Подготовил Александр Милкус - 27.11.2007
ОНЛАЙН-КОНФЕРЕНЦИЯ
Вопросы от Владислава Финоченко:
- Как вы считаете, можно ли добиться, чтобы каждый директор стал грамотным и умелым менеджером?
Ответ:
Для того чтобы каждый директор стал грамотным и умелым менеджером, необходимо постоянно повышать свою квалификацию. Повышение квалификации директоров по управленческим навыкам осуществляется на основе образовательных программ «Менеджер образования» в региональных институтах повышения квалификации работников образования.
В 2008 году Министерство образования и науки совместно с Академией реализует проект «Формирование и развитие федерально-региональной мобильной сети повышения квалификации управленческих кадров». В рамках этой программы предполагается за 3 года переподготовить весь директорский корпус страны (54 тыс. чел), а также управленцев муниципального уровня по актуальным проблемам управления образования, связанным с осуществляемой в настоящее время модернизацией российского образования.
- Как, на ваш взгляд, увеличить влияние родительского совета на директора и стратегию развития школы?
Ответ
- Для того чтобы увеличить влияние родителей и общественности на управление развитием школы, в школе необходимо создать общественно-государственный орган управления образовательным учреждением. Им могут быть попечительские советы, управляющие советы, школьные советы и т. д. Состав этих органов формируется на квотной основе путем представительства от общественности, родителей, педагогического коллектива, администрации школы в некоторых случаях учащихся.
Общественно-государственные органы управления образованием в соответствии с положением об их деятельности рассматривают и утверждают стратегические вопросы развития школы.
В. Сухомлинский:
- «Новая» система оплаты учительского труда, которую внедряет Фурсенко, окончательно разрушит веру в модернизацию российского образования и приведет к катастрофической оптимизации сети школ, особенно на селе!
Ответ:
- Новая система оплаты учительского труда, вводимая в образовательных учреждениях страны, - это не «внедрение Фурсенко», а объективная потребность, направленная на улучшение материального положения учителя и повышение его заработной платы. Она предлагается для добровольного введения в жизнь на основе методических рекомендаций (моделей), разработанных специалистами Минобрнауки, и подразумевает увеличение оплаты труда учителю в прямой зависимости от качества и результатов его педагогической деятельности.
Осуществляемая в некоторых регионах оптимизация сети сельских школ происходит только на основе положения Закона об образовании, который позволяет закрыть сельскую школу только по решению схода жителей села, деревни. Без такого решения ни одна сельская школа никем закрыта быть не может.
Елена (Братеево):
- Пора говорить о социальной ответственности школы перед обществом! Кого школа выпускает в жизнь - честных и ответственных граждан своей страны или социальных паразитов с купленными аттестатами, причем часто у той же школы, купившей себе статус гимназии?
Ответ:
- В условиях осуществляемой модернизации образования активным образом внедряются в жизнь общественно-государственные формы управления образовательным учреждением. Создаваемые в школе общественные советы, общественные органы управления позволяют взять деятельность образовательного учреждения в жесткий общественный контроль. В условиях общественного управления школа становится подотчетной по всей своей деятельности перед местной общественностью. Очень часто такой формой подотчетности являются открытые доклады (отчеты) школы, с которыми руководители школы выступают перед родительской общественностью, материалы этих докладов помещаются в открытой печати, а также в Интернете.
Игорь:
- Может, пора прекратить практику, когда директорами школ назначаются учителя с большим стажем? Может, лучше руководителями образовательных учреждений ставить грамотных менеджеров, знающих юриспруденцию и экономику?
Ответ:
- Кто директор школы - менеджер или педагог? Это проблема была актуальна во все времена. Сложившаяся российская практика управления школы на современном этапе свидетельствует о новом типе руководителя, которого можно назвать менеджером в образовании. Я подчеркиваю - в образовании, т. к. в нашей отрасли чистого классического менеджмента не бывает. В условиях быстро осуществляемых перемен в образовании надо обладать не только академическими навыками менеджмента, но и хорошо знать сущность и характер осуществляемых перемен, их нормативно-правовое обеспечение, все изменения законодательной базы, регулирующей образование. То есть, иными словами, в образовании складывается особый специфический, характерный только для российской системы образования, менеджмент. Поэтому разрывать два этих понятия не имеет смысла.
Что касается учета стажа педагогической работы при назначении на должность директора, можно согласиться с вами, что продолжительный педагогический стаж не является главным пропуском на директорскую должность и не обеспечивает успешной карьеры директора. Наличие педагогического стажа - непременное условие назначения на директорскую должность, а его продолжительность не играет значимой роли.
Елена Федоровна:
- Скажите, а есть специальные курсы, где учат на директоров?
Ответ:
- В рамках высшего профессионального педагогического образования есть специальность «менеджмент в образовании». При желании студент педагогического вуза может освоить эту образовательную программу. Однако это вовсе не означает, что он будет назначен по окончании вуза директором школы. Для того чтобы стать директором школы, необходимы трех-, пятилетняя педагогическая практика. Вместе с базовым высшим образованием в системе повышения квалификации существуют разнообразные курсы, которые помогают педагогу овладевать навыками и знаниями в области управления образованием.
«Вован»:
- В нашей школе директриса творит, что хочет. И никто ей не указ - родителей из кабинета выгоняет, училок строит, как хочет, да еще и при учениках. Как бы ее уволить?
Ответ:
- Для того чтобы не было таких директрис, в школах вводится общественно-государственное управление: создаются попечительские советы, школьные советы, управляющие советы, которые осуществляют общественный контроль за деятельность образовательного учреждения. При наличие такого органа управления школы «творить, что хочется» становится невозможным.
«Думающий»:
- Во многих школах в России всеми делами заправляют директорши, сидящие в своих креслах 10, 15, а то и 20 лет. Вот они-то на самом деле и тормозят развитие системы образования. Они не умеют грамотно и по-современному руководить!
Ответ:
- Нельзя с вами согласиться, что все беды в образовании от так называемых «директорш». Как известно, в настоящее время в стране уже второй год реализуется приоритетный национальный проект «Образование», в рамках которого на конкурсной основе выявлено 6 тыс. лучших школ России. Более половины директоров этих школ являются мужчинами, директорский стаж победителей этого конкурса в основном до 10 лет.
Разумеется, ротация директорского корпуса необходима, но при этом дело не в «директоршах» и стажевых показателях, а в конкретных результатах работы школы. Если школа обеспечивает качественное обучение и достойное воспитание учащихся, то не важно, директор или «директорша» руководят школой, 10, 15 или 20 лет, они работают руководителями, важен результат их деятельности.
Сайт kp.ru