Нацпроект "Образование" победил морально.

Нацпроект «Образование» начал приносить плоды – пока в основном моральные. В материальном плане дела хуже. Некоторые победители конкурса на комплексную модернизацию образования не в состоянии освоить собственные гранты и вот-вот вылетят из конкурса. Другие не смогли подготовиться даже к 1 сентября.

Коллегия Минобрнауки подвела предварительные итоги выполнения нацпроекта «Образование» в 2007 году. Выяснилось, что большая часть его успехов относится к моральной сфере, а недостатки и недочеты укоренились в материальной.

В 2007 году выполнение нацпроекта шло сразу по 11 направлениям, рассказал в среду замглавы Рособразования Евгений Бутко. Всего на эти цели в 2006 году было выделено 29 млрд рублей, а в 2007 году – почти вдвое больше, 48,6 млрд рублей. Значительную часть этих средств (11,7 млрд) в качестве доплаты за классное руководство должны получить 900 тыс. учителей, а еще 1 млрд руб. – победители конкурса на звание «Лучший учитель».

Продолжилась финансовая поддержка инновационных школ и вузов. 3 тыс. школ-победителей распределят между собой 3 млрд руб., а еще 12 млрд (5 млрд за первый этап и 7 млрд за второй) получат вузы-инноваторы. 1,1 млрд рублей перечислен победителям конкурса инновационных техникумов и ПТУ. 6 млрд рублей запланированы на создание двух федеральных университетов (Южного в Ростове и Сибирского в Красноярске) и около 2 млрд – на создание бизнес-школ в Петербурге и в Московской области.

Однако самым масштабным стало новое направление нацпроекта «Образование» 2007 года – конкурс на комплексную модернизацию регионов.

В 2007 году его выиграл 21 регион России. В общей сложности из государственной казны на три года им выделено более 7,5 млрд рублей, большую часть которых регионы-победители уже получили. Взамен они должны полностью реформировать местную систему образования. В числе прочего победители взяли на себя обязательства ввести новую систему оплаты труда учителей, предусматривающую доплаты за качество преподавания и за внеучебную работу, а также перейти на нормативно-подушевое финансирование школы, исчисляемое в зависимости от количества школьников. Кроме того, регионы обещали ввести у себя единый госэкзамен (ЕГЭ), а также приступить к созданию государственно-общественной системы управления образованием, то есть ввести в школах полновластные советы с участием родителей.

Именно это – главное – направление и оказалось под угрозой срыва.

Как оказалось, в образовании практически нет менеджеров, способных с толком распорядиться крупными средствами, и большинство регионов-победителей не в состоянии освоить собственные многомиллионные гранты. В результате они могут лишиться и славы, и денег.

Впрочем, первый звонок о неспособности регионов с толком потратить деньги прозвенел раньше: конкурс лишь до предела обострил выявившуюся проблему. Как оказалось, ранее победитель другого конкурса нацпроекта – Дальневосточный госуниверситет – потратил весь грант на закупку современного дорогостоящего оборудования, воспользоваться которым не смог. Установить мощную аппаратуру в обветшалом университетском здании оказалось в принципе невозможным, рассказала исполнительный директор Национального фонда подготовки кадров Лидия Соболева.

Помимо финансовых проблем с выполнением взятых на себя обязательств по комплексной модернизации образования, регионы также столкнулись с организационными проблемами, рассказал курирующий это направление директор института «Эврика» Александр Адамский.

Около половины победителей не подготовили даже законодательной базы.

Только в 13 регионах из 21 заложена основа для введения нормативно-подушевого финансирования школы и в 16 – для перехода на новую систему оплаты труда педагогов, рассказал Адамский. Таким образом, финансово-экономическая «неподкованность» региональных «образованцев» усугубляется, как выяснилось, и организационными проблемами.

В итоге, по словам министра образования и науки Андрея Фурсенко, «одним из главных достижений нацпроекта стал рост доверия к нему образовательного сообщества». Что же касается материальных достижений, то они, как оказалось, гораздо слабее.

Нацпроект оказался настолько сложным для регионов, что некоторые победители конкурса регионов вскоре могут вообще сойти с дистанции, признал глава Минобрнауки.

«Ни у кого из победителей первого этапа конкурса нет гарантий участия во втором. Уже есть договоренность, что те, у кого не хватит сил на 1-й этап, участвовать во 2-м не будут. Ведь дальше будет только сложнее: участникам конкурса придется принимать непопулярные решения, и в том числе – по сокращению кадров», – предупредил министр.

Правда, у вылетевших после первого тура «никто полученных денег отнимать не будет», пообещал Фурсенко. Но тех, кто конкурс на комплексную модернизацию системы образования выиграл, а должным образом подготовиться к началу учебного года не смог, в министерстве открыто порицают. В общей сложности накануне 1 сентября 2007 года предписания пожарных с выявленными недостатками получили около четверти российских регионов, сообщил начальник министерского отдела по мобподготовке Иван Корбутов. Причем в некоторых из них к началу нового учебного года не готовы до 50% школ. Среди них – победители нацпроекта «Образование» Белгородская и Новосибирская области.

Текст: Марина Лемуткина. Фото: ИТАР-ТАСС

Газета.ру от 23 АВГУСТА 2007 18:50

 

Нацпроект утонул в деньгах.

Под угрозой срыва оказалось ведущее направление нацпроекта «Образование» – конкурс регионов на комплексную модернизацию. Вступая в него, регионы обещали полностью реформировать образование. Теперь выясняется, что они не способны даже потратить заработанные средства. У самых нерасторопных эти деньги могут отнять.

Как стало известно в среду, ведущее направление нацпроекта «Образование» 2007 года – конкурс регионов по всесторонней модернизации образования – переживает серьезный кризис.

Большинство регионов-победителей не в состоянии даже начать тратить выигранные гранты, признало на селекторном совещании с ними руководство Минобрнауки.

Конкурс на комплексное реформирование системы образования в 2007–2009 годах был объявлен в начале 2007 года. Заявки на участие в нем подали 53 региона, а 21 стал победителем.

Предполагалось, что масштабы распространения передового опыта будут впечатляющими: в отобранных регионах в общей сложности обучаются около трети всех российских школьников – 4,2 млн человек.

Всем им обещали улучшить качество образования, а заодно и поднять зарплаты их учителям. На эти цели только в 2007 году государство выделило более 4,5 млрд рублей – частично за счет федерального бюджета, частично – из региональных. А в 2008-м и в 2009 году к ним добавятся новые многомиллиардные транши.

В надежде на эти миллиарды регионы пообещали реформировать все: от системы финансирования школ и начисления учительских зарплат до оценки знаний школьников при помощи ЕГЭ.

Теперь выясняется, что около половины победителей не подготовили для этого законодательной базы, без чего о переходе на новую систему оплаты учителей, равно как и о выработке единого норматива для подушевого финансирования школьников (по схеме «деньги следуют за учеником») можно забыть.

А подавляющее большинство победителей конкурса не только не выполняют индивидуальных планов выполнения взятых на себя обязательств («дорожных карт»), но не в состоянии даже освоить полученные гранты.

На 1 августа это сделали лишь два региона-победителя из 21 – Бурятия и Саха-Якутия. Причем оба сумели распорядиться как федеральными, так и собственными средствами.

Еще 15 регионов только начали освоение местных средств, а четыре не приступали к нему вовсе, рассказал «Газете.Ru» замруководителя Рособразования Евгений Бутко.

По его словам, Новгородская, Новосибирская, Волгоградская, Тверская области и Мордовия только готовят документы для заключения контрактов. Но даже там, где освоение грантов началось, дела идут не блестяще. В Северной Осетии, например, заключены контракты лишь на 0,09% выделенной суммы, а в Белгородской области – на 0,2%, рассказал он.

Сложилась «реальная угроза, что значительное число регионов не освоит средств до конца года», – заявил он. Но в этом случае выделенные регионам деньги пропадут: дотратить их в 2008 году запрещает российское законодательство. «Этого допустить нельзя!» – заявил Евгений Бутко.

Если регионы не исправятся, «может быть поставлен вопрос о целесообразности их дальнейшего участия в нацпроекте», – пригрозил он.

Почему регионы не торопятся влить в образование дополнительные миллионы рублей, неизвестно. С мест прозвучали лишь невнятные жалобы на волокиту региональных казначейств и на сложность бюрократических процедур (чтобы заполнить необходимые 3,5 тыс. форм для реализации гранта, в Московской области, например, наняли специального оператора). Об остальных помехах в освоении бюджетных средств, равно как и о том, каким образом будут преодолены заторы, регионы умолчали.

Впрочем, не исключено, что на местах просто не представляют, что делать. Как оказалось, многие регионы еще «в самом начале признавались, что не знают, за что берутся», – сообщил министр образования и науки Андрей Фурсенко.

Кроме того, подчеркнул он «Газете.Ru», то, что деньги на развитие образования лежат в регионах мертвым грузом, еще не означает, что комплексная модернизация на местах будет завалена. «В некоторых регионах просто могли серьезно подойти к конкурсу», – не исключает глава Минобрнауки. Да и вообще, подчеркнул он, темпы освоения средств – «лишь один из показателей выполнения регионами обязательств по комплексному реформированию образования».

В то же время, затягивая освоение средств нацпроекта, регионы «ставят себя в сложное положение», признал он «Газете.Ru».

«Никто никого не заставлял участвовать в нацпроекте. Все брали на себя обязательства добровольно. А теперь самый масштабный и значимый из всех направлений нацпроекта «Образование» в полной мере не выполняется», – констатировал министр.

«Этот проект долгоиграющий и стратегический. Он и через два-три года не должен кончиться. Но если мы не сможем зафиксировать результаты за 2007 год, дальше все пойдет не так как надо», – заявил Фурсенко.

Текст: Марина Лемуткина

gazeta.ru от 01 АВГУСТА 2007 20:27

Rambler's Top100
: Copyright 2000-2004 "Проектный центр ДОКСА"