Добровольно уходят из жизни дети, в посмертных записках винят учителей. Недавно еще одна из таких жутких историй случилась в ставропольском селе Александровское. Там покончил жизнь самоубийством 15-летний подросток. В оставленной записке он обвинил в своей смерти учительницу.
В этой конкретной ситуации разберется прокуратура. Мальчика не вернешь… Но важно понять мотивы сторон. Ученые Московского городского психолого-педагогического университета, исследуя тему поведения членов семьи в кризисных условиях, пришли к выводу, что в бедах детей виновно общество. Вернее, установки, которые сегодня царят в нем. Ныне, отмечают психологи, еще более заметнее отчужденность родителей и детей, явственнее дефицит душевного тепла, ласки, внимания к детям и их проблемам со стороны родителей. Родители мало общаются с детьми. Дети часто предоставлены сами себе. Вместо беседы с родителями ребенок «общается» с телевизором. Телевизор же, по мнению школьных психологов, которые обсуждали с детьми программы ТВ, «депрессивен и агрессивен». «Учителя и школьные психологи тоже отмечают возрастание негативного восприятия родителями детей. Большинство родителей с трудом способны развить в разговоре тему – «какой у меня хороший ребенок», а о том, «какой плохой ребенок», могут говорить часами, – считает психолог Надежда Авдеева. – Одновременно и сами дети затрудняются сказать что-то хорошее друг о друге».
Даже воспитатели дошкольных учреждений замечают равнодушие родителей к проблемам детей, свидетельствуют данные опросов социологов университета. Молодые папы и мамы стали реже, чем раньше, и с неохотой посещать консультации, организованные воспитателями, родительские собрания. Часто родители, не имеющие возможности взять больничный лист, проявляют равнодушие и к здоровью ребенка. Таков результат воздействия кризиса на семью. Как считает психолог Ольга Здравомыслова, в условиях социальной и экономической нестабильности под гнетом страха «не справиться» с жизнью: потерять работу, обеднеть, заболеть – родители становятся неуверенными, уязвимыми и эмоционально нестабильными. У родителей, отмечает Ольга Здравомыслова, появился сегодня новый социальный страх – неуспешность детей. Взрослые боятся, что ребенок, не подготовленный к школе или недостаточно хорошо справляющийся со школьными требованиями в старших классах, может не выдержать конкуренции с другими детьми, оказаться неудачником, малоценным в глазах педагогов и сверстников, без перспектив в будущем. Этот родительский страх въедается в душу ребенка, уверены психологи, а там и недалеко до беды. Дети терпят издевательства сверстников, а то и учителей, боясь потерять престижную школу, испортить отметку в аттестате, испортить отношения с учителями. Дети молчат и терпят, боясь доставить своим измотанным родителям дополнительные хлопоты.
Кстати, сегодня, замечают психологи, появляются и дополнительные проблемы. Речь идет и об ужесточении итоговой оценки. Если раньше выставляли «три в аттестате – а два в учительском уме», то в условиях единого экзамена беспристрастная машина выдаст законную двойку. Будет ли к этому готово родительское тщеславие? Высшая школа экономики зафиксировала в последнем исследовании на тему «Экономика образования», что число родителей, желающих во что бы то ни стало высшего образования для своих детей, возросло в последние два года еще на 7%.
Елена Герасимова
Сайт ng.ru (образование) 06.03.08 г.