ПРЕДЛОЖЕНИЯ В МОДЕЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС
Письмо руководителя Общественно-политического проекта "Собрание родителей" - замечания к материалам Межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ

Депутату Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации
Зам. председателя комитета по делам содружества независимых государств
И связям с соотечественниками.
Савельеву А.Н.

Уважаемый Андрей Николаевич!

По Вашей просьбе нами был рассмотрен проект «Модельного образовательного кодекса для государств-участников СНГ (общая часть)».В соответствии с Конституцией России, а именно со статьями 2, 18, 38 и 43 право удовлетворения «образовательных потребностей личности, гражданина» определяется законом, как «высшая ценность» и в свою очередь «является непосредственно действующим и определяющим смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечивается правосудием».

Реализация демократического государственно-общественного управления образованием на практике неразрывно связана с выше указанными конституционными принципами. В современных условиях развития демократии именно государство должно обеспечить и несет ответственность за реализацию этого принципа на практике. Именно государство ответственно за создание реального механизма, обеспечивающего удовлетворения образовательных потребностей личности, реализацию прав и свобод
граждан Российской Федерации в этой связи. ( «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства», ст.2 Конституция России ).

В этом контексте разработка и принятие Модельного образовательного кодекса является осуществлением принципа ответственности государств участников СНГ за выполнение фундаментальных прав и свобод граждан в области образования на институциональном уровне становления и развития демократии.
В этой связи, обращаем Ваше внимание на третий раздел данного документа «Комплексные институты образовательного законодательства», а именно на главу 10, «Управление системой образования». Не совсем понятно, почему разработчики Модельного кодекса соотнесли содержание Главы 10 с этим разделом. Собственно понятие «система» предполагает наличие элементов внутри нее управляющих «содержательной» частью, тем ради чего «система» создается. Не совсем правильно «систему» создавать ради системы, а управление ради управления и т.д.

Демократическому государственно-общественному управлению отведены статьи 116, 117 и 118, которыми рассмотрение данного вопроса и ограничивается. Эти статьи написаны «для чиновника», что ведет к тому, что Модельный образовательный кодекс по сути утрачивает свою основную стратегическую идею. Реализация на практике такого подхода создаст классические условия для «безмолвия народа», о котором Президент России В.В.Путин говорил в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 2005 года как об основной проблеме современного этапа.

Мы полагаем, что раскрытие основного принципа государственной образовательной политики и самой категории «демократического государственно-общественного управления образованием» должно быть «красной нитью» Модельного образовательного кодекса и получить отражение ( т.е. быть раскрыто ) в следующих главах: Главе 2 «Системы образования государств участников СНГ» в статьях 15-19; Главе 3 «Образовательные учреждения и организации», Главе 4 «Обучающиеся воспитанники, их родители и иные законные представители», Главе 6 «Государства и органы управления образованием» Раздела 1 «Основы правового регулирования в области образования», а также Главе 7 «Международное сотрудничество и внешнеэкономическая деятельность государств участников СНГ в области образования» Раздела 2 «Образовательные отношения».

Кроме того, очень важно предусмотреть в Модельном кодексе и прописать четко ответственность органов государственной власти (чиновников) стран участников СНГ за создание реального механизма участия родительской общественности в управлении общеобразовательным учреждением, т.е. системы государственно-общественного управления образованием. В Разделе 4-ом, разработчик должен недвусмысленно указать возможную ответственность, в правовом поле стран участников СНГ, за игнорирование фундаментальных конституционных прав и свобод граждан и саботаж развития
демократического, гражданского общества.

Для нас, родителей Модельный образовательный кодекс должен содержать по крайне мере реальный механизм участия общественности (законных представителей) в управлении образовательным учреждением, дающий возможность на деле осуществлять свои конституционные права в воспитании и образовании своих детей и не зависеть в этом смысле от прихотей «чиновников от образования». В данной редакции проекта Модельного кодекса такой возможности мы не увидели. Необходимо особо подчеркнуть,
что в «схватке» за права и свободы своего ребенка, родитель практически всегда остается «один на один» с корпоративным интересом тех же чиновников. Четкий и недвусмысленный закон по крайне мере должен уравнять шансы родительской общественности в осуществлении прав и свобод своих детей. В данном конкретном случае «Модельный образовательный кодекс для стран участников СНГ» должен «дойти»,
до конкретного гражданина-родителя и гражданина-ребенка.

Уважаемый Андрей Николаевич! Наряду с принципом демократического государственно-общественного характера управлением образования очень важен принцип автономности общеобразовательного учреждения (статья 2 Федерального закона «Об образовании»). Этот принцип не нашел отражения в проекте Модельного кодекса. Как показывает практика организации учебного процесса последних лет, реализация принципа автономности образовательного учреждения неразрывно связана с организацией контроля
со стороны родительской общественности за поступлением и расходованием финансовых средств, что в свою очередь является обязательной процедурой при создании и реализации государственно-общественного взаимодействия в общеобразовательном учреждении.

Выражаем Вам Андрей Николаевич признательность за предоставленную возможность участия в обсуждении и разработке проекта «Модельного образовательного кодекса стран участников СНГ» и надеемся на плодотворное сотрудничество.

Приложение: Замечания и предложения, касающиеся Главы 10 «Управление системой
образования» третьего раздела «Модельного образовательного кодекса для государств
участников СНГ», разработанные академиком Международной педагогической академии,
д-ром пед. наук, профессором В.И Бочкаревым. - 4 страницы.


Руководитель общественно-политического проекта
«Собрание родителей»

Литвененко Игорь Анатольевич.

Rambler's Top100
©Метакультура Copyright 2000-2004 "Проектный центр ДОКСА"