Только предельная мобилизация остаточных здоровых сил общества и власти, учителей, родителей; только радикальная смена целей и задач всей системы образования; только строжайший контроль за самочувствием и качеством развития детей в учебном процессе, только проведение конкурсов на реальную здоровьеразвивающую дидактическую систему – наш последний шанс спасти детей, а в целом народ от предстоящих социальных психических эпидемий.
Д.м.н. В.Ф. Базарный
Сегодня многие заговорили: почему-то наш народ, некогда один из наиболее здоровых телом и духом народов планеты, вдруг оказался самым больным. Заговорили, что нарастающие как ком техногенные, нравственные и другие социальные разрухи уже начинаются в наших головах. Однако такие заявления не выходят за рамки: «на что смотрю, о том и пою». В тоже время специалисты уже давно бьют в набат по поводу реальных причин поразивших нас духовно-психических эпидемий.
…50 – 60-ые годы ХХ столетия характеризуются началом научно не обоснованных непрекращающихся до настоящего времени школьных реформ, а в итоге научно не выверенных педагогических воздействий на целые поколения народа. Это были годы, когда ввели скоростное безотрывное письмо, вызывающее спазмотоническое мышечное напряжение (стресс). Это были годы, когда из школы было изгнано все то, на основе чего оформляется сама сущность человека, его нравственная и духовная сферы: эстетическое, художественное, музыкальное, трудовое, рукотворческое воспитание. Так было положено начало глобальным тектоническим сдвигам в психогенетической конституции людей. В частности, в соответствии с данными бывшего главного психиатра Министерства обороны СССР проф. В. Смирнова, за 70 – 80-ые годы среди выпускников школ (призывников) произошел двенадцатикратный рост психических расстройств, достигших к концу 80-х гг. критического уровня – 45%.
Такой популяционной деградации духовно-психического облика народа история России еще не знала! Вот когда надо было принимать неотложные меры по спасению нации от психических эпидемий, по спасению от проводимых тайными силами школьных реформ, от экспериментов над целым народом. Вот когда надо было спасаться от «разрух» в наших головах. Увы! Похоже, нет ничего отвратительнее на этом свете чем рабство и не противление злу на фоне надменности и самоуверенности духа.
В конце концов, постепенно из школы изгнали всю ту основу, на которой оформляется мыслетворная сущность людей – психоконструирующая моторикой. Это кропотливое и трудоемкое формирование свободного речетворчества и вдумчивого осмысленного чтения. Это формирование способностей к адекватному отображению мира в рисунках. Это формирования лишенного судорог – зажимов (стрессов) свободного, пластического почерка и т.д.
Чего стоит только одна реформа 1966 года, направленная на:
1) дальнейшую «теоретизацию» (читай «отрыв от действительности» и «виртуализацию интеллекта»);
2) дальнейшую интенсификацию учебного процесса за счет перевода начальной 4-летней школы на 3-летнее обучение;
3) резкое усложнение существующих программ и т.д.
Заметим, что все эти «инновации» (слово-то какое пустили в оборот вместо всем понятного русского «нововведение») проводились авторитарно вне элементарного научного обоснования. О том, что все эти «нововведения» (а по сути эксперименты над детьми) оказались трагическими для новых поколений народа заявляли даже те, кто и проводил в жизнь эти реформы - министры образования и здравоохранения Российской Федерации. Например, о возможных последствиях всех этих реформ еще в 90-ые годы говорил министр образования Е. Ткаченко: “И тут я впервые узнал, что для 7-8 летних малышей контрольная робота связана с таким же объемом стрессорных нагрузок, какие испытывает космонавт при взлете ... За время обучения в школе в 4-5 раз ухудшается здоровье детей. Ясно, что физзарядкой положения не изменить… Опыт показал, что особое внимание нужно проявлять к начальным классам, ибо именно там быстрее всего теряют здоровье, зарабатывают первые психические заболевания. Значит там не та педагогика…».
Вдумаемся, сам руководитель отечественной системы образования утверждает, что у нас в Отечестве сложилась совершенно не та педагогика! И это при наличии государственных академий наук, занимающихся человеком! Заметим, как только министр образования Российской Федерации начинал осознавать, что у нас «не та педагогика», его тот час же заменяли на другого, который об этом еще не догадывался.
Казалось бы, зная о такой известной обществу информации, реформаторы должны бы остановиться! Хотя бы из страха! Нет! Похоже страх обуревает только родителей. В итоге, раскрутка чуждых природе ребенка школьных реформ неумолимо продолжалась. Вот заявление следующего министра образования Российской Федерации В.И. Филиппова: “За последние 30 лет мы почти в 2 раза увеличили нагрузку. Наш школьник стонет!”.
Однако и после этого общество молчало, а реформаторская «чесотка», исходящая из недр того же Министерства образования и науки Российской Федерации все более и более заражала систему образования, все больше и больше поражая наших детей. В частности, Министерство образования РФ издает методическое указание, согласно которому эффективность обучения детей на уровне начальной школы должна оцениваться по скорости чтения (Письмо №1561/14-15 от 19.11.98). С этого времени сотни тысяч учителей начальной школы взяли в руки секундомеры. И это оказалось для них таким удобным! Включил секундомер! Дал команду! Думать не надо! Напрягаться не надо! Нажимай себе на кнопку секундомера. А дети с благими пожеланиями взрослых «поехали» прямо … в ад!
И это не мои эмоции. Как выявили экспериментальные исследования, обучение чтению под секундомер – это целенаправленное действо, ориентированное на отключение моторного языка от того, на основе чего рождается смысл – чувство образности мира, т.е. от ассоциированных со словами образов. В психиатрии такое расщепление обозначено однозначно – шизофрения! И не случайны, а закономерны последствия такого обучения, которые охарактеризовал отдел того же Министерства образования РФ (Письмо №220/11-12 от 22.02.99): спустя только один учебный год у 60-70% детей выявляются все признаки пограничных психических отклонений.
Вдумаемся! За каких-то 9 месяцев при современной дидактике (методике обучения) из каждого миллиона детей только за один учебный год у 600 – 700 тысяч «срывают крышу» те, кто по профессии призван их развивать. А ведь впереди то еще 9 – 11 лет такой «умопомрачительной» учебы! При этом многие, очень многие, как попугаи продолжают твердить: «Экология! Экономика! Питание!» А это время как из параллельного мира академик А.А. Баранов (1997) доводит до сведения общества: у детей из самых богатых семей России. обучающихся в самых элитных гимназиях, повышенное артериальное давление встречается в 90%, а психоневротизация – в 55 – 83%
И словно из третьего параллельного мира. Комитет по безопасности Государственной Думы доводит до общества следующее: уже 90% всех насилий, грабежей, убийств, самоубийств, техногенных катастроф совершаются именно на психогенной основе, т.е. на основе той «разрухи, которая начинается в головах», и которую некогда заложили в психику подросшим молодым людям сотни тысяч педагогов. Заложили еще в начальной школе!
Казалось бы, после такого вполне официального и компетентного заключения власть и общество предпримут хоть какую-то попытку осознать, поему все это происходит с детьми в школе и хотя бы временно попытаются остановить этот «умопомрачительный» школьный конвейер. Остановить до тех пор, пока не будут изучены и поняты истоки и механизмы массового психического поражения детей (а в итоге целого народа) в начальной школе. Поражения чисто педагогическими воздействиями.
Увы! Из-за «общенародного» не противления злу и рабской психологии подавляющего большинства родителей и учителей психодеструктивный школьный конвейер продолжает и дальше неумолимо раскручивать свои жуткие обороты, на корню срывая «крышу» у миллионов несчастных малышей, а, по сути, у сменяющих друг друга поколений народа. В итоге из-за сокрытия этой информации от родителей, от общества чиновниками от образования центральная пресса все чаще и чаще стала ошеломлять нас следующими «экзотическими» выкриками:
“В последнее время вдруг заметила: у многих детей моих знакомых - неприятности с подросшими детьми... Что-то происходит со всеми нами...” («Учительская газета», №5 от 1.02.94);
“У 80 процентов учащихся бывают нервные срывы” («Медицинская газета», от 19.09.2001)
“Алтайских психиатров беспокоит “неразумный разум” («Медицинская газета», №68 от 12.09.2001)
“...после трех лет обучения 100% детей имеют психические отклонения” («Медицинская газета», №47 от 29.06.2001).
И мы уже не осознаем, что все происходящее с детьми в школах на фоне массового угасания воли взрослых (некогда тех же учеников), на фоне всеобщего бездействия и есть реальное свершение того пророчества древних, которое стало центральной идеей всех священных книг – о нашей видовой гибели «от познания» (в действительности от методики обучения). А в итоге, только в одном из некогда самых здоровых телом и духом регионов России – в Новосибирской области – к началу ХХI века в психодиспансерах состояли на учете уже 10, 5 тысяч детей и подростков. И так по всей России!
Из доклада министра здравоохранения РФ Ю. Шевченко («Медицинская газета» от 28.03.2001): «Общее число психических больных за эти годы возросло с 3,14 млн. до 3,88 млн., или на 19,1%, а интенсивный показатель – с 2117,2 до 2667,5 на 100 тыс. населения, или на 26%». При этом известно, что в популяции каждое явное заболевание «тянет» за собой «шлейф» из 10 скрытых патологий (а это уже 40 млн. человек!). И эти скрытые формы проявляются сполна при различных стрессах, семейных ссорах. Проявляются в виде массовых психозов, захватывающих толпы молодых людей на стадионах, улицах, скверах, вокзалах. Проявляются у маньяков, убийц, самоубийц и т.д..
Вот они школьные истоки неумолимо нарастающего в обществе психического хаоса! Вот они, итоги нашей всеобщей слепоты, косности, безволия и рабства! Рано или поздно, но однажды многие осознают: все мы оказались активными «сотворцами» неумолимо нарастающей патопсихической критической массы, которая однажды прорвется в социальный хаос.
Я и возглавляемый мною коллектив просто вынуждены были в подобном ситуации по своей инициативе изучить школьные истоки и механизмы развития данной психической трагедии. В течение более чем 20 лет мы пытались донести информацию о «расчеловечивании детей» до общества. Увы! Немногие, очень немногие нас услышали, а многие просто не хотели слышать о полученных нами выводах.
Комплексом выполненных под моим руководством исследований по возрастной психофизиологии чувств подтверждено то, что психиатры давно хорошо знают: качество оформления духовно-творческого потенциала, в том числе и психического здоровья, никак не определяется емкостью информационного насыщения голов детей, емкостью их знаний, которые чаще оказываются обширными именно у сумасшедших. Уровень и качество психического здоровья психиатры проверяют по совершенно иной шкале оценки духовной сферы. Это адекватность ориентации во времени и пространстве, т.е. адекватность пространственно – временного мировосприятия и мироотражения. В конечном счете эта адекватность есть истинность отражения логики разворачивающихся в мире образно – событийных видеорядов.
Многолетние исследования убедили нас: адекватность мироотражения никак не выводится из переполненных информацией «ушастых» голов, взращенных на седалищах и в безрукости. Голов, виртуально познавших отрешенно-призрачный мир по мертвым буквам, цифрам, схемам, познавших глазами тетенек, которые, как правило, сами мало осознают, что происходит в этом мире.
Вскрыто: базовые категории нашего разума, в том числе и адекватная ориентация во времени и пространстве выстраивается на единственно-универсальном алгоритме – на телесно-мышечном (кинестетическом) чувстве, а точнее на законах освоения с помощью ног пространства и построения с помощью рук собственной рукотворческой модели мира. Только степень освоения и проработанности мышечным чувством мира и составляют потенциал собственного мировоззрения, потенциал творческого интеллекта.
Но самым удивительным здесь оказалось следующее. То, что мы осознали для себя, открыл основатель отечественной психофизиологии И.М. Сеченов еще …150 лет тому назад: «…Мышечное чувство в деле анализа своих ощущений соединяет в себе способность глаза и свойства уха. В акте зрения ассоциированы, например, всегда чисто зрительные ощущения с мышечными…» Великий мыслитель вывел и мышечную формулу развития интеллекта, сообразного духовной природе людей: “Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению - мышечному движению”. И наоборот: “...Мышечное ощущение чисто субъективно - оно доходит до сознания в форме какого-то усилия”. Когда же мы научимся слышать своих гениев, своих пророков!
Более того, мы, не задумываясь, в цепи сменяющихся поколений выдернули из-под себя осевой стержень, несущий видовую жизнь людей – вертикальную установку тела как устойчивую, укореняемую на этапах детства доминанту жизни. Первый утверждал, что вертикальная установка тела есть основа для нашего очеловечивания, Ф. Энгельс. Удивительно, но за истекшие почти полтора века несмотря на наличие стольких академий это положение в эксперименте никто так и не проверил. Мне представилась возможность научно-экспериментально проверить эту гипотезу. Главный итог: телесная вертикаль – это особый гравитационный духовный баланс, с которого начинается процесс соизмерения (метризации) и управления целенаправленно планируемыми образоконструюрующими усилиями - усилиями, проясняющими образы в свете разума, в частности, соизмерения и управления тонкой моторикой, на основе которой оформляется вся духовно-психическая сфера. Это графические способности рук, речь, художественное и конструкторское рукотворчество и даже музыкально - гармонические способности.
Исследования вскрыли: до 90% всех дефектов в функциях психической моторики связаны с не оформленностью на этапах детства способности координировать и управлять чувствами и усилиями тела, в т.ч. рук и речевых мышц. Воспитывая одно поколение за другим на «седалищах» (т.е. в моторном закрепощении), мы запустили механизм демонтажа телесно - осевого гравитационного баланса, на основе которого и по которому воссоздаются и управляются произвольные (осознанные) усилия тела, речевых мышц. Усилия, на основе которых реконструируются и проясняются в голове образы мира. Проясняются в виде духовных мыслеобразов.
Выполненными исследованиями вскрыто и следующее фундаментальное положение. Человеку дан единственный духовный механизм, вырвавший нас из ситуативного (животно – инстинктивного) мировосприятия и возвысивший в духовное пространственно-временное мироотражение – это способность к «полету» в будущее на крыльях Творца (на языке духовных учений), или на крыльях творческого воображения (на языке психологии). В итоге – это предвидение, предчувствие развивающейся логики причинно-следственных отношений, обращенных в будущее. Установлено: свободная игра творческого воображения опять таки не выводиться из тех сумм и стандартов знаний, которые педагоги и родители устремлены закачать на протяжении всего периода взросления в головы детей. Оказалось: свободная игра творческого воображения выводится только из эмоциональных впечатлений о реальных образах мира, и об их преображении в руко- и речетворчестве.
С этих позиций можно объяснить следующие факты. Только за первые 3 года сидяче-обездвиженной «безрукой» школы способность к духовному переживанию устремленного в будущее пространства, в т.ч. логики причинно – следственных отношений времени на основе творческого воображения угасала в 2 – 4 раз! (М.А. Ненашева, 1998). При этом во столько же раз возросли у детей возросли проявления чисто ситуативного формально-рассудочного интеллекта – интеллекта, опирающегося на алгоритмы, инструкции мышления и механически заученные слова! Отличительной особенностью такого интеллекта является отсутствие способности к собственному видению мира через свободное воображение, отсутствие способности к прогнозу развиваемых причинно-следственных отношений, происходящих в мире, на фоне подчиненности интеллекта импульсной (чаще инстинктивной) стратегии поведения. С одной стороны, мы выдернули из-под себя тот «краеугольный камень», на основе которого выстраивается и может держаться видовая духовно – разумная жизнь и эволюция людей. Речь идет о том, что, воспитывая одно поколение за другим на «седалищах», в конце концов, мы запустили эволюционно – значимые механизмы видовой психобиологической деградации человека. С другой стороны, школа стала оформлять инструктивно - программируемый зомби - интеллект.
Обследуя многие тысячи школьников, мы убедились в следующем. Дети могут видеть и логически реагировать на увиденное. Они могут много знать и делать в уме сложные операционные расчеты. Но при этом они не могут представлять все это в духовном зрении, в творческом воображении. И это означает, что молодые люди лишились главной духовной сущности - крыльев Творца. Вывод неумолим: такие люди поддерживает человеческую жизнь лишь на основе запрограммированных инструкций (алгоритмов), внешних временно сдерживающих обстоятельств социального принуждения и т.д. Истинная же внутренняя сущность таких человекообразных существ проявляется в минуты стрессов и испытаний, когда в права вступает его ситуативно – инстинктивная природа.
И только с этих позиций можно начать осознавать, почему все чаще и чаще наша центральная ( в т.ч. и медицинская ) пресса запестрила следующими тезисами:
«Я не дурак, я могу учиться» ( "Учительская газета" от 12.11.1996г.);
«Доктор как меня зовут?» Такой вопрос задают еще вчера вполне нормальные люди» ( "Медицинская газета" от 29.01 2003г.)
«Маша – потеряша. В Тихорецке объявилась девочка, которая не знает, как ее зовут и откуда она родом.» ( «Труд», от 20.11.2003 г.)
«Я – зомби» ( «КП» от 10.12.2002г.)
Ко всем этим психодеструктивным дидактическим факторам следует добавить «умопомрачительные учебники», смысл которых дети уже по настоящему ни понять, ни принять не могут! Образно об этом написал серьезно думающий учитель Лев Айзерман в «Учительской газете». Анализируя современные учебники, автор сравнивает современную школу с палатой №6 для психических больных!? Статья так и называется «Сумасшедший омут. В него загоняют детей и учителей – словесников». «Бедные учителя – словесники. Бедные наши ученики» - заканчивает свои раздумья учитель, устремленный в отличие от сотен тысяч ему подобных к осознанию всего того, что он делает с детьми в школе.
И вторит Льву Айзерману (уже в «Медицинской газете») психиатр И. Якушев. Проанализировав современные учебники для учащихся, автор приходит к неумолимому выводу: «Все здесь сумасшедшие»! Почти к такому же выводу приходят и многие серьезные авторы в журнале «Мир образования – образование в мире».
В подтверждении «сумасшедшего омута», в который превращены учебники, приведем лишь один пример из учебника по биологии 7 класса (В. Захаров, Н. Сонин). «Образование мужского гаметофита происходит следующим образом. В развивающейся тычинке возникают пылинки, где формируются микроспоры – пыльцевые зерна. В микроспорах ядро делиться, в результате чего микроспора превращается в мужской гаметофит, содержащий две одинаковые клетки – вегетативную и генеративную. После попадания пыльцевого зерна на рыльце пестика оно прорастает, и пыльцевая трубка, развившаяся из вегетативной клетки, достигает семязачатка. В это время ядро генеративной клетки делится, в результате чего образуются два спермия».
Наконец ситуацию с учебниками проверили и ученые РАН, о чем сообщил министр образования и науки Андрей Фурсенко: «Книжки не соответствуют возрасту школьников и не отвечают правилам русской орфографии. 130 школьных учебников проверили эксперты из российских Академии науки и Академии образования. Оказалось, что к 78 книжкам детей подпускать вообще нельзя!».
Фиксировать то фиксируют министры безОбразность учебников, способствующих деградации наших детей, но реально ничто не меняется в наших школах!? Следовательно, констатация министрами того общеизвестного обстоятельства, что у нас в школе господствует «не та педагогика» продолжается уже почти полвека! А «имеющие уши» родители и учителя уже давно не слышат о чем кричат наши дети: «В голове каша. Ничего не проклевывается».
У взрослых всегда оказываются виноватыми дети: «Тупицы, дебилы и моральные уроды – так учителя называют детей» («Моя семья», №9, март 2005). И уже восстают по всей России еще нормальные малолетние рабы. «Почему я хочу взорвать школу» - объясняет на страницах «Учительской газеты» ( 20.12.1994 г.) ребенок! «Бунт замордованных детей!» - вторят заглавия других центральных газет.
А в это время мир взрослых уже давно занят совершенно другими «неотложными делами» и заботами. «Пока мы выживаем можем и опоздать навсегда» - справедливо утверждает доктор медицинских наук М. Кузьменко. «Из школы дети уходят синие, а в школу приходят – зеленые» - утверждает уже сам Президент Российской Федерации В.В.Путин. Все фиксируют беду как боги, спустившиеся с небес на землю грешную, но по- прежнему некому в Отечестве остановить конвейер образовательного безумия!
Не услышали мы всех великих вероучителей прошлого! Не услышали мы и тех, кто, подобно Гете, пытался об этом же самом сказать на языке поэзии:
Ф а у с т
«Что значит знать…. Вот, друг мой, в чем вопрос.
На этот счет у нас не все в порядке.
Немногих, проникавших в суть вещей
И раскрывавших всем души скрижали,
Сжигали на кострах и распинали,
Как вам известно, самых давних дней …
Пергаменты не утоляют жажды.
Ключ мудрости не на страницах книг.
Кто к тайнам жизни рвется мыслью каждой,
В своей душе находит он родник».
В а г н е р
Ах, господи, но жизнь-то нелегка
А путь к познанию дальний…
Глядишь – его на полпути
Удар от прилежанья хватит.
Ясно одно: такие глобальные психические поломы, происшедшие на уровне целого народа в процессе учебы на протяжении ряда поколений, никакими заклинаниями типа: «Караул! Под ногами горит земля! Мы вымираем!»- не устранить. Необходима персональная ответственность Министров образования и науки, здравоохранения, чиновников из из других, смежных с системой образования ведомств за то, что происходит в школах. Только предельная мобилизация остаточных здоровых сил общества и власти, учителей, родителей; только радикальная смена целей и задач всей системы образования; только строжайший контроль за самочувствием и качеством развития детей в учебном процессе, только проведение конкурсов на реальную здоровье развивающую дидактическую систему – наш последний шанс спасти детей, а в целом народ от предстоящих социальных психических эпидемий.
Опубликовано впервые в журнале МОСКОВСКОГО ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА РОССИИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «МИР ОБРАЗОВАНИЯ – ОБРАЗОВАНИЕ В МИРЕ» №3 (27) 2007.