Антикоррупционный законодательный бум добрался и до образования. Госдума предлагает штрафовать и дисквалифицировать учителей за репетиторство и «нарушение прав и свобод учащихся». Директора могут поплатиться за необоснованный отказ при приеме в школу и злоупотребление платными услугами. В самих школах считают, если «борьба с коррупцией» будет доведена до абсурда, учить детей станет некому.
Государственная дума предлагает усилить ответственность за коррупционные правонарушения в учебных учреждениях. Депутаты приняли в первом чтении поправки к КоАП и закону «Об образовании», ужесточающие ответственность преподавателей и руководителей учебных заведений за коррупционные правонарушения.
Как заявил председатель комитета Госдумы по образованию единоросс Григорий Балыхин, до сих пор ни руководство учебных заведений, ни тем более педагоги не наказывались при выявлении подобных случаев. Все, что грозило нарушителям, – вынесение предписания проверяющего органа либо лишение лицензии и приостановка деятельности учебного заведения. С принятием поправок протоколы об административном наказании в сфере образования будут составлять зафиксировавшие правонарушения местные органы контроля и надзора.
В число таких нарушений попали необоснованное отчисление или отказ в приеме в вуз, школу или детский сад.
Позволивший это себе руководитель учреждения может быть оштрафован на 20–50 тыс. рублей либо дисквалифицирован на срок от шести месяцев до двух лет. Такие же санкции предусматриваются за нарушение прав учащихся и учителей. (Кстати, средняя зарплата директора школы в Москве – 40 тыс. рублей.) Юридические лица за аналогичные нарушения выложат 100–200 тыс. рублей.
Кроме того, как пояснил депутатам замминистра образования и науки Юрий Сентюрин, учеников и студентов зачастую принуждают пользоваться платными услугами, сокращая количество часов на изучение некоторых предметов. С принятием закона санкции за такие услуги будут грозить и директорам, и педагогам. Будет караться и репетиторство без заключения договора об оказании платных услуг.
Размеры штрафов значительно превышают зарплату учителей и директоров, но, как объяснили авторы законопроекта, рассчитывались они исходя из доходов за оказание «платных услуг».
За проект проголосовали 386 депутатов, против – 38. Виктор Шудегов из «Справедливой России» призвал свою фракцию не поддерживать поправки, которые могут «привести к террору в учебных заведениях». Фракция КПРФ проголосовала «за» «условно». Как объяснил «Газете.Ru» зампредседателя думского комитета по образованию Олег Смолин, законопроект производит очень противоречивое впечатление. С одной стороны, в нем есть и полезные нормы, защищающие право педагогов самостоятельно выбирать методики и учебные пособия. С другой – положения, перекладывающие ответственность на «без вины виноватых». С третьей – такие нормы, которые вообще непонятно, как будут применяться.
Например, «необоснованный отказ в приеме» в образовательное учреждение прописан так, что его можно истолковать как угодно.
«Видимо, авторы законопроекта хотели сказать, что нельзя отказать в приеме ребенку, если в школе есть места или если родители не хотят оплачивать «вступительный взнос», – предположил Смолин. – Но тогда все это и должно быть четко прописано». Кроме того, считает депутат, необходимо отменить тестирование детей при приеме в детский сад и начальную школу, соответствующий законопроект уже внесен им в Госдуму. «По согласованию с профсоюзами мы условно поддержали законопроект в первом чтении, – отметил Смолин. – Во втором и третьем все будет зависеть от наших поправок.
Если удастся очистить документ от ошибочных и путаных положений, то от него может быть польза, если нет – он принесет больше вреда».
По мнению председателя комиссии по образованию Московской городской думы Евгения Бунимовича, борьба с коррупцией, и в том числе в сфере образования, конечно, необходима. Но системные проблемы репрессивными способами не решить. «Поборы в школах чаще всего связаны с недофинансированием. Только по официальным данным, в стране в аварийном состоянии находится более 1000 школ. И отделить здесь корысть от нужды очень трудно», – рассказал Бунимович «Газете.Ru».
"А что касается вузов, то здесь нам обещали побороть коррупцию введением ЕГЭ", – добавил он.
Непонятно и то, считает депутат, как контрольные органы будут бороться с давно превратившимся в массовое явление нелегальным репетиторством. «Но это ведь тоже системное нарушение, – говорит он. – Вот и такси у нас в Москве все «левые». Но в образовании бороться, конечно, легче. Наверное, потому, что педагоги – люди неагрессивные и в большинстве своем женщины».
По мнению Бунимовича, применение будущего закона в лучшем случае сведется к официальной отчетности о принимаемых антикоррупционных мерах. Хуже будет, если он приведет к стукачеству и злоупотреблениям со стороны учеников и родителей. Причем в самих школах считают, что последнее вернее.
По мнению директора школы-лаборатории №760 им. Маресьева Владимира Гармаша, многое из того, из-за чего сейчас ломаются копья, уже законодательно прописано. «Всякая деятельность на территории школы лицензирована, и дополнительные платные услуги в этой лицензии регламентируются, – рассказал он «Газете.Ru». – Необоснованно исключить ребенка из школы, конечно, можно, но каждый такой случай тут же становится предметом разбирательства окружной или городской комиссии. Что же касается репетиторства, то это такое же частное предпринимательство, как резьба матрешек или стоматологический кабинет на дому. И если предприниматель не покупает лицензию, это уже забота налоговой службы». А вот новации законопроекта вызывают у директора тревогу. «Что такое «нарушение прав и свобод учащихся»? Об этом ничего конкретно не сказано, – говорит Гармаш. –
На мой взгляд, соблюдение прав учеников – это обеспечение им условий для учебы и полноценного развития. А кто-то может считать, что права его ребенка нарушили, выставив несколько двоек и не переведя в следующий класс».
По словам директора, чаще всего конфликты происходят тогда, когда ребенок не хочет учиться, а родители не хотят этого понимать и обвиняют во всем учителя. «В других странах уже есть опыт с «нарушениями прав», – говорит Гармаш. – С одной стороны, закон призывает педагогов быть более сдержанными и корректными. Но с другой – позволяет находящимся в не совсем здравом уме детям и родителям интерпретировать поведение учителя, как им будет удобно».
Именно по этой причине, считает директор, в США, где педагогический труд учителя оплачивается достаточно хорошо, не хватает около 50% учителей математики.
«Достаточно «не так» посмотреть или сказать ученику, что он не прав, и родители начинают писать жалобы, что их ребенка домогаются или обзывают идиотом. Ну и кто захочет после этого работать в школе? Конечно, не все учителя ангелы и кто-то, действительно, ведет себя некорректно. Но нельзя же все доводить до абсурда».
Варвара Петренко
Сайт gazeta.ru от 04.12.2008 20:27