил после такого падения.
 
Трагедия случилась в столичной школе № 596. После урока педагогов позвали на внеочередной педсовет. Директор Ирэна Валерьевна Мамбетова отличается строгим нравом. Учителя спешили. Торопилась и учительница математики Елена Сергеевна Беллер. Выпроводила пятиклашек в коридор, заперла кабинет и побежала к начальству, не заметив, что в классе остался ученик. Никита стучал в дверь, звал на помощь. Дети побежали за ключом. От них отмахнулись: мол, ничего страшного, после педсовета откроем. Мальчик запаниковал еще сильнее.
 
Один в классе
 
- Никита никогда не оставался один в кабинете, боялся, - рассказывают его друзья, - особенно после того, как от них ушел папа. Он говорил, что у него от этого, как это называется... клаустрофобия!
 
Официального диагноза у мальчика не было. Мудреное слово он, возможно, прочитал в книжке и друзей ему научил. Учится Никита на пятерки. Кругозор - хороший.
 
- Я за ним такой боязни не замечала, - рассказывает мама Ольга, - дома он спокойно оставался один.
 
К спасению подключились старшеклассники. Сначала пытались сами отжать дверь. Не вышло. Побежали к охране - ключ был у охранников, но те сказали, что откроют только с разрешения педагогов. А они - на педсовете. И охране не до слез запертого ребенка, есть дела и поважнее. Прозвенел звонок, кабинет не открывали. Мальчик не знал, что педсовет затянулся. Было непонятно, когда его вызволят из этого страшного плена. А еще он понял, что опаздывает на урок. Со страха ребенок решился на отчаянный шаг - выпрыгнул в окно.
 
 
1Со множественными переломами и сотрясением мозга Никиту госпитализировали. Несколько дней он провел в реанимации. В прогнозах врачи осторожны, реабилитация будет долгой.
 
Чего боится мама?
 
Мама от общения с прессой отказывается. Причину трагедии объясняет кратко: халатность педагогов. Но при этом, как ни странно, никого не винит. Наоборот, благодарит директора за поддержку. А вот «КП» директор довольно грубо передала через секретаря: обсуждать историю не будет.
 
Мы и не удивились: Ирэна Валерьевна уже попадала в поле зрение «КП» (см. номер от 30 сентября 2005 г.). Тогда один из родителей, Игорь Галкин, объявил войну незаконным поборам в этой школе. Газета встала на сторону читателя. Незаконный сбор средств в школе прекратили.
 
- У мамы не было выбора, - считает Игорь. - Согласись она общаться с вами, директор ее затравит. Она это умеет! Когда я в свое время обратился за помощью в СМИ, моей дочке по ее приказу устроили бойкот. Ставили задним числом двойки, унижали. Дело было громкое. Уверен, мама Никиты это помнит и боится повторения. Не сомневаюсь, что историю замнут.
 
Мы позвонили в прокуратуру. Там сказали, что сейчас территориально-следственный отдел занимается проверкой случившегося. Случай нетипичный, поэтому сроки несколько раз продлевались. По результатам решат, есть ли повод возбуждать уголовное дело.
 
«Не указывайте фамилии!»
 

1Все папы-мамы из 596-й, с кем мне удалось поговорить, хором утверждают, что в школе армейская дисциплина и культ директора. Та едва бровью поведет, как учителя берут под козырек, выполняя приказ. Пусть и в ущерб детям. Видимо, боязнь директорских репрессий выше педагогического долга и материнского инстинкта. Иначе как объяснить, что учительница не покинула «очень важное собрание», чтобы открыть кабинет. Добежать до запертого и рыдающего от страха ребенка - минутное дело. Да, дети мегаполисов - особые, у них много странных фобий. Но это дети! Их искренние слезы в любую эпоху должны быть выше планерок и прочих бюрократических собраний. И это очень странно, когда ключевым словом в отношении к школе становится слово «страх». Никита боялся, что опоздает на урок, его мама боится шумихи вокруг этого дела, родители других детей, рассказавшие нам об этом случае, умоляют: «Не указывайте нашу фамилию, к моему ребенку в школе только-только начали относиться по-человечески!»
 
 
 
КОММЕНТАРИЙ ПСИХИАТРА
 
Михаил ВИНОГРАДОВ, психотерапевт-криминалист: Приступ клаустрофобии спровоцировал «комплекс отличника»!
 
- Я консультировал следствие по этому делу. Мама, правда, могла и не заметить, что у сына бывают приступы клаустрофобии. Да, он спокойно оставался дома - там знакомые игрушки, книжки. Поэтому и не боялся. А о том, что бывают проблемы вне дома, не рассказывал. Видел, что мама и так переживает из-за развода.
 
Здесь ребенок оказался в незнакомом помещении. Едва начался учебный год, дети еще не освоились в классах, не изучили характер учителей - они только-только перешли в среднюю школу. Случись эта история после последнего урока или в конце года, возможно, трагедии и не было бы. Но здесь он понял, что опаздывает на урок! Мальчик педантичный - никогда не опаздывал и не прогуливал. Как на опоздание прореагирует малознакомая учительница, неизвестно. Да и мама расстроится! Вот он и нашел единственный для себя выход.
 
Не культивируйте в детях «комплекс отличника». Объясните ребенку, что после случайной двойки или прогула жизнь не кончится.
 
Учительница, закрывшая ребенка, у меня претензий в психологическом плане не вызывает. Она из «торопыг» - вечно спешит, все делает на бегу. Ребенка она действительно не заметила. К трагедии привела фатальная небрежность.

Александра Маянцева, kp.ru от 09.10.2007г.

 

 

Учительница довела сироту до самоубийства.

Не сумев добыть 350 рублей на ремонт класса, 14-летний петербуржец бросился под поезд

1Ромка Лебедев почти не помнил маму. Она умерла, когда ему было два года, а его старшему брату Денису - 5 лет. Мальчишек растила бабушка Тамара Александровна. Жили бедно - на бабушкину пенсию в две с половиной тысячи и скудное пособие по опекунству. С пятого класса Роминым классным руководителем стала Вера Шелдукова, учитель математики. Педагог требовательный и жесткий. Но конфликтов у улыбчивого и способного Ромки с ней не было. Наоборот, она всегда ставила его в пример.
 
Но в конце прошлого учебного года все изменилось. Родительский комитет стал собирать деньги на ремонт класса - по 350 рублей с ученика. Принесли все, кроме Ромы.
 
- Ну нету у нас таких денег! - плачет Тамара Александровна.
 
«Все свободны. А ты, Лебедев, останься»
 
В начале сентября Вера Аркадьевна снова напомнила о долге. Денег по-прежнему не было.
 
- Тогда она подняла Ромку перед всем классом и сказала: «Тебе, Лебедев, придется отрабатывать долг. Месяц будешь работать уборщиком». А ведь у него спина больная, он несколько лет носил корректор осанки, ему ведра нельзя поднимать! Я уговаривала Ромочку не ходить, но он сказал только: «Мама, я ее боюсь».
 
С тех пор почти три недели, когда заканчивались уроки, Вера Аркадьевна заканчивала день в 8-м «В» фразой: «Все свободны. А ты, Лебедев, останься. Бери швабру, ведро - и вперед». Одноклассники жалели Ромку. Самые смелые подходили к учительнице и просили: «Давайте мы Роме поможем». В ответ - жесткое «нет».
 
Домой Ромка возвращался уставший и замученный. Иногда жаловался бабушке на боли в спине, говорил, что Вера Аркадьевна заставляла его по нескольку раз перемывать полы, показывая на грязные участки.
 
- Да и мне она звонила! - говорит бабушка Тамара Александровна. - Жаловалась, что Рома плохо убирает. Говорила: «Я научу вашего внука мыть полы!» Лучше бы она его математике учила!
 
«Не хочу быть рабом»
 
- В тот день я хотела встать, разогреть Роме завтрак, но внучек меня опередил, сказал только ласково: «Мам, ты сиди, я сам все сделаю», - вспоминает бабушка. - Потом ходил-ходил по квартире, а на прощание прижал мои руки к себе, затем в щеки расцеловал, обнял крепко. Я чувствовала, как у него сердечко стучит сильно-сильно. Видно, прощался он со мной. Если бы я только знала! Не выпустила бы его из квартиры, ходила бы за ним хвостиком!
 
В школу Рома не пошел. Отправился на станцию, написал записку, что у него больше нет сил терпеть издевательства учительницы и что он больше не хочет быть рабом и уборщиком. Потом залез под платформу, а голову положил на рельсы...
 
На похороны пришел весь класс, а также ребята из параллелей и учителя. Не было только классного руководителя и директора школы.
 
В 8-м «В» алгебру и геометрию по-прежнему ведет Вера Аркадьевна Шелдукова.
 
- Она вся заплаканная ходит, - говорит одноклассник Романа Максим. - О Ромке ни слова не сказала. Как будто ничего не произошло. Если бы мы знали, что все так серьезно, то попытались бы его спасти. Наверное, в этой смерти есть маленькая доля и нашей вины?
 
 

1
Вместо математики классная учила Рому мыть полы.
Р.S. Вчера прокуратура Санкт-Петербурга возбудила уголовное дело по факту доведения до самоубийства несовершеннолетнего подростка. Дело заведено в отношении Веры Шелдуковой, классного руководителя погибшего Ромы Лебедева.
 
По словам прокуратуры, фигурантами по этому делу могут также оказаться и другие сотрудники и руководители школы № 262. Если вина учительницы будет доказана, ей грозит до пяти лет лишения свободы.
 
 
 
А В ЭТО ВРЕМЯ В МОСКВЕ
 
«Мы так и не поняли, на что школа тратила наши деньги»
 
Родители семиклассницы год боролись с вымогателями-учителями
 
- Я как-то просто поинтересовался: с чего это мы должны платить за учебу в государственной школе? - рассказывает Игорь ГАЛКИН, отец семиклассницы 596-й московской школы. - Директриса Ирэна Валерьевна Мамбетова занервничала и отправила меня к председателю Попечительского совета школы. Но и у него внятного объяснения мы не получили. Ведь брать деньги за обучение школа не имеет права!
 
- Тогда я написал  в Северное управление образования, потом в Департамент образования города, потом уполномоченным по правам человека и ребенка. Даже самому мэру, - продолжает Игорь. - Я и не предполагал, что добиваться ответа на такой простой вопрос придется целых десять месяцев. А пока я получал из инстанций расплывчатые ответы, мол, «поставим на контроль, разберемся»,  директор начала отыгрываться на дочери. Учителя занижали оценки и грубили не только ей, но и всему ее классу. Предлагали «по-хорошему» сменить школу. А однажды нашу девочку не пустили на занятия. Сказали: у тебя неправильная форма. 
 
Лишь спустя год после проверки Департаментом образования супругам Галкиным объявили: да, деньги собирали незаконно, директору сделан выговор. На вопрос, куда ушли деньги, которые родители платили «за гимназические классы», никто так и не ответил. 
 
- В системе образования много «руководителей», - уверен Василий ВАШКОВ, завуч школы № 1004 Москвы, учитель химии и журналист, которого я попросил прокомментировать историю Галкиных. - Но при этом в школах нет специалистов, которые бы разбирались в финансовых тонкостях. Недаром же в свое время не разрешили вводить в школах ставку замдиректора по финансово-правовым вопросам, чтобы никто ничего не знал, а только выполнял приказы сверху. Директор сегодня каждую копеечку на парту или мел должен выпрашивать у высочайшего начальства. Расчетный счет для школы можно открыть только «с благословения чиновников». А они зачастую это не дают делать. Им выгоднее держать школьные финансы у себя в кулаке.
 
...И тут я припомнил наш разговор с замруководителя одного из окружных управлений. Она жаловалась на свою скудную зарплату и постоянные «головомойки» со стороны начальства из департамента. На мой вопрос: «А чего не уволитесь?» - чиновница подпрыгнула как ошпаренная: «А я за дело болею всей душой!» И ударила по столу рукой, на котором красовалось массивное кольцо с крупными бриллиантами.
 
Андрей РЯБЦЕВ, Алена БОБРОВИЧ («КП» - Санкт-Петербург») — 30.09.2005



Rambler's Top100
: Copyright 2000-2004 "Проектный центр ДОКСА"