Участие в болонском процессе дало толчок для развития и изменения системы образования в России, заявил сегодня, 29 апреля, министр образования РФ Андрей Фурсенко, участвующий в двухдневной конференции «Болонский процесс-2009» в бельгийском городе Левене.
«Болонский процесс дал развитию образования в России очень много, в частности, он заставил серьезно и критически осмыслить то, что мы имеем, и наметил определенные шаги по движению и по изменению этой системы», – сказал министр.
По мнению Фурсенко, Россия не отстает от таких крупных стран, как Франция или Германия, по вхождению в болонский процесс. Он отметил, что во всех странах, в которых есть сильное высшее образование, так или иначе возникают проблемы по его адаптации к новой системе. «Эти проблемы связаны с тем, что традиции, которые существуют, не могут быть немедленно изменены», – отметил Фурсенко.
Напомним, Россия присоединилась к болонскому процессу в 2003 году. Болонский процесс, в частности, предусматривает переход на двухуровневую систему высшего образования – обучение студентов четыре года в бакалавриате и затем два года в магистратуре. 24 октября 2007 года президент РФ Владимир Путин подписал закон о введении двухуровневой системы в стране.
В России, по словам министра, практически все вузы уже готовят наряду со специалистами бакалавров. Причем лидером этого процесса является МГУ, в котором программы бакалавриата существуют по 50 специальностям. Однако, как считает Фурсенко, новая система на сегодняшний день еще не вполне разработана. «Многие вузы готовят бакалавров и магистров по слегка адаптированным старым программам, а болонский процесс подразумевает достаточно существенное качественное изменение», – сказал министр.
Один из положительных моментов болонского процесса, по мнению Фурсенко, заключается в том, что Россия «вынуждена делать серьезный вклад в изменение содержания образования». «Вузы должны предлагать новые программы, которые соответствуют требованиям времени, а болонский процесс – это новое требование», – заявил министр.
По словам Фурсенко, основной целью болонского процесса является повышение конкурентоспособности европейских экономик через изменение системы высшего образования. «Болонский процесс задумывался не для того, чтобы изменить систему образования саму по себе, а сделать европейскую экономику более конкурентоспособной, и было принято решение, что правильнее и проще это сделать через изменение системы образования», – отметил российский министр.
Одними из самых востребованных профессий в ближайшие годы, по мнению министра, станут специальности в области информационных технологий, сферы услуг, энерго- и ресурсосбережения. Фурсенко привел данные, по которым для специалистов информационных технологий риск оказаться нетрудоустроенными не превышает 5%, в то время как для экономистов и гуманитариев этот показатель составляет соответственно 25% и 20%. По мнению министра, в ближайшее время должен возникнуть спрос на специальности, связанные с экологией. РИА «Новости»
Сайт gazeta.ru/Образование от 29.04.2009 16:43