Фурсенко: плохие результаты ЕГЭ говорят о плохих учителях

Неудовлетворительные результаты ЕГЭ говорят не о неспособности детей к учебе, а о плохом преподавании учителей, считает министр образования Андрей Фурсенко.

"Я думаю, что тут дело в качестве преподавания и в подходах. Мы считаем, что надо менять методику преподавания и улучшать качество подготовки учителей", - сказал Фурсенко, отметив, что именно это главный вывод, которое делает министерство из низких результатов единого госэкзамена.

"Я не считаю, что 25% наших ребят не способны к занятиям по математике", - сказал министр. По его словам, есть очень небольшое количество людей, которых можно назвать ярко выраженными гуманитариями. Но и гуманитарии, если им хорошо и правильно преподавать, осваивают математику в том объеме, который требуется в средней школе, сказал министр. При этом для ряда профессий, которые сейчас считаются гуманитарными, таких, как юриспруденция, необходимо преподавание математики, сообщает РИА Новости.

Напомним, что четверть учащихся, сдававших единый государственный экзамен (ЕГЭ), получили двойки по литературе и математике. Преимущественная оценка по результатам ЕГЭ по всем предметам - "3".

С 1 января 2009 года проведение ЕГЭ станет обязательным для всех субъектов РФ. В нынешнем году единый экзамен сдавали 1,97 миллиона выпускников школ. ЕГЭ прошел по русскому языку в 83 субъектах РФ, по математике - в 78 субъектах. Еще 11 предметов были предоставлены ученикам на выбор. Каждый выпускник, участвовавший в ЕГЭ, должен был сдать два обязательных предмета и еще три по выбору.

Сайт vesti.ru/Общество от 03.09.2008 15:00

 

Средненько-европейское образование

Министр образования РФ хочет улучшить плохую российскую школу «средними европейскими стандартами». Но, заимствуя чужие образовательные шаблоны, Россия рискует не догнать и перегнать Запад, а окончательно загубить отечественный всеобуч.

Министр образования Андрей Фурсенко зафиксировал серьезную патологию российской средней школы, основываясь на результатах сдачи школьниками ЕГЭ в этом году. «Когда мы говорили об этом раньше, то всем казалось, что, может быть, ситуация не так плоха. Она так плоха, как мы сегодня получили по результатам ЕГЭ», – заявил он депутатам Думы. И вправду, как видно из данных Рособрнадзора,

основной оценкой выпускников школ в пересчете на традиционные баллы оказалась тройка.

Удовлетворительно, как говорили когда-то, имея, впрочем, в виду чувство удовлетворения не от показанного уровня знаний, а от того, что не придется мучиться, пересдавая экзамен.

Можно спорить о самой концепции единого госэкзамена, указывать на природное несовершенство тестовой системы проверки знаний и даже на тот факт, что новая система не стала панацеей от школьной коррупции. Но в целом министр, судя по всему, прав. Эта самая коррупция (или просто чрезмерная доброта учителей, совместно с учениками кое-где решавших задачки) и то не смогла приукрасить печальную картину. Особенно обидным выглядит солидное число двоек по тем предметам, которые мы привыкли считать «козырными» для отечественной системы образования, – по математике и литературе. Это разрушает восприятие ее как фундаментальной (математика) и высокодуховной (литература).

Довольно бессмысленно говорить о том, что печальный школьный пейзаж есть следствие краха советской системы всеобуча.

Вне пределов личного опыта никто в действительности не располагает инструментарием для того, чтобы измерить ее эффективность. Можно разве что попытаться сослаться на количество «утекших мозгов» – но и тогда придется поискать образцы идеальной школьной системы в Индии и Китае.

Фурсенко заявил: «Несмотря на то, что результаты являются очень негативными, хорошо то, что все общество без исключения поняло, что дальше так нам двигаться нельзя». Насчет всего общества – это, конечно, попахивает демагогией. Хорошо, наверное, и то, что понимание появилось среди специалистов и чиновников, ответственных за эту сферу. И сведения о серьезном увеличении окладов учителей свидетельствуют, надо надеяться, об этом, а не о достижении пика в очередной кампании в рамках нацпроектов. С чем именно мы имеем дело, можно будет понять в будущем году, когда инфляция съест эти прибавки, а аналитики смогут получить представление о динамике доли бюджетных расходов, направляемой на среднее образование.

Но если с намерениями властей по части материального обеспечения школы все, будем считать, хорошо, то концептуальная сторона дела вызывает вопросы

(впрочем, а когда было иначе?) Г-н Фурсенко сообщил, что его ведомство разработало проект госпрограммы по модернизации образовательного процесса, имеющей целью «к 2012 году … вплотную приблизиться к среднеевропейским показателям в сфере образования». А такая постановка полетного задания чревата попаданием в молоко.

Начнем хотя бы с того, что среднеевропейские показатели – в любой, причем, сфере – это средняя температура по больнице. Далее отметим, что

такой системы средней школы, которую можно было бы счесть вполне пригодной в гражданском смысле (воспитывающей полноценных членов общества) и в плане подготовки специалистов для модернизации экономики (у нас это теперь называется «инструментом запуска инновационного развития страны»), нет.

Нет не только в Португалии, догонять которую нынче уже не модно, но и в Германии, во Франции и в Великобритании. Во всяком случае, если речь идет именно о всеобщем среднем образовании, а не о системе частных школ. Так что совершенно непонятно, к каким конкретно показателям Россия должна приблизиться.

Если это всего лишь заклинание сродни всякого рода «догоним и перегоним» – оно может быть весьма вредно. Потому что начальственное целеполагание, облеченное в ритуальные формы, на уровне исполнителей, как показывает практика, обретает очень причудливые очертания. Так что министру следовало бы воздержаться от рисования будоражащих картин в воображении методистов РОНО.

Да и с идеологической точки зрения эта задача выглядит – ну, скажем, несвоевременной.

Зачем суверенной России, в каждой области которой уместится «четыре Франции, семь Бельгий и Тибет», ориентироваться на среднеевропейские показатели?

И вообще, задачи государства, окруженного кольцом врагов, отличаются от задач страны, стремящейся слиться с соседями с помощью прозрачных границ, общей системы права и отказа от весомой части своего суверенитета. В том числе и в деле воспитания и подготовки подрастающего поколения.

Сайт Газета.ru от 03 сентября 2008г. 17:45



Rambler's Top100
Copyright 2000-2004 "Проектный центр ДОКСА"