|
Игорь Литвененко, кандидат экономических наук, руководитель общественно-политического проекта "Собрание родителей"
Учение вне закона.
|
Проверки прокуратуры доказали: родители и дети стали заложниками материальных интересов чиновников
Когда будет решена проблема с добровольно-принудительными поборами на содержание детского сада и на доплату воспитателям? Можно ли ждать перемен этой ситуации, когда дети пойдут в школу, где вымогательство денег с родителей на учебные нужды еще более жесткое? Эти вопросы задал президенту Путину во время его прямой линии с народом отец двоих детей. По итогам прямой линии премьеру России Виктору Зубкову было дано задание сформировать пакет поручений органам государственной власти для исправления ситуации. Некоторые родители подали свои заявления в Генпрокуратуру и прокуратуру Москвы с просьбой разобраться в правомочности действий администрации школ.
"Надменная каста"
Незаконные поборы при всей их значимости - лишь частное проявление системы произвола, сложившейся в российском среднем образовании. Сегодня гражданину России практически невозможно отстаивать законные интересы своих детей там, где они нарушаются. По сути, родитель оказывается один на один с колоссальной системой, поддерживаемой, выражаясь языком президента, "замкнутой и подчас просто надменной кастой" чиновников от образования, "понимающих государственную службу как разновидность бизнеса".
Эти суждения не голословны, а сделаны на основе анализа конкретных ситуаций в образовании. Проверки ряда школ прокуратурой Москвы и Генпрокуратурой, проведенные по обращениям родителей, выявили многочисленные нарушения федерального законодательства.
Что выявили проверки
Во-первых, во многих общеобразовательных учреждениях в нарушение законодательства и здравого смысла отсутствуют расчетные счета. Таким образом, учебные заведения не участвуют в бюджетном процессе, хотя являются самостоятельными юридическими лицами. Если у школ нет расчетных счетов, то бюджетные средства, в том числе выделенные (с 1 января 2006 года) на подушевое нормативное финансирование, не могут поступить на отсутствующие счета значительного числа школ, являющихся по закону бюджетными. Соответственно бюджетные средства остаются на уровне "главного распорядителя бюджетных средств". В московском случае - на уровне правительства Москвы и городского Департамента образования. Они не доходят до якобы "самостоятельного" юридического лица - общеобразовательного учреждения, "деятельность которого должна финансироваться из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов" (ст. 161 Бюджетного кодекса РФ). Таким образом, проверка Генпрокуратуры вскрыла существенные нарушения законодательства, которые, на наш взгляд, ставят под сомнение целевой характер расходования бюджетных и внебюджетных средств.
Законный порядок дополнительного, сверхбюджетного финансирования образовательных учреждений регламентирован указом президента от 31 августа 1999 года за N 1134, а также принятым в его развитие постановлением правительства от 11 декабря 1999 года N 1379. Эти документы предполагают наличие в школе попечительского совета и использование внебюджетного счета для сбора добровольных целевых пожертвований от родителей. Однако вместо этого администрации школ, как правило, создают совместно с наиболее приближенными родителями некие общественные объединения без регистрации юридического лица. Они используются для сбора денег с родителей на оплату услуг частных охранных предприятий и других школьных нужд. Отсутствие органов государственно-общественного управления - попечительского совета и совета школы, предусмотренных федеральным законом "Об образовании" и Уставом школы - делает невозможным правовой контроль со стороны родителей за деятельностью администрации, а также за организацией образовательного процесса, поступлением и расходованием бюджетных средств и целевых пожертвований от родителей.
Вторая проблема - обеспечение безопасности школьников, которая на данный момент не решается ни органами управления образованием субъекта Федерации, ни правительством в лице Минобрнауки. Как правило, оплата охранных услуг в нарушение ст. 779 Гражданского кодекса РФ производится родителями, не являющимися заказчиком по договору и не имеющими статуса юридического лица. Тем самым обязанность обеспечения безопасности детей в школе фактически возложена администрацией школы на родителей, что противоречит статьям 32 и 51 Закона РФ "Об образовании".
Именно в неурегулированности этих вопросов сформирован "коррупционный завал", от расчистки которого зависит стабильность государства.
У родителей по праву возникает вопрос, на который обществу необходимо найти ответ: в состоянии ли государство и общество совместными усилиями восстановить государственный приоритет в вопросах безопасности участников образовательного процесса? Только при четком ответе на этот вопрос можно говорить о выводе экономики образования из тени.
И наконец, главное: до сих пор отсутствует механизм, обеспечивающий реальное участие родителей в управлении общеобразовательным учреждением. Ни для кого не секрет, что сейчас исполнение Закона "Об образовании" в целом ряде аспектов зависит от чиновника. Кроме того, создание и функционирование механизма участия родителей в управлении общеобразовательным учреждением полностью, на 100%, находится в руках тех же чиновников от образования, которые не заинтересованы в изменении существующего положения и в реальном обеспечении прав детей и родителей.
Заговор молчания
На особую важность темы модернизации образования Владимир Путин обратил внимание на заседании Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике в Белгороде 13 сентября 2007 года. Итогом совета стало поручение президента к марту 2008 года подготовить комплексный план по формированию современной модели образования. Путин подчеркнул, что выделение средств на образование не должно прекратиться по завершении соответствующего национального проекта, что "нужно внимательно следить, что происходит в образовании, и оперативно реагировать".
Постановлением правительства от 30 декабря 2006 года N 848 в качестве основного критерия конкурсного отбора субъектов РФ, внедряющих комплексные проекты модернизации образования, определено обеспечение государственно-общественного характера управления образованием. Поэтому для координации усилий в решении этого вопроса важно обладать объективной информацией о процессах, происходящих в школе.
Сейчас в обществе и во власти сложился своеобразный заговор молчания вокруг такой сложной и неудобной темы, как открытый государственно-общественный характер управления образованием. Нерешенность вопросов обеспечения безопасности школьников, а также изощренная попытка перенести бремя платежей на плечи родителей, фактически заменив принцип добровольности пожертвования на принцип добровольно-принудительных поборов, не только затрагивают процесс модернизации образования, но и несут угрозу дестабилизации России.
|
СПРАВКА
Размеры школьных поборов зависят от типа и месторасположения школы. Это может быть от 100 рублей в год - в сельской школе и до ста долларов в месяц - в столичной гимназии. Можно вспомнить страшный случай самоубийства восьмиклассника одной из питерских школ Ромы Лебедева, который не мог сдать 300 рублей на нужды школы.
Основной вид поборов составляют вклады в фонды классов и школ. Из первых деньги в основном расходуются на приобретение учебников, лампочек, различного оборудования для класса. Тут родители могут видеть, куда уходят их средства. Средства фонда школы используются на оплату уборщиц, сторожей, покупку инвентаря, ремонт, и в этих случаях проследить за их использованием гораздо сложнее.
Расчеты показывают, что в среднем по стране в начале учебного года (самое урожайное для школ время) выплаты составляют около 2000 рублей. Дополнительные средства собирают на организацию праздников, ежемесячную охрану, лекции вне расписания, добровольно-обязательные факультативы - все это измеряется сотнями рублей.
Вот цитата участницы форума на популярном сайте zapartoy.ru, которая показывает реальные цифры: "За год было потрачено: 3 тыс. рублей - на учебники, тысячу - на ремонт в классе плюс 250 руб. потом, когда недобрали. На воду (баллон 20 литров с помпой) - 200 руб., праздники - примерно по 300 рублей несколько раз в году. А у старшей совсем весело: обязательно выбрать два дополнительных предмета за деньги (200 руб. в месяц)". |
Сайт mn.ru версия для печати №48 (07.12-13.12.2007)
|
|