Международный союз общественных
объединений
„МЕЖДУНАРОДНАЯ АССОЦИАЦИЯ СОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЬНЫМ СОВЕТАМ"
ул. Крылатские холмы, 30, к. 3, кв. 4 121614, г. Москва,
Замечания и предложения, касающиеся главы
10 "Управление системой
образования Модельного образовательного кодекса для государств-участников
СНГ
Статья 116
В п.1 предлагается неточное и излишне детализированное определение
управления образованием, в результате чего в нем упущены государственные
и муниципальные органы управления образованием. Противоречиво сформулировано
целеполагание деятельности органов управления образованием.
В п.2 требует своего уточнения термин "самоуправление".Чьё
оно?
В п.З необоснованно учреждения делятся на государственные,образовательные
и... территориальные.
Статья 117
В п.1 неверно определяется система управления образованием: в неё
вводятся несуществующие "государственно-общественные"
органы, в ней неправомочно отсутствуют государственные и муниципальные
органы управления образованием.
В п.4 раскрывается законодательная база определения компетенции
органов государственной власти и органов местного самоуправления
в области образования и совершенно отсутствует законодательная база
определения компетенции общественных органов управления образованием.
Статья 118
В п. 1 отсутствует определение государственно-общественного управления
образованием.
В п. 2 неверно, на наш взгляд, дается целеполагание участия общественности
в управлении образованием: представители общественности участвуют
в деятельности не ради формирования институтов гражданского общества,
а ради решения своих насущных образовательных проблем.
В п.З среди организационно-правовых форм государственно-общественного
управления отсутствуют органы государственного(!?• ) управления
образованием, органы государственной власти и местного самоуправления(
?!).
Ни в одной статье главы 10 не раскрывается суть демократического,
государственно-общественного характера управления образованием,
заявленный в качестве одного из основных принципов управления образованием
в п.2 статьи 116.
Предлагается внести следующие формулировки
взамен имеющихся:
Статья 116
1. Управление образованием - это целеустремленная деятельность субъектов
управления всех уровней, направленная на организацию функционирования
и развития системы образования.Управление образованием осуществляется
в целях реализации государственной политики в области образования,
удовлетворения образовательных потребностей и интересов всех категорий
участников образовательного процесса и реализации их прав на участие
в управлении образовательным учреждением( организацией ).
2. Основными принципами управления образованием являются:
(1) Сочетание единоначалия,общественного управления и самоуправления
участников образовательного процесса.(дальше-по тексту).
3. Управление развитием в системе образования осуществляется посредством
разработки и реализации взаимосвязанных целевых программ развития
образования всех уровней - государственного, регионального, муниципального
и уровня образовательного учреждения.
Статья 117
1. Органы государственной власти, органы местного самоуправления,
государственные, муниципальные и общественные органы управления
образованием образуют систему управления образованием.
4. Компетенция органов управления образованием
определяется законодательством государства-участника СНГ. После
раскрытия компетенции органов государственной власти в области образования
необходимо указать компетенцию органов общественного управления
образованием. К ним можно отнести следующие:
(1) Контроль реализации конституционных прав граждан на образование
и участие в управлении образовательными учреждениями.
(2) Общественная оценка рациональности использования выделяемых
государством ресурсов на образование.
(3) Организация общественного обсуждения и экспертизы готовящихся
и уже принятых нормативно-правовых актов в области образования.
(4) Участие в изыскании дополнительных средств на нужды образования.
(5) Разработка документов, направленных на развитие общественного
управления образованием и самоуправления в нем.
(6) Разработка проектов решений для органов государственной власти
и местного самоуправления по актуальным проблемам образования и
предложений по его развитию.
(?) Координация деятельности органов общественного управления и
самоуправления.
(8) Стимулирование деятельности по обучению членов органов общественного
управления и самоуправления в образовании.
Статья 118
1. Йод государственно-общественным управлением образованием предлагается
понимать такое управление, в котором сочетается деятельность субъектов
управления государственной и общественной природы, направленная
на организацию функционирования и развития сферы образования.
2. Участие общественности в управлении образованием осуществляется
с целью повышения эффективности и качества образовательного процесса,
реализации образовательных потребностей и интересов участников образовательного
процесса, улучшения гражданского воспитания обучающихся.
3. Организационная структура системы государственно-общественного
управления образованием включает в себя:
(1) Органы государственной власти и местного самоуправления.
(2) Органы государственного, муниципального и административного
управления образованием.
(3) Органы общественного управления образованием( общие собрания
( конференции ) участников образовательного процесса и избранные
ими общественные советы, состоящие из представителей обучающихся,
их родителей( законных представителей) и педагогических работников
).
4. Для придания управлению образованием демократического, государственно-общественного
характера субъекты государственно-общественного управления образованием
вступают во взаимодействие с органами педагогического,ученического
и родительского самоуправления, а также с попечительскими советами,
общественными фондами поддержки образования, профессиональными общественными
объединениями в сфере образования и общественными структурами при
государственных и муниципальных органах управления образованием
совещательного и(или) экспертного статуса.
5. Компетенция субъектов демократического, государственно-общественного
управления образованием определяется законодательством государства-участника
СНГ. Порядок создания и функционирования органов общественного управления
и самоуправления в образовании раскрывается в соответствующих локальных
нормативно-правовых актах.
Президент международной
ассоциации содействия школьным советам,
академик Международной педагогической академии,
д-р пед.наук, профессор В.И.Бочкарев
30 марта 2006г.
|