Общество - коммуникации - власть.

За последние 20 лет гласности в России стало много, однако, ситуация с доступом к информации осталась без изменения. К такому выводу пришли участники экспертного семинара «Гражданские коммуникации и гражданское общество», прошедшего 23 июля в Общественной палате.

«Право граждан знать о действиях власти – первичное право, необходимое для того, чтобы правильно оценивать проводимую политику и участвовать в принятии решений», - считает старший научный сотрудник Института государства и права РАН Виктор Монахов .

Эксперты единогласно отметили, что в последние годы наблюдается тенденция отдаления власти от общества: важные решения принимаются закрытым способом, отсутствует практика обсуждения острых тем с представителями общественности. «Единственное, что выводит власть на коммуникативный интерес – это выборы, которых, впрочем, становится все меньше», - говорит президент Фонда защиты гласности Алексей Симонов . По его мнению, чиновники не только отказываются делиться информацией, но и не желают ничего знать об обществе: «Мы с властью живем в двух разных государствах. Причем у меня складывается ощущение, что чиновники мало и неуверенно знают о том, в какой стране живем мы с вами».

Несмотря на очевидные дефекты в коммуникативной цепочке между властью и обществом, в России до сих пор отсутствует закон о праве на информацию. Профессор Государственного университета - Высшей школы экономики Иосиф Дзялошинский отмечает, что «без подобного закона гражданин попросту не может требовать доступа к информации».

По мнению участников обсуждения, сделать власть открытой – решить только часть проблемы, ведь общественные организации являются лишь связующим звеном между государством и гражданами. Следовательно, НКО нуждаются в каналах коммуникации и с последними. В этом направлении у общественников также возникают серьезные трудности. Дзялошинский констатировал, что «сегодня ни одно СМИ не соблюдает закон «О социальной рекламе». Более того, исследовав контент крупных телеканалов и печатных изданий, профессор пришел к выводу, что «СМИ работают против гражданского общества. Единственная газета, которая употребляет этот термин, называется «Советская Россия», но и она упоминает о гражданском обществе в негативном контексте».

Корень проблемы можно отыскать в результатах другого исследования, проведенного в Высшей школе экономики. Ученые выяснили, что большинство региональных журналистов характеризуют российские НКО как слабые, сервильные, ориентированные на выгоду. Неудивительно, что лишь менее 30% опрошенных акул пера считают необходимым освещать деятельность общественников.

"Мы должны доказать СМИ, что им выгоднее общаться с обществом, чем не общаться. Их руководители рано или поздно должны заметить, что обратная связь с активной аудиторией повышает рейтинги", - предложила выход профессор факультета журналистики МГУ Ирина Фомичева . Развивает мысль московской коллеги директор Томского института информационных технологий Ирина Жилавская . По ее мнению, доля контента, посвященного гражданскому обществу, существенно возрастет лишь в том случае, если СМИ станут действительно коммерческими структурами, а не будут находиться в собственности у "большого хозяина" как инструмент.

По оценке "Роспечати" около 90% изданий не смогли бы дожить до наших дней, если бы не поддержка государства. "У нас в стране есть заповедники, где нет ни одного независимого от власти СМИ. Сегодня формула успеха любого издания – близость к губернатору", - считает главный советник аналитического отдела Аппарата Общественной палаты Татьяна Илларионова .

Между тем, не только власти и масс-медиа виноваты в устойчивом информационном вакууме вокруг деятельности общественных организаций. Директор Агентства социальной информации Елена Тополева считает, что проблема в том, что сами НКО не всегда выбирают правильные каналы для связи с гражданами.

"Иногда мы и те жалкие ресурсы, которые у нас есть, тратим неэффективно, - констатирует Тополева. – Нам необходимо проводить мониторинги тех или иных каналов коммуникации, чтобы выбирать наиболее действенные. Только в этом случае наша информация будет доходить до адресата".

Экспертный семинар, прошедший 23 июля, открыл серию подобных мероприятий, которые проводятся в рамках подготовки ежегодного доклада Общественной палаты "О состоянии гражданского общества в Российской Федерации". Наиболее важные темы и замечания, озвученные на экспертных семинарах, войдут в будущий доклад.

24/07/2007

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Rambler's Top100
: Copyright 2000-2004 "Проектный центр ДОКСА"