Депутату Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации
Зам. председателя комитета по делам содружества независимых государств
И связям с соотечественниками.
Савельеву А.Н.
Уважаемый Андрей Николаевич!
По Вашей просьбе нами был рассмотрен
проект «Модельного образовательного кодекса для государств-участников
СНГ (общая часть)».В соответствии с Конституцией России, а именно
со статьями 2, 18, 38 и 43 право удовлетворения «образовательных
потребностей личности, гражданина» определяется законом, как «высшая
ценность» и в свою очередь «является непосредственно действующим
и определяющим смысл, содержание и применение законов, деятельность
законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления
и обеспечивается правосудием».
Реализация демократического государственно-общественного
управления образованием на практике неразрывно связана с выше указанными
конституционными принципами. В современных условиях развития демократии
именно государство должно обеспечить и несет ответственность за
реализацию этого принципа на практике. Именно государство ответственно
за создание реального механизма, обеспечивающего удовлетворения
образовательных потребностей личности, реализацию прав и свобод
граждан Российской Федерации в этой связи. ( «Признание, соблюдение
и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства»,
ст.2 Конституция России ).
В этом контексте разработка и принятие
Модельного образовательного кодекса является осуществлением принципа
ответственности государств участников СНГ за выполнение фундаментальных
прав и свобод граждан в области образования на институциональном
уровне становления и развития демократии.
В этой связи, обращаем Ваше внимание на третий раздел данного документа
«Комплексные институты образовательного законодательства», а именно
на главу 10, «Управление системой образования». Не совсем понятно,
почему разработчики Модельного кодекса соотнесли содержание Главы
10 с этим разделом. Собственно понятие «система» предполагает наличие
элементов внутри нее управляющих «содержательной» частью, тем ради
чего «система» создается. Не совсем правильно «систему» создавать
ради системы, а управление ради управления и т.д.
Демократическому государственно-общественному
управлению отведены статьи 116, 117 и 118, которыми рассмотрение
данного вопроса и ограничивается. Эти статьи написаны «для чиновника»,
что ведет к тому, что Модельный образовательный кодекс по сути утрачивает
свою основную стратегическую идею. Реализация на практике такого
подхода создаст классические условия для «безмолвия народа», о котором
Президент России В.В.Путин говорил в своем Послании Федеральному
Собранию Российской Федерации 2005 года как об основной проблеме
современного этапа.
Мы полагаем, что раскрытие основного
принципа государственной образовательной политики и самой категории
«демократического государственно-общественного управления образованием»
должно быть «красной нитью» Модельного образовательного кодекса
и получить отражение ( т.е. быть раскрыто ) в следующих главах:
Главе 2 «Системы образования государств участников СНГ» в статьях
15-19; Главе 3 «Образовательные учреждения и организации», Главе
4 «Обучающиеся воспитанники, их родители и иные законные представители»,
Главе 6 «Государства и органы управления образованием» Раздела 1
«Основы правового регулирования в области образования», а также
Главе 7 «Международное сотрудничество и внешнеэкономическая деятельность
государств участников СНГ в области образования» Раздела 2 «Образовательные
отношения».
Кроме того, очень важно предусмотреть
в Модельном кодексе и прописать четко ответственность органов государственной
власти (чиновников) стран участников СНГ за создание реального механизма
участия родительской общественности в управлении общеобразовательным
учреждением, т.е. системы государственно-общественного управления
образованием. В Разделе 4-ом, разработчик должен недвусмысленно
указать возможную ответственность, в правовом поле стран участников
СНГ, за игнорирование фундаментальных конституционных прав и свобод
граждан и саботаж развития
демократического, гражданского общества.
Для нас, родителей Модельный образовательный
кодекс должен содержать по крайне мере реальный механизм участия
общественности (законных представителей) в управлении образовательным
учреждением, дающий возможность на деле осуществлять свои конституционные
права в воспитании и образовании своих детей и не зависеть в этом
смысле от прихотей «чиновников от образования». В данной редакции
проекта Модельного кодекса такой возможности мы не увидели. Необходимо
особо подчеркнуть,
что в «схватке» за права и свободы своего ребенка, родитель практически
всегда остается «один на один» с корпоративным интересом тех же
чиновников. Четкий и недвусмысленный закон по крайне мере должен
уравнять шансы родительской общественности в осуществлении прав
и свобод своих детей. В данном конкретном случае «Модельный образовательный
кодекс для стран участников СНГ» должен «дойти»,
до конкретного гражданина-родителя и гражданина-ребенка.
Уважаемый Андрей Николаевич! Наряду с
принципом демократического государственно-общественного характера
управлением образования очень важен принцип автономности общеобразовательного
учреждения (статья 2 Федерального закона «Об образовании»). Этот
принцип не нашел отражения в проекте Модельного кодекса. Как показывает
практика организации учебного процесса последних лет, реализация
принципа автономности образовательного учреждения неразрывно связана
с организацией контроля
со стороны родительской общественности за поступлением и расходованием
финансовых средств, что в свою очередь является обязательной процедурой
при создании и реализации государственно-общественного взаимодействия
в общеобразовательном учреждении.
Выражаем Вам Андрей Николаевич признательность
за предоставленную возможность участия в обсуждении и разработке
проекта «Модельного образовательного кодекса стран участников СНГ»
и надеемся на плодотворное сотрудничество.
Приложение: Замечания и предложения,
касающиеся Главы 10 «Управление системой
образования» третьего раздела «Модельного образовательного кодекса
для государств
участников СНГ», разработанные академиком Международной педагогической
академии,
д-ром пед. наук, профессором В.И Бочкаревым. - 4 страницы.
Руководитель общественно-политического
проекта
«Собрание родителей»
Литвененко Игорь Анатольевич.
|