Золотая медаль с липовым ароматом.

В погоне за медалистами российские школы сплошь и рядом идут на фальсификацию отметок. Если реального медалиста нет, то, чтобы создать фиктивного, иногда переписываются заново классные журналы. Одна такая пара журналов – фальшивый и настоящий – оказалась в «Газете.Ru».

Несмотря на ежегодное сокращение числа школьников, количество медалистов в российских школах год от года растет. Причем кое-где стремительными темпами: только за последние годы число «золотых» и «серебряных» медалей в «ряде регионов на юге России» возросло в разы, сообщил министр образования и науки Андрей Фурсенко.

Та же картина наблюдается и в Москве, ежегодно выпускающей рекордное количество медалистов – более 5 тыс. Правда, в целом по городу их с каждым годом становится меньше (в 2003-4 учебном году – 5356, в том числе 1841 «золотых» и 3515 «серебряных», в 2005-6 году – 5207, включая 2006 «золотых» и 3201 «серебряных», в 2006-7 году 5045, и в том числе 1921 «золотой» и 3124 «серебряных»). Однако в некоторых административных округах столицы медалисты плодятся не хуже, чем «на юге России».

Так, например, в Северном АО в 1991-1992 учебном году было всего 7 «золотых» и 14 «серебряных» медалистов, а в 2005-2006 учебном году уже 420: «золотые» медали получили 185 выпускников, «серебряные» – 235, сообщалось на официальном сайте САО.

Нельзя, конечно, исключать, что в 2006 году в САО Москвы стали учить в двадцать раз лучше, чем в 1992-м. Однако в целом увеличение численности медалистов наблюдается на фоне падения качества образования: медалистов становится больше, а знаний – меньше, утверждает Андрей Фурсенко.

Многие медалисты не выдерживают первого же экзамена в вузах, а это значит, что «золотые» и «серебряные» медали превращаются в фикцию, констатируют в Минобрнауки.

Причины ясны: медали превратились в самостоятельные ценности как для школы, повышающей таким образом свой статус, так и для выпускника, получающего дополнительный шанс на поступление в вуз. Для решения этих задач используются любые средства, включая прямую фальсификацию оценок. Истинных масштабов этого явления никто не знает. А вот механизм производства фальшивых «драгметаллов»: наметить в 10-м классе кандидатуры будущих медалистов, а перед 11-м- переписать журнал, заменив настоящие «четверки», «тройки», а то и «двойки» кандидатов на «липовые» «пятерки».

Два журнала, заведенных по такой схеме в одной из столичных школ, оказались в распоряжении «Газеты.Ru».

Как рассказала «Газете.Ru» учитель русского языка и литературы московской школы № 1040 Наталья Мелихова, в июле 2007 года руководство школы выдало ей список из шести фамилий учеников 10 «Б» класса, которых через год было решено выпустить из 11-го «Б» медалистами.

Одновременно ей велели подменить подлинник классного журнала с реальными «тройками» и «четверками» будущих «медалистов» новым журналом, в который вместе с остальными учителям-предметникам она должна была проставить «медалистам» сплошные пятерки.

Вместе с оценками за полугодия и за год было также велено переписать и все текущие отметки – за устные ответы и за контрольные.

По словам учительницы, большинство кандидатов в медалисты не могли претендовать на это в принципе: у одного было семь «четверок», у другого попадались «тройки», третья потенциальная «медалистка» и вовсе училась на твердые «тройки» с «четверками».

Кроме того, подчеркнула Наталья Мелихова «Газете.Ru», «переписывание журнала началось уже после того, как детям раздали дневники с настоящими оценками, и все ребята, а также их родители знали, кто, сколько получил».

«Как после этого можно смотреть детям в глаза? О каком престиже учителя можно говорить, если в школе их с детства приучают к цинизму и безнаказанности!» – подчеркнула она «Газете.Ru».

Кстати, защищать престиж учителя Наталье Мелиховой пришлось в одиночку: после того, как она отказалась сфабриковать оценки в новом журнале, за нее взялось руководство школы. Вначале оно попыталось «договориться» по-хорошему: мол отдайте нам оба журнала «и сделаем вид, что ничего не было». Когда же учительница отказалась, на нее начали давить по административной линии, а затем провели через общее собрание заявление с требованием убрать Мелихову из школы, поскольку та якобы «мешает творческому процессу учителей».

Выяснить в официальных инстанциях, насколько данный вид «творчества» соответствует интересам учащихся, Мелиховой не удалось. В Минобрнауки ей сообщили, что переадресовали ее запрос Рособрнадзору. В управлении образованием Юго-Восточного округа Москвы, по ее словам, лишь потребовали вернуть журнал-фальшивку, а из департамента образования не ответили вообще ничего. Тем не менее, подтвердил «Газете.Ru» пресс-секретарь департамента Александр Гаврилов, «департамент образования в курсе ситуации и занимается этим вопросом». По его словам, из департамента «в округ ушел запрос о происходящем в школе 1040, и как только получим ответ, будем принимать меры».

Что будет в этом ответе, «Газете.Ru» узнать не удалось. Глава управления образованием ЮВАО Альберт Полле лишь сообщил, что «управление подготовило заявление в прокуратуру» и пообещал прокомментировать ситуацию «через неделю» – когда появится первая информация по итогам прокурорской проверки. В школе 1040 также отказались от комментариев.

По словам директора Веры Грачиковой, в связи со сложившейся ситуацией «создана комиссия окружного управления образованием, которой и нужно адресовать все вопросы».

gazeta.ru от 08 октября
Фото: ИТАР-ТАСС, текст: Марина Лемуткина

Rambler's Top100
: Copyright 2000-2004 "Проектный центр ДОКСА"