Комментарий руководителя Общественно-политического проекта "Собрание
родителей" Литвененко Игоря Анатольевича выводов, сделанных чиновниками по итогам форума "Инновационное образование".

На мой взгляд выводы, сделанные бывшим руководителем Департамента государственной политики и нормативного регулирования в образовании, а ныне зам. министра образования и науки РФ Калиной Исааком Иосифовичем, не совсем корректные. Чиновником, ответственным за осуществление государственной политики в области образования, не сказано о провозглашенном Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством принципе преимущественного права родителей на воспитание и образование своих детей перед всеми другими, как физическими, так и юридическими лицами. А также о том, что принцип демократического характера, открытости и государственно-общественного управления на практике органами управления образования и администрациями школ в практическом плане не реализуется. Управленческой <элитой> скорее осознанно созданы все условия для систематического (системного) нарушения конституционных прав родителей на участие в образовании и воспитании своих детей. До настоящего времени практически отсутствует реальный механизм участия родителей в управлении образовательными учреждениями. Не обеспечены Конституционные права и свободы граждан России на бесплатное, доступное и качественное образование, на получение объективной информации, на защиту информации об участниках образовательного процесса (то есть детей, родителей и учителей) и т.д.. В сложившейся ситуации гражданину России практически невозможно отстоять законные интересы своих детей. По сути, родитель оказывается один на один с колоссальной системой подавления личности, поддерживаемой <замкнутой и подчас просто надменной кастой> чиновников от образования, <понимающих государственную службу как разновидность бизнеса>. Все это происходит от того, что с времен "строительства коммунистического общества", а в последствии при изменении, а скорее подмене целей развития государства на "псевдо капиталистическую, рыночную" идеалогию - человек , ребенок и родитель так и остался "средством" достижения этих извращенных иллюзий! Именно это ведет к тому, что <потенциал гражданского общества останется невостребованным, а коррупция, безответственность и непрофессионализм будут стремительно нарастать, возвращая нас на путь деградации экономического и интеллектуального потенциала нации>. В своем ежегодном Послании Федеральному Собранию 2006 года, говоря о <главном>, о том, без чего утрачивают смысл любые политические и экономические достижения, Президент России особо подчеркнул: <Что у нас главное? Речь действительно пойдет о любви, о женщинах, о детях. О семье. И о самой острой проблеме современной России - о демографии. Проблемы экономического и социального развития страны тесно связаны с простым вопросом: для кого мы все это делаем?>. Именно в этой связи, необходимо говорить об образовании, как о сфере государственного строительства и мы полагаем, что именно поэтому Президентом России, по сути, формируется требование по созданию ранее не востребованных <элитой>, реальных механизмов реализации конституционных принципов (прежде всего провозглашенных статьями 2, 3, 18, 38 и 43 Конституции России). Выполнение вышеуказанных принципов в сфере образования, становится возможным только в случае безусловного и ответственного выполнения органами государственной власти т.е. самим зам. министра образования и науки РФ Калиной Исааком Иосифовичем основного принципа государственной политики в области образования, принципа демократического государственно-общественного характера управления образованием и автономности общеобразовательного учреждения (ст. 2 ФЗ <Об образовании>). Создание механизма реального включения родительского сообщества (законных представителей) в управление общеобразовательными учреждениями и в целом в российское образование можно без преувеличения назвать стратегической и тактической задачей не только модернизации российского образования, но и выполнения заявленных <Национальных проектов> и главного курса Президента России Владимира Путина на формирование гражданского общества. Зам. министра образования и науки РФ Калина Исаак Иосифович об этих "опасных местах модернизации" в силу каких-то "своих" причин, судя по статье "опасные места модернизации" опубликованной на сайте Общественной палаты РФ по адресу: http://www.oprf.ru/rus/news/chamber/571d3a9420bfd9219f65b643d0003bf4/ умолчал!!! Тогда почему?!

Опасные места модернизации.

2-4 ноября в Москве по инициативе Комиссии Общественной палаты по вопросам интеллектуального потенциала нации прошел форум «Инновационное образование». Центральной темой обсуждения стал ход реализации комплексных проектов модернизации образования, проводимых в 21 российском регионе.

Открывая форум, заместитель председателя Комиссии по вопросам интеллектуального потенциала нации Александр Адамский подчеркнул, что мероприятие призвано стать местом выбора траектории развития современного образования.

Председатель комиссии Ярослав Кузьминов озвучил данные социологических исследований, свидетельствующие о том, что образование является самым большим приоритетом для подавляющего большинства российских семей, более того, 70% российских семей готовы платить за него. Но при огромном спросе на образование оно начинает рассматриваться в обществе как простая услуга, которую любой человек может купить, не затрачивая на это особо личностных усилий. По мнению Ярослава Кузьминова, в России происходит вытеснение трудоемких способов обучения менее трудоемкими. Ни в какой другой стране мира нет такого количества заочников как в России, возрастает количество старшеклассников, уходящих в экстернат. Это мешает получению качественного образования, поскольку оно осуществляется вне коллектива. Кроме того, он отметил тенденцию падения качества образования: «Мы переводим из класса в класс детей, которые не показали должный уровень знаний, умений и навыков. Мы переводим с курса на курс студентов, которые де-факто не учатся. И это проявление не нашей лояльности, гуманности, а нашей глупости. Это страшная опасность, это болезнь общества», - считает Ярослав Кузьминов.

Изменились требования к деятельности работников образования: современный директор – это, прежде всего, эффективный менеджер, а современный учитель – успешный организатор образовательного процесса, отметил заместитель министра образования и науки РФ Исаак Калина . Появление конкуренции между учителями – это нормальная развивающая людей ситуация, отметил Исаак Калина, дифференциация в заработной плате - привлекательное условие для работы в школах квалифицированных специалистов. При этом, если «правилами осчастливили сверху, то, естественно, будет сопротивление, что мы не раз уже проходили», - отметил замминистра.

Конечно, введение новых механизмов не может проходить совершенно гладко. Среди «опасных мест» реализации КПМО Исаак Калина отметил напряженность в педагогической среде, вызванную разными зарплатами педагогов при одинаковом количестве часов и недоверием профессионального педагогического сообщества оценке качества образования общественностью. Также есть опасность превращения общественного участия в управлении образованием в формальное, создание карманных общественных советов. Нивелировать эти опасности сможет включение самих учителей в обсуждение механизма и создание прозрачной схемы распределения финансов, отметил он. Для укрепления роли общественных советов их необходимо наделить реальными полномочиями.

Сайт Общественной палаты oprf.ru от 06.11.2007г.

Rambler's Top100
: Copyright 2000-2004 "Проектный центр ДОКСА"