О возрождении и укреплении семьи.
Длительный период господства воинствующего атеизма в нашей стране не прошел бесследно. Результатом насильственных преобразований, направленных на разрушение сложившихся устоев жизни и искоренение традиционных духовных ценностей русского народа, а позже, с 1990-х годов, — на создание культа стяжательства, эгоизма, распущенности, вседозволенности, явилось всеобщее падение нравственности, рост преступности, самоубийств, проституции, венерических заболеваний, наркомании, СПИДа, особенно среди молодежи. Человеческая душа, освободившись от нравственных императивов, оставленная в своем падшем состоянии, без благодатной помощи, легко делается добычей злых сил. Она теряет способность противостоять соблазнам и искушениям. Отсюда кризис семьи и быстрое вымирание нации.
Надеюсь, каждый помнит библейское повествование о том, как при сотворении мира Господь Бог говорил, глядя на сотворенное: «се добра зело» (Быт. 1:31). И лишь в последний день, сотворив Адама, сказал: «не хорошо быть человеку одному» (Быт. 2:18) и сотворил ему жену. Только после этого бытие человека достигло совершенства и получило благословение Божие: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт. 1:28). Таким образом, первая семья была создана Богом еще в раю, до грехопадения и должна была пребывать в вечности.
Величайшее достоинство брака доказывается и тем, что апостол Павел уподобил его союзу Христа и Церкви (Еф. 5:23-26). Именно брак остается цитаделью и школой любви для падшего человека. Именно в семье отец и мать отдают себя, свою жизнь друг другу и детям. Труды родителей, связанные с рождением и воспитанием детей, становятся содержанием счастливой жизни, воплощением жертвенной любви. В такой семье реализуется замысел Божий о человеке, исполняется заповедь, данная Адаму и Еве. Все народы считали рождение детей благословением Божиим. Многодетные семьи всегда были сильными и жизнеспособными.
Но готовы ли сегодня молодые люди создавать семью и брать на себя ответственность за воспитание детей? Почему как грибы растут детские дома, куда матери часто сами отдают своих детей? Почему дети бегут из родительского дома? Почему у нас в стране около миллиона беспризорных детей при живых родителях?
Современная цивилизация дезориентирует людей с детства. Им внушают, что иметь много детей — это дикость, что в наш век науки человек наконец может планировать семью по своей воле. Лживая пропаганда вопреки очевидности, подтверждаемой научными исследованиями, приучает людей к мысли, что плод во чреве матери — это еще не человек и аборт — не убийство. Наш «гуманный» век настаивает на праве женщины убивать свое дитя. В XX веке, который назвал себя постхристианским, сотни миллионов младенцев были убиты своими матерями в утробе. Этот грех поистине вопиет к Богу и делает несчастным современное человечество. Только помраченный безбожием человек может думать, что без веры в Бога, в вечное добро можно быть по-настоящему счастливым. Такое гордое прельщение, самообман и не могут иметь других последствий, чем те, которые теперь у всех на глазах. Громадное большинство браков, заключенных без веры и благословения Божия, кончаются разводом. Дети, воспитанные в неверии, чаще всего становятся аморальными людьми. Народ, отвергающий жизнь по заповедям Божиим, вымирает тем быстрее, чем больше грешит. Грех приводит к смерти — эта истина, известная каждому христианину, теперь доказывается самой жизнью. Только следуя Божию закону, устраивая свою жизнь по Его заповедям, мы можем надеяться на духовное исцеление и существование нашей нации в будущем.
Мы должны вернуть нашему народу христианскую семью. Богом предусмотрено, чтобы в браке рождались дети. Разделяя брачное ложе, супруги должны желать детей, а не употреблять разные ухищрения, чтобы избежать зачатия ребенка. Желая детей, родители готовятся к подвигу рождения и воспитания ребенка, готовятся отдать ему свою заботу и любовь, свои силы и жизнь. Эта жертвенная любовь скрепляет семью. В многодетных семьях развод — редкое явление. Поэтому Церковь призывает всех чад сохранять верность закону Божию о человеке, радоваться каждому новому ребенку как дару Божию, залогу любви и семейного счастья.
Необходимо воссоздавать семью как домашнюю Церковь, которая является оплотом нравственной, духовной, христианской народной жизни. Должное семейное воспитание, как ничто другое, закладывает в человеке основы веры, нравственности, а значит, дает ему возможность мирной, благополучной жизни.
В современных условиях важность христианского воспитания подрастающего поколения, которое уже через несколько лет начнет реально участвовать в созидании нашей истории, переоценить невозможно. Церковь всегда обращала особое внимание на проповедь, обращенную к детям, души которых столь восприимчивы к добру и правде. Поэтому забота о детях в приходе не может ограничиваться только воскресной школой. Приходская жизнь должна охватывать все стороны жизни ребенка.
Необходимо наладить регулярную помощь многодетным семьям — этим настоящим подвижникам сегодняшнего дня. Эта помощь может быть и материальной, и патронажной, так как каждая многодетная семья нуждается в помощниках и по дому, и в уходе за малыми детьми. Следует помнить, что от усердия всех церковных людей зависит воспитание нового поколения христиан и что любое наше дело, пусть самое незначительное, но служащее воспитанию детей, не напрасно, оно принесет свои плоды. Время, отданное детям, никогда не бывает потраченным впустую.
Священнослужителям, имеющим постоянное общение с молодым поколением, необходимо иметь в виду, что наступила совершенно другая, не похожая ни на какие прежние времена эпоха, когда от нас требуется отдать все силы именно заботе о воспитании. Молодой человек, а тем более ребенок, очень восприимчив и гибок. Нам нужно довести до сознания каждого ребенка, что человек несет в себе образ Божий, нужно воспитывать в детях уважение к семейным ценностям, любовь к родителям, отчизне, своему народу. Надо сделать своеобразную прививку душе ребенка, чтобы создать иммунитет к «массовой» культуре, на которую так падок духовно незрелый человек, создать в сердце и уме ребенка защиту от того, что нередко несут средства массовой информации.
Сегодня через средства массовой информации, интернет, компьютерные игры в мир приходит множество соблазнов, которым трудно противостоять не только детям, но порой и взрослым. Людей приучают к мысли, что человеческая жизнь ничего не стоит. В сериалах, которые демонстрируются по телевидению, рекой льется кровь, пропагандируется насилие, жестокость и безнравственность.
Мы должны утвердить в душах детей христианский идеал, причем не теоретический, отвлеченный, а практический, то есть свидетельствовать им своей жизнью о том, что есть христианство. Если папа и мама — настоящие христиане, то их ребенок не может поддаться никакому дурному влиянию.
Необходимо распространять накопленный Церковью опыт воспитания молодежи, обобщать и делать общедоступной информацию о современной практике общения с детьми в епархиях и приходах. Для этого очень полезно выпускать как труды отцов и учителей Церкви, так и работы богословов, педагогов, социологов, психологов — специалистов в данной области. Полезным представляется проведение семинаров для тех, кто непосредственно занимается воспитанием, то есть для родителей, педагогов и пастырей, которым следует не только проявлять заботу о возрождении и укреплении семьи, но и противостоять ее распаду, начавшемуся в годы государственного атеизма и продолжающемуся ныне под воздействием культа эгоизма, потребительства и безответственности.
О патриотизме.
Начало ХХI века ознаменовано всеобщим распространением коммуникативных технологий, способных практически мгновенно обеспечивать контакты людей, находящихся в самых разных точках нашей планеты. На наших глазах новой сферой жизни огромного количества людей, число которых возрастает с каждым днем, стал интернет. Так называемый процесс глобализации все быстрее охватывает мир. В нем есть свои положительные стороны: современные коммуникационные системы позволяют людям из разных государств, принадлежащим к различным национальным, образовательным, культурным, религиозным общностям, легче узнавать друг друга, быстрее и эффективнее общаться и таким образом преодолевать узость кругозора, самодовольство, национальную гордыню и т. п. Но есть и грозные признаки приближающихся последних времен, которые апостол Павел характеризует такими словами: «В последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2 Тим. 3:1-5).
У людей, пресыщенных все возрастающим потоком информации, притупляются чувства, способность реагировать, воспринимать, переживать. У человека возникает желание закрыться от всех и всего, почувствовать себя личностью, а не частичкой унифицированной массы. Как всегда, диалектические противоположности сходятся: всеобщая глобализация стимулирует развитие крайнего индивидуализма и эгоизма. Можем ли мы не сказать решительное «нет» тенденции лишить людей своей точки зрения, веры, любви? Разве можно равнодушно относиться к стремлению смешать порок и добродетель, мужской пол и женский, семейную жизнь и блуд и т. д.?
Святая Церковь Христова остается единственной силой, не изменяющей замыслу Божию о человеке, сохраняющей знание о смысле и цели человеческой жизни. Именно она возгревает в наших сердцах любовь к Богу и друг к другу. Церковь дорожит народной самоидентификацией, традиционной национальной культурой, религиозной самобытностью. Это заставляет нас с особым вниманием относиться к теме патриотизма, любви к отечеству земному и Небесному.
Если человек забывает свою семью, своих родителей и родственников, мы называем его «иваном, не помнящим родства». Он теряет связь с традицией предков, жизнь его становится бесплодной. Духовные, культурные богатства накапливаются там, где жива традиция, где знают, любят, берегут свое прошлое, где молодая жизнь верна своим истокам. Патриотизм не следует путать с национализмом, шовинизмом, как это часто стараются представить современные СМИ. Патриотизм — это любовь к отечеству, но не ненависть к врагам. Всякая ксенофобия настоящему патриотизму совершенно чужда. Очевидно, что только патриоты могут впитать, хранить и передать следующим поколениям отечественную культуру, духовные представления о доблести и чести, любовь к своей родине, которая вдохновляет человека на ее защиту.
Каждый священнослужитель, особенно в наше время, должен быть убежденным патриотом, должен всем сердцем любить свое отечество, быть преданным своей родине. Мы должны с Божией помощью победить в войне, начатой против православной Руси, должны воспитать новое поколение православных россиян, любящих Россию, дорожащих ее наследием, по-хорошему гордящихся тем, что они ее дети. Православный священник, который постоянно общается со своей паствой, воспитывает молодое поколение своих прихожан, должен знать и любить отечественную историю, родную православную культуру. Священнику необходимо соответствующее образование — не просто диплом об окончании вуза, а именно живые знания. Он должен быть воспитан в российской духовной и культурной традиции, должен являть ее всей своей жизнью.
Долгий период гонений на веру в России многое поколебал, даже разрушил в преемственности поколений. Наша обязанность — восстановить это преемство. Как радостно видеть православного священника, живого носителя высокой православной культуры и церковной традиции! Он вызывает у прихожан интерес и уважение, желание общаться с ним, учиться у него, идти за ним. Такой образ — образ доброго пастыря нашей Церкви мы должны возродить, сохранить, сделать нормой нашей церковной жизни.
Сегодня нам стараются навязать нормы жизни, декларируемые западным либерализмом, провозглашающие свободу прежде всего для греха, для всевозможных пороков. Если мы не будем защищать свою страну, свой народ, свое право жить в соответствии с нашей традицией, то завтрашнего дня у нас не будет.
Слава Богу, что сегодня в нашем обществе стало больше уделяться внимания воспитанию патриотизма. Понятно, что самый интенсивный и глубокий процесс воспитания происходит в детстве. Возможности детского сознания ограничены масштабом личности юного создания и его малым жизненным опытом. Сначала у ребенка воспитывается любовь к матери и отцу, далее к братьям и сестрам, потом к своей семье, роду и народу и, наконец, ко всему человечеству. В такой же последовательности ребенок учится любить свой дом, потом улицу, район, город, затем свою страну и в конце концов всю планету. С ростом умственного кругозора должна расти и жертвенная христианская любовь. В этом целенаправленном процессе воспитания важны все звенья, и нельзя пренебрегать ни одним.
Подростковый и юношеский периоды жизни человека в силу своей специфики наиболее удобное время для воспитания гражданственности и патриотизма. Восприятие гражданско-патриотических и духовно-нравственных ценностей родной культуры в детском и подростковом возрасте является наиболее естественным и эффективным способом гражданско-патриотического воспитания.
В основе патриотизма лежит акт духовного самоопределения. Патриотизм может жить лишь в той душе, для которой на земле есть нечто священное, которая на своем живом опыте узнала объективность и безусловное достоинство этого священного и увидела его в святынях своего народа. Система ценностей Святой Руси создавала все условия для высшего духовного самоопределения, а значит, и зрелого патриотизма русского народа.
Великий русский мыслитель И.А. Ильин, размышляя о национальном воспитании, писал: «Чем раньше и чем глубже воображение ребенка будет пленено живыми образами национальной святости и национальной доблести, тем лучше для него. Образы святости пробудят его совесть, а русскость святого вызовет в нем чувство соучастия в святых делах, чувство приобщенности, отождествления; она даст его сердцу радостную и гордую уверенность, что “наш народ оправдался перед лицом Божиим”, что алтари его святы и что он имеет право на почетное место в мировой истории... Образы героизма пробудят в нем самом волю к доблести, пробудят его великодушие, его правосознание, жажду подвига и служения, готовность терпеть и бороться, а русскость героя даст ему непоколебимую веру в духовные силы своего народа. Все это вместе взятое есть настоящая школа русского национального характера».
Неотъемлемыми чертами подлинного патриотизма являются долг, верность, честь, жертвенность, самоотверженность, достоинство.
Для того чтобы патриотизм мог стать нормой жизни нашего общества, чтобы традиционные понятия чести возобладали в душе большинства граждан, необходимо строить воспитание детей и молодежи на лучших образцах и примерах, приобщая ребенка к опыту предшествующих поколений, напоминая при этом, что именно Россия в течение многих веков была главной хранительницей Православия, именно Россия дала миру великое множество святых, а в тяжкую годину гонений на веру — целый сонм новомучеников и исповедников. Именно Россия создала удивительно высокую духовную культуру, родила и воспитала величайших мыслителей, ученых, писателей, иконописцев и художников, музыкантов и архитекторов.
Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи является залогом построения и развития жизнеспособного, демографически устойчивого и динамично развивающегося цивилизованного демократического государства, даже существующего в условиях глобализующегося мира, обеспечения исторической и культурной преемственности поколений, национальной безопасности страны, межнационального и межрелигиозного мира, профилактики экстремизма и молодежной преступности.
Патриотизм в России может и должен питаться традиционной церковностью, ибо Церковь — хранительница и народных святынь, и языка, и истории, созидательница души народной и духовной красоты нашего мира. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13), — учит Христос. Поэтому именно Церковь может говорить воинам о патриотизме, этом жертвенном служении отчизне, ибо путь воина — одно из славнейших с точки зрения христианского учения поприщ, которое дает возможность явить наивысшую любовь к ближнему. Жизнь воина, исполненная лишений и невзгод, имеет высшей целью жертву собой для защиты слабого, и потому его мировоззрению должны быть особенно близки христианские ценности.
Чтобы воспитать наших детей патриотами, нужно в дополнение к семейному воспитанию использовать различные формы общественного воспитания: паломничество, экскурсии краеведческого характера, разнообразные кружки, спорт. В общении друг с другом юные учатся у взрослых христианским взаимоотношениям — той любви, без которой невозможно угодить Богу. Поэтому воспитание патриотов это есть и воспитание христиан.
Задача Церкви и всех ее священнослужителей заключается в том, чтобы помочь нашему народу вернуться к традиционному православному образу жизни. Мы должны помочь нашим соотечественникам возродить семейную жизнь, с радостью растить и воспитывать детей, а не уклоняться от их воспитания, должны решительно противостоять всем соблазнам, развращающим наше молодое поколение, звать людей к целомудрию, трудолюбию, трезвости, честности. Любовь к православной вере, своей культуре и традиции, своей вековой нравственности, основанной на заповедях Божиих, к своему народу, который наша Церковь призвана спасать от гибели, — вот на чем должен быть основан наш патриотизм.
О лжепатриотизме.
Однако боль за свою родину, за народ, стремление к покаянию и исправлению может вызывать к жизни уродливые духовно опасные формы патриотизма. Примером неверно понятого покаяния является проведение так называемого чина всенародного покаяния около памятника святому страстотерпцу царю Николаю в селе Тайнинском, на территории города Мытищи Московской области. Сам этот чин, по словам его организаторов, является ответом на Наши послания к 75-летию и 80-летию убиения святых царственных страстотерпцев Императора Николая и его Семьи. В этих посланиях действительно содержится призыв к покаянию русского народа в грехе вероотступничества и цареубийства, которое стало возможным благодаря прямому участию, одобрению или безгласному попустительству многих наших соотечественников. От лица всей Церкви и всех верных ее чад мы принесли тогда пред Богом и людьми покаяние за этот грех. На Архиерейском Соборе 2000 года состоялась канонизация Императора Николая и всех членов Императорской Семьи как царственных страстотерпцев.
Организацию «чина всенародного покаяния» нельзя считать адекватным ответом на те призывы к покаянию, которые содержатся в Наших посланиях, и тем более подлинно церковным движением православного народа, поскольку он носит митинговый, а не церковно-покаянный характер. Кроме того, он антиканоничен.
Ни в Задонске, ни в Боголюбове, ни в Мытищах, где предпринимались попытки организовать это движение, организаторы не получали благословения правящих архиереев. Так что духовенство, принимавшее участие в этом чине, действовало антиканонично, без благословения или вопреки прямому запрету своих архипастырей.
Кроме того, сам текст «чина» содержит положения, неприемлемые и прямо противоречащие решениям Священного Синода и Соборов Русской Православной Церкви. Верующих призывают каяться в том, что они приняли ИНН, российские паспорта, медицинские полисы, страховые пенсионные карты, то есть безответственно толкают чад Церкви к сектантству и асоциальному существованию. При этом никто из организаторов «чина» не несет никакой ответственности за те бессмысленные страдания, в которые они часто ввергают пожилых и одиноких людей, оставшихся без пенсии, без медицинской помощи, без другой поддержки государства. И это несмотря на то, что Священноначалие Русской Церкви прямо разъяснило, что принятие ИНН и других документов со штрих-кодом ни в коей мере не является принятием антихристовой печати, а потому сам факт пользования перечисленными документами со штрих-кодом или отказа от них не играет никакой роли в деле спасения. Конечно же мы не можем согласиться с текстом «мытищинского чина», резко осуждающим тех священнослужителей, которые разделяют точку зрения своего Патриарха и Священного Синода в оценке этих явлений и соответственно направляют свою паству.
Особое место в этом перечне занимает требование каяться за недостаточное и половинчатое прославление «царственных великомучеников... в лике одних лишь страстотерпцев, что обезличивает и умаляет достоинство их великого жертвенного подвига». Этот пункт не только входит в открытое противоречие с постановлением Архиерейского Собора, прославившего новомучеников Российских, но и в скрытой форме возрождает еретическое учение об «искупительном подвиге царя». Трезвый разум и здоровое духовное чувство не могут откликнуться на призывы каяться «за непротивление и поддержку привилегированными слоями населения реформ Петра I», восхваляя при этом правление «благочестивого царя Иоанна Грозного», за участие в восстании декабристов в 1825 году, в убийствах православных царей, за нарушение клятвы о соборном единстве русского народа 1654 года, за церковный раскол XVII века и т. п. Все это есть в этом «чине».
Всем нам нужно совершенно четко представлять, что Искупительный Подвиг один и совершен он Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом. Сравнивать мученичество и расстрел Российского императора с Искупительным Подвигом Спасителя невозможно.
О редком самомнении составителей так называемого чина покаяния говорят их обвинения в адрес священнослужителей, а по сути и в адрес Священноначалия, за неучастие в чине покаяния или «искажении Тайнинского чина всенародного покаяния». Такие священнослужители названы лжепастырями и противниками спасения русского народа. Каким лукавством, почти насмешкой после этого звучат слова о преданности Патриарху, сказанные только для того, чтобы уловить простодушных. Я хочу со всей ответственностью заявить, что считаю недопустимым, душепагубным, ведущим к разделению в Церкви и обществе участие священнослужителей и православных мирян в «чинах покаяния», подобных Тайнинскому.
Составители этого псевдоцерковного «чина» утверждают, что взяли за образец покаянный чин 1607 года, написанный святыми Патриархами Иовом и Гермогеном. Но по содержанию и обстоятельствам составления разница между этими двумя текстами очень велика. События избрания Бориса Годунова на царство, присяга ему и его сыну, а затем измена и воцарение Лжедмитрия являлись событиям, в которых многие из современников участвовали, и поэтому покаяние 1607 года было покаянием в личных грехах.
Печально, что покаянный порыв людей может быть направлен по ложному пути. Именно поэтому, когда мы зовем людей к покаянию, важно говорить о реальных грехах, за которые мы действительно несем ответственность перед Богом и в которых должны каяться. Освобождение от таких грехов ведет к изменению жизни, оздоровлению души и тела. А неудобовразумительная мешанина из реальных тяжелых грехов, которые разрушают нашу жизнь, и идеологических заблуждений авторов «Тайнинского чина» только создает для людей препятствия в деле духовного возрождения нашего отечества.
К сожалению, мы все чаще слышим о людях, зачастую и о малограмотных священнослужителях, которые запугивают паству и из необразованных в религиозном смысле прихожан создают общества, подобные сектантским, которые компрометируют Церковь. Не понимая благодатной силы Церковных Таинств, они постоянно хотят дополнить церковные богослужения чем-то своим. Если этим пастырям недостаточно Таинств Церкви, того покаяния, которое совершается в храмах, то, видимо, надо лишать их права быть священниками. Несведущие в учении Церкви и не знающие ни догматов, ни канонов церковных, они распространяют нелепые и ложные предсказания, тем самым сея панику среди верующего народа и среди тех, кто только пришел к вере после долгих десятилетий атеизма. Такие «ревнители», например, рекомендуют людям избавляться от светских вещей, литературы, не лечиться у врачей, а полагаться «только на волю Божию», распространяют страхи в отношении ИНН, российских паспортов, призывают срочно менять место жительства и уезжать подальше от городов или поселяться в пещерах и катакомбах в связи с приближающимся концом света. Видимо, они полагают, что в другом месте конца света не будет. Недавний случай в Пензенской области является ярким тому примером.
Причем выступают псевдоревнители именно против российских паспортов. Наверное, им дороже советские паспорта, с красной звездой и серпом и молотом, а двуглавый орел и изображение Георгия Победоносца — не по душе. Что же касается конца света, все мы должны твердо помнить слова Христа Спасителя: «О дни же том или о часе никтоже весть» (Мк. 13:32). Поэтому любые страхи по поводу конца света и призывы уходить в пещеры, подальше от городов не имеют под собой никакого основания. Людей просто пытаются запугать и вытолкнуть из реальной жизни.
Кроме того, Мы имеем информацию из Челябинской епархии об участившихся случаях паломничества духовенства и мирян в город Чебаркуль для поклонения так называемому отроку Вячеславу Чебаркульскому. Религиозное почитание скончавшегося 15 лет назад чебаркульского школьника Вячеслава Крашенинникова (1982-1993), объявленного некоторыми средствами массовой информации «пророком», «святым» и «блаженным», началось вскоре после издания его матерью ряда книг с воспоминаниями о сыне, в том числе книги «Чудеса и предсказания отрока Славика». После этого начали совершаться паломничества к могиле мальчика, причем земля с его могилы используется в магических целях — в отвергаемых Православной Церковью ритуалах. Кроме того, написаны акафист ему и его икона. Тем самым создаются предпосылки формирования в Челябинской области нового культа, причем кощунственно используется православная обрядность, эксплуатируется естественное человеческое стремление к надмирному, горнему.
Нам понятна и близка скорбь матери, потерявшей совсем юного сына. Но понимая и разделяя эту скорбь, мы с горечью констатируем, что последующие ее действия, направленные на возбуждение в обществе интереса к покойному ребенку и создание культа его почитания как святого, не соответствуют церковному вероучению и церковной практике канонизации и почитания святых. Не в религиозном поклонении нуждается покойный мальчик, легкомысленно объявленный Божиим угодником, а в усердной молитве, прежде всего в молитве о нем матери. Создаваемый же культ поклонения «отроку Вячеславу» является самоизмышлением, содержит в себе элементы заурядного суеверия, кощунственного посягательства на учение Церкви и насаждается организованной группой антицерковно настроенных людей.
Тщеславное желание быть не такими, как прочие люди, не подчиняться Священноначалию, а иногда и денежный расчет вызывают к жизни псевдопастырскую деятельность разных лжестарцев и младостарцев, которые под видом духовного ведения и благодатной прозорливости отравляют души людей религиозным экстремизмом и фанатизмом, всевозможными запретами, не имеющими разумных оснований в церковной традиции. В этих случаях православное благодатное духовничество подменяется психологическим давлением на пасомых. Духовное руководство — это не манипулирование сознанием людей, а власть, данная священнику Святым Духом, власть любви, а не духовного насилия.
Если пастырь всегда будет стремиться помочь страждущему, забывая себя и свои земные выгоды и интересы, то Господь будет видимо содействовать ему, являя через него Свою милость.
О традиционных и ложных ценностях.
Выживание нашего народа и возможность его плодотворного творческого развития зависят главным образом от сохранения традиционной христианской системы ценностей, которая на протяжении тысячелетия исторического бытия России являлась неколебимым фундаментом, на котором выросла подлинно великая государственность и культура.
Сегодня мы сталкиваемся с ситуацией, когда не просто разрушаются традиционные ценности, но и активно внедряются в общественное сознание ценности ложные, например толерантность, возведенная в ранг фундаментальной основы современного западного общества. Все существующие программы по формированию толерантности нацелены не столько на воспитание в людях «терпимости», сколько на изменение духовных основ личности и характера межличностных взаимоотношений.
По отношению к сложившимся в России духовно-нравственным ценностям и религиозно-культурным православным традициям сторонники толерантности настроены негативно. Идеологи толерантизма характеризуют его как светскую духовность, которая превосходит традиционную религиозную (прежде всего христианскую) духовность. Они требуют «отказа от догматизма, от абсолютизации истины» и в то же время благосклонно относятся к распространению на территории России зарубежных духовно-ценностных систем.
Исторически толерантность как моральная норма возникла на определенном этапе развития западных государств и является рационалистической попыткой хотя бы как-то обеспечить стабильность охваченного религиозными противостояниями общества. Отторгающая всякую сердечность, толерантность исторически родилась на совершенно другой почве, да и там не принесла никаких достойных плодов, и нам странно было бы подменять ею привычные еще и сегодня на Руси сочувствие, сострадание, гостеприимство, в основе которых лежит восприятие человека как образа Божия.
Как можем мы говорить о формировании толерантности, о принятии другой культуры, если у нас самих, у наших детей не сформированы основы своей собственной культуры, собственного национального мировоззрения? Не зная своего, узнавать чужое небезопасно, к тому же существуют определенные механизмы наследования культурного опыта. Как писал замечательный русский педагог К.Д. Ушинский, «прежде чем перейти к твердой пище, ребенок вскармливается молоком матери; прежде чем учить ребенка любить другие страны и другие народы, надо его научить уважать свою страну и свой народ». Воспитание детей должно быть культуросообразным. Только тогда можно сформировать патриота и гражданина своей страны.
К сожалению, в настоящее время патриотизм и гражданственность занимают одно из последних мест в системе ценностей молодежи. В целом по России до 70 % призывников не желают служить в Вооруженных Силах, значительная часть молодежи выражает желание покинуть родину (20 % российских старшеклассников и студентов затрудняются ответить, в какой стране они хотели бы жить, а 31 % участников опроса заявляют, что хотели бы жить не в России, а в другой стране).
В общественном сознании продолжают сохраняться устойчивые негативные стереотипы социального поведения: нигилистическое отношение к праву, низкая правовая культура и маргинальное правосознание. Отсюда и гражданская индифферентность, неисполнение законов, пренебрежение исполнением гражданского долга и конституционных обязанностей. Все это является следствием длительного периода идеологизированного воспитания молодых поколений, основанного на негативном отношении ко многим отечественным гражданско-патриотическим и духовно-нравственным традициям.
В сознании и действиях многих детей, подростков и молодых людей устойчивы такие негативные явления, как высокий уровень нигилизма, правового конформизма и правовой маргинализации, эгоизм, неуважительное отношение к старшему поколению и человеку труда, стремление к наживе, невысокий культурный уровень, утрата чувства ответственности и долга перед родителями, семьей, коллективом, обществом, отечеством.
Ситуация еще более усугубляется недостаточной развитостью гражданского общества, а также существующим кризисом семьи, низким уровнем правовой, психологической и духовно-нравственной культуры большинства современных родителей, их некомпетентностью и небрежностью в вопросах гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания своих детей. Зачастую это вызвано необоснованными ожиданиями решения этой проблемы от государства и перекладыванием на него такого воспитания.
Существенный вклад в развал гражданско-патриотического воспитания и умаление ценностей гражданственности и патриотизма на протяжении ряда лет вносило массовое распространение через прессу, телевидение, радио, интернет, наружную рекламу пропаганды отрицательного или пренебрежительного отношения к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей, в том числе обязанности защиты государства, патриотизму, гражданственности, истории и традициям страны, пропаганды безнравственности, праздного образа жизни, насилия, преступности. Планомерно осуществлялась дискредитация гражданственности и патриотизма. И только сейчас ситуация стала постепенно изменяться.
Можно привести немало реальных свидетельств того, что в ходе реализации социокультурной политики, осуществляемой совместными усилиями государства, общества и Церкви, отношение населения к прошлому и настоящему нашей родины становится более позитивным и однозначным. Это важно, так как в структуре сознания молодежи наиболее конструктивным является традиционное культурно-историческое понимание патриотизма как чувства любви к родине, ее истории, культуре, обычаям и традициям.
Когда мы говорим об истории, то часто сталкиваемся с совершенным незнанием нашими гражданами истории Государства Российского. Когда в 2005 году было принято решение о введении в качестве государственного праздника Дня народного единства, в день этого праздника, 4 ноября, я был в Нижнем Новгороде и тогда почувствовал, что нижегородцами он воспринимается органично, потому что в 1612 году призыв к спасению России прозвучал именно в Нижнем Новгороде.
Люди должны знать свою историю — это укрепляет их духовно, и мы должны учить истории тех, кто приходит к нам — и детей, и взрослых. Страна наша имеет тысячелетнюю историю, которая может нас многому научить.
Церковь, православная вера остается величайшей святыней для огромного большинства населения России и великой исторической силой, созидавшей Государство Российское. Ныне нам предоставлена возможность свободно совершать свое служение в общенациональном масштабе. Это не только поможет нашему народу выжить, но и будет способствовать его плодотворному творческому развитию.
О преподавании ОПК в московских школах.
Нами не раз говорилось о праве каждого гражданина России изучать по выбору основы своей религиозной культуры в общеобразовательной школе. Для многих жителей нашей страны православная культура представляется краеугольным камнем в деле возрождения России.
Я думаю, что все вы давно уже слышали о том, что в течение последних лет мы ставим вопрос о преподавании основ православной культуры не факультативно, а как обязательного учебного предмета, введенного в программу школьного образования. Несколько дней тому назад по инициативе Министерства образования в Калуге проходила большая конференция, посвященная этой теме. В рекомендациях, которые были там приняты, признается необходимость введения курса основ православной культуры для детей, чьи родители хотят воспитывать их на основах Православия. Для тех, кто исповедует иные религии, должны быть введены учебные курсы основ тех вероисповеданий, которых придерживаются родители. А для тех, кто не верит в Бога и не принадлежит ни к каким религиозным направлениям, — основы нравственной этики.
В компонент образования, который будет принят с 1 сентября 2009 года, заложено духовное и нравственное воспитание. Академии образования поручено разработать вместе с представителями Русской Православной Церкви компонент «основы православной культуры». В тех областях России, где уже осуществляется преподавание основ православной культуры, Администрацией Президента дано указание, чтобы оно по-прежнему продолжалось, до принятия компонента в 2009 году. Это необходимо не только современной российской школе, но и всему российскому обществу.
В связи с этим хочу сказать об одном мифе, который усиленно пытаются внедрить в общественное сознание. Одним из важнейших аргументов против введения основ Православия в школах является утверждение, что Россия — всего лишь полиэтническое и поликультурное сообщество граждан, в котором нет национального большинства или меньшинства. И это в стране, где около 80 % составляет русское население!
Мы надеемся на скорейшую разработку Российской академией образования образовательных стандартов нового поколения, которые будут включать упомянутую образовательную область. Во многих регионах России конституционный принцип светскости государства не препятствует взаимодействию органов государственной власти и местного самоуправления с религиозными организациями в области образования вообще и преподавания ОПК в частности. Дело, конечно, как всегда, в людях, а не в «букве закона». Однако столичные школы по-прежнему опасаются сближения с православной культурой. Лишь немногие из них, в большинстве своем негосударственные, идут на «смелый эксперимент», вводя пугающий многих московских чиновников от образования предмет. Надеемся, что новый руководитель департамента образования города Москвы, в отличие от своей предшественницы, займет конструктивную позицию, свойственную людям, руководствующимся государственными интересами.
О православных школах города Москвы.
Число православных общеобразовательных учреждений Москвы растет. Общее количество школ, лицеев и гимназий, действующих по Нашему благословению в Москве и Подмосковье, в истекающем году приблизилось к тридцати. Всего в них обучается более трех с половиной тысяч детей. Все эти учебные заведения разные, у каждого из них своя специализация, своя образовательная политика. Мы очень ценим это, понимая, что образование в христианской традиции всегда представлялось творческим процессом — как со стороны учащих, так и со стороны учащихся. И какие-либо клише и «типовые наработки» не должны отодвигать на второй план творческую личность, делать учителя и тем более ученика лишь «винтиком» в образовательном механизме. Следует отдать должное заслугам тех клириков и мирян столицы, кто связал свое служение с учительством. Мы понимаем, что это не просто энтузиасты своего дела, но настоящие подвижники, чьи усилия вознаградит Всемилостивый Мздовоздаятель.
Конечно, в этом благом деле много сложностей. Большая их часть связана со спецификой православной педагогики, немыслимой без воспитания и духовного окормления учащихся. Но есть и типовые для большинства православных школ Москвы, вполне прозаические проблемы. К ним в первую очередь относится весь комплекс вопросов, связанных с имущественным статусом зданий и помещений, в которых расположены православные учебные заведения. В большинстве своем эти здания находятся в городской собственности, и размещение в них учебных заведений возможно только на основании договора аренды. Мы надеемся на то, что добрые отношения, сложившиеся между властями столицы и Русской Православной Церковью в сфере образования и воспитания юных москвичей, помогут разрешить и эти вопросы.
В свое время правительство Москвы предоставило льготы по арендной плате православным учебным заведениям. Столь необходимая поддержка позволила практически снять угрозу закрытия многих православных школ, лицеев и гимназий. Хотелось бы надеяться, что руководство Москвы заинтересовано в дальнейшем укреплении и развитии системы православного образования. Достижению этих целей может послужить передача православным учебным заведениям арендуемых ими зданий с прилегающими земельными участками на 25 лет в безвозмездное пользование или долгосрочную аренду с символической платой за квадратный метр на весь срок аренды.
Принятие правительством Москвы такого решения позволит радикально повысить устойчивость не только действующих православных школ, лицеев, гимназий, но и вузов, а также создаст благоприятную ситуацию для привлечения благотворительных средств, столь необходимых сегодня для ремонта и оборудования учебных зданий.
Когда я говорил о пастырях, об их частой невнимательности, грубости, то конечно же это относилось и к людям, стоящим за «свечным ящиком», и еще в большей степени. Потому что часто за «свечным ящиком» стоят церковные работники, которые не понимают, какова степень духовного невежества людей, впервые перешагнувших порог храма. Они не относятся к этим людям с любовью, со вниманием. А ведь они должны быть первыми миссионерами в Церкви. От них во многом зависит, останется человек в храме или нет.
Бездействие и безразличие пастыря в вопросе духовного руководства или самочиние, проявляемое священнослужителем, может привести к тому, что он, как слепой поводырь, угодит в «духовную яму» вместе с теми, кого ведет. Примеры тому мы сегодня уже приводили.
В завершение я хочу поздравить всех вас с наступающим Новолетием, грядущим великим спасительным праздником Рождества Христова и молитвенно пожелать, чтобы радость праздника вдохновляла вас на дальнейшие труды во славу Святой Церкви.
Благодарю архипастырей, пастырей, настоятельниц и наместников, членов Приходских советов за труды, которые они несли в течение прошедшего года, а также за проявленное сегодня терпение и внимание к Нашему докладу.
Надеемся, что воспоминания о вере и жертвенности наших предшественников подвигнут всех нас к преодолению тех опасных явлений, которые еще встречаются в жизни нашего православного народа и с которыми необходимо бороться.
Как и наши предшественники, мы находимся на переднем крае духовного фронта и боремся за величайшую победу веры над неверием, добра над злом. Памятуя об этом, Мы вновь и вновь призываем всех архипастырей и пастырей быть достойными воинами Христа Спасителя, дорожить нашим высоким христианским званием и тем благодатным временем, в которое мы живем. При постигающих же нас напастях будем помнить неложное обетование Христа Спасителя: «Аз есмь с вами и никтоже на вы» (кондак Вознесения Господня).