ФОРМЫ УЧАСТИЯ РОДИТЕЛЕЙ В УПРАВЛЕНИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧЕРЕЖДЕНИЯМИ

(Проект для обсуждения)

I. ОБОСНОВАНИЕ

Нормы российского законодательства и основополагающие документы, касающиеся государственной образовательной политики провозглашают, что родители являются полноценными участниками образовательного процесса, должны быть "активными субъектами образовательной политики", участвовать в управлении образованием, как "открытой государственно-общественной системы" (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.", пункты 1.4, 2.4 и 2.6; Семейный кодекс РФ, статьи 63 и 64; Закон РФ "Об образовании", статья 2 пункт 6, статья 35 пункт 2, статья 52 пункт 1; Закон РФ "Об основах гарантий прав ребенка в Российской Федерации", статья 1 пункт 2 Постановление Правительства РФ от19 марта 2001 г. № 196 " Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении", статьи 44, 59-61). Обеспечение права граждан на образование должно быть неразрывно связано с государственной защитой прав родителей на воспитание и права родителей на непосредственное участие в процессе образования своих детей. Между тем на практике эти положения остаются лишь на бумаге. Механизм реализации конституционных прав родителей на воспитание своих детей и участие в образовательном процессе не обеспечен.

В пункте 2 статьи 35 Закона Российской Федерации "Об образовании" утверждается, что "управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы". В порядке создания механизма реализации этого положения в настоящее время утвержден лишь типовой устав Попечительских советов образовательных учреждений, к компетенции которых отнесено только привлечение внебюджетных средств, совершенствование материально-технической базы и содействие проведению внешкольных мероприятий (Указ Президента РФ от 31.08.99 №1134 и Постановление Правительства РФ от 10.12.99 №1379). Механизм участия родителей в управлении образовательным процессом, предполагающийся российским законодательством, пока не определен.

Департамент общего и дошкольного образования Министерства образования, правда, разработал "Методические рекомендации по функциям, организации и работе управляющих советов общеобразовательных учреждений" (письмо № АФ-144 от 27.04.2004), где частично прописаны функции советов общеобразовательных учреждений. Этот документ, однако, слабо раскрывает вопрос об участии родителей в управлении общеобразовательным учреждением, носит чисто рекомендательный характер и относится к компетенции только одного из департаментов Министерства образования. Между тем, в пункте 1.4 "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года" справедливо сказано: "Интересы общества и государства в области образования не всегда совпадают с отраслевыми интересами самой системы образования, а потому определение направлений модернизации и развития образования не может замыкаться в рамках образовательного сообщества и образовательного ведомства… Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты". Поэтому соответствующее решение может приниматься только на общенациональном уровне.

Ниже мы предлагаем для обсуждения Проект положения "О родительском собрании и Совете общеобразовательного учреждения", который может быть положен в основу законодательных актов субъектов Российской Федерации, а на общегосударственном уровне утвержден соответствующим Указом Президента Российской Федерации и Постановлением Правительства или в законодательном порядке Федеральным Собранием и Президентом Российской Федерации.

На следующем этапе необходимо разработать также нормативные документы, определяющие деятельность муниципальных и региональных родительских советов, а также представительство родительской общественности в Общественной Палате. Должен быть обеспечен демократический характер избрания в эти органы, прозрачность и эффективость их деятельности. Главными функциями общественной составляющей в рамках государственно-общественной системы образования должны стать выражение подлинного мнения родительского сообщества, обеспечение участия родителей в определении содержания образования и реализации образовательного процесса, управление внебюджетной экономикой общеобразовательных учреждений и контроль за целесообразностью и эффективностью расходования бюджетных средств.

 

II . ПРОЕКТ ПОЛОЖЕНИЯ

О родительском собрании и Совете общеобразовательного учреждения

1. Общие положения.

Настоящее положение регулирует деятельность Родительского собрания общеобразовательного учреждения (далее Родительское собрание ), определяет компетенцию и порядок формирования Совета общеобразовательного учреждения (далее Совет ), а также устанавливает уровень участия родителей в управлении общеобразовательным учреждением.

Родители являются полноправными участниками образовательного процесса.

Родительское собрание и Совет в соответствии с пунктом 2 статьи 35 Закона Российской федерации «Об образовании» являются формами самоуправления общеобразовательным учреждением и создаются в целях наиболее полной реализации родителями (законными опекунами) своих прав и обязанностей, как участников образовательного процесса, а также обеспечения государственно-общественного характера управления общим образованием (статья 2 Закона «Об образовании»).

Родительское собрание и Совет в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, действующим российским законодательством, уставом общеобразовательного учреждения, настоящим положением, а также решениями родительского собрания.

2. Организация деятельности.

Высшим органом самоуправления родителей в школе является родительское собрание . В период между школьными родительскими собраниями организует выполнение его решений Совет общеобразовательного учреждения ( далее Совет).

В работе Родительского собрания имеют право участвовать родители (законные представители) всех обучающихся, руководитель ( директор ) общеобразовательного учреждения, представители учредителя, органов местного самоуправления, а также иные лица, приглашенные членами Родительского собрания.

В состав Совета входят родители (законные представители) обучающихся всех ступеней общего образования, обучающиеся третьей ступени, работники образовательного учреждения, представители учредителя, органов местного самоуправления, а также иные лица.

Совет формируется с использованием процедур выборов, назначения и кооптации.

Члены Совета из числа родителей ( законных представителей ), обучающихся третьей ступени общего образования и работников образовательного учреждения избираются на выборах. Выборы членов Совета из числа родителей проводятся Родительским собранием. Количество членов Совета устанавливается уставом Учреждения.

Количество членов Совета из числа родителей не может быть меньше половины общего числа членов Совета.

Представитель учредителя и органов местного самоуправления в Совете назначается соответственно учредителем и местной властью.

Руководитель ( директор ) общеобразовательного учреждения входит в состав Совета по должности.

Совет вправе кооптировать в свой состав членов из числа лиц, чья деятельность связана с данным общеобразовательным учреждением по территориальному признаку или профессионально.

Совет избирает из своего состава Председателя Совета, который руководит его работой. Представитель учредителя, а также органов местного самоуправления в Совете, обучающиеся и работники (в том числе руководитель) общеобразовательного учреждения не могут быть избраны Председателем Совета общеобразовательного учреждения. Члены Совета и его Председатель работают на общественных началах.

Руководитель общеобразовательного учреждения назначается учредителем по результатам конкурса. Конкурс выборов руководителя (директора школы) проводиться в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В состав конкурсной комиссии входит представитель Совета соответствующего общеобразовательного учреждения, выбранный из числа родителей.

3. Образовательный процесс.

Совет принимает непосредственное участие в разработке и принятии устава общеобразовательного учреждения, изменения и дополнения к нему.

- Согласовывает компонент образовательного учреждения государственного стандарта общего образования и профили обучения.

- Утверждает основные направления (программу) развития общеобразовательного учреждения.

- Устанавливает продолжительность учебной недели , время начала и окончание занятий, календарь учебного года.

- Согласовывает по представлению руководителя общеобразовательного учреждения бюджетную заявку, смету бюджетного финансирования и смету расходывания средств, полученных образовательным учреждением от уставной приносящей доходы деятельности и из внебюджетных источников.

- Содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности общеобразовательного учреждения в направлении развития качества и эффективности образовательного процесса.

- Представители Совета входят в состав экспертных комиссий по лицензированию и аттестации данного общеобразовательного учреждения, а также в педагогический Совет данного учреждения.

- Организует в случае необходимости деятельность комиссий всеобуча, охраны здоровья, питания и режима работы детей в школе, правовой, нравственной, финансово-хозяйственной, предпринимательской, по работе с семьей и других комиссий.

- Рассматривает другие вопросы и принимает решения отнесенные к его компетенции действующим законодательством российской федерации, типовым положением об общеобразовательном учреждении (утв.постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001г.№196), уставом общеобразовательного учреждения.

4. Заключительные положения.

- Совет регулярно информирует родительскую и другую общественность, а также непосредственных участников образовательного процесса о своей деятельности и принимаемых им решениях и их последствиях. Совет представляет учредителю и местному сообществу ( в средствах СМИ) ежегодный доклад о состоянии дел в общеобразовательном учреждениях, тенденциях развития, о наличии негативных процессов и о возможности их устранения.

 

 

Обсудить в форуме.

 

Rambler's Top100
Дизайн: Метакультура Copyright 2000-2004 "Проектный центр ДОКСА"