ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

(Подготовлено Проектным центром "Докса")

Заявления департамента образования г. Москвы и администрации московских школ об обязательной оплате родителями услуг частных охранных предприятий (ЧОП) по охране государственных и муниципальных образовательных учреждений и мероприятия школьных администрации по недопущению родителей в школы является нарушением конституционных прав и обязанностей родителей, как непосредственных участников образовательного процесса. Указания Л.П.Кезиной, принятые к исполнению директорами московских школ, вступают в противоречие с действующими нормами российского и международного права, определяющими права родителей и детей и порядок их соблюдения. Данная практика противоречит: 1) Международным конвенциям, подписанным Россией; 2) Конституции Российской Федерации; 3) Законам Российской Федерации; 4) Подзаконным актам.

Нормы российского законодательства и основополагающие документы, касающиеся государственной образовательной политики, провозглашают, что родители являются полноценными участниками образовательного процесса, должны быть "активными субъектами образовательной политики", участвовать в управлении образованием, как "открытой государственно-общественной системой" ("Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.", пункты 1.4, 2.4 и 2.6; Семейный кодекс РФ, статьи 63 и 64; Закон РФ "Об образовании", статья 2 пункт 6, статья 35 пункт 2, статья 52 пункт 1; Закон РФ "Об основах гарантий прав ребенка в Российской Федерации", статья 1 пункт 2). Обеспечение права граждан на образование должно быть неразрывно связано с государственной защитой прав родителей на воспитание и права родителей на непосредственное участие в процессе образования своих детей. Поэтому недопущение родителей в здания школ и чинение препятствий для их участия в образовательном процессе является нарушением их неотъемлемого права.

Что касается охраны школ в соответствии с пунктом 3 статьи 32 закона "Об образовании" ответственность "за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения" несет его администрация. Поэтому перекладывание ответственности за охрану школ на родителей и принуждение их к оплате услуг ЧОПов также незаконно. Ответственность за охрану школ и участников образовательного процесса законодательство возлагает на представителей государственной власти и администрации. В то же время сотрудники ЧОПов, нанятые для охраны школ, в соответствии со статьей 11 Закона "О частной детективной и охранной деятельности в РФ" по договору отвечают только за материальную часть и не несут ответственности за безопасность детей (см., например, типовой договор ЧОПа с администрацией общеобразовательного учреждения, разработанный московской ассоциацией охранных предприятий "Школа без опасности").

 

1. НОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

Проводимые департаментом образования г.Москвы мероприятия противоречат международным обязательствам Российской Федерации.

Приоритетное право родителей на образование и воспитание своих детей провозглашается в 26 статье Всеобщей декларации прав человека (1948) и статье 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966), подтверждается рядом положений Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования (1960). А ст. 18 и ст. 27 Конвенции о правах ребенка (1989) прямо утверждают "ответственность родителей за воспитание…своих детей"; государства-участники Конвенции принимают всевозможные усилия к обеспечению "ответственности родителей за воспитание и развитие ребенка… в целях гарантии и содействия осуществлению прав, изложенных в настоящей конвенции, государства-участники оказывают родителям надлежащую помощь выполнении своих обязанностей по воспитанию детей…" В соответствии со ст. 28 Конвенции, государства-участники признают право ребенка на образование, и с целью постепенного достижения этого права на основе законных возможностей они, в частности, вводят "бесплатное и обязательное начальное образование"; "принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважения человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией". Очевидно, что унижение родителей перед глазами ребенка (недопущение его в школу), по сути создание в глазах ребенка образа родителя-врага, которого как потенциального террориста администрация не разрешает пускать в школу, это тонкое, изощренное унижение самого ребенка. Действуя таким образом администрация демонстрирует ребенку свою неограниченную власть, бессилие родителей и тем самым подрывает основы семьи и воспитывает подобную себе несвободную личность. А между тем в соответствии со ст. 29 п.1 Конвенции о правах ребенка, государства-участники соглашаются в том, что "образование должно быть направлено на …развитие личности, воспитания уважения к правам человека и основным свободам …воспитания уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости".

 

2. КОНСТИТУЦИЯ И ЗАКОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Основы российского законодательства в отношении образования закладываются в Конституции Российской Федерации. Здесь право всех граждан на образование (статья 43), соединено с правом и обязанностью родителей воспитывать своих детей и принципом государственной защиты семьи. Так в статье 38 Конституции говорится: "Материнство и детство, семья находится под защитой государства; забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей". Кроме того статья 43 декларирует "общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях".

Эти положения получают дальнейшее развитие в нормах законодательства: в пункте 1 статьи 1 Федерального закона "Об образовании" говорится, что "Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной". А статья 2 этого Закона провозглашает "демократический, государственно-общественный характер управления образованием". Аналогично Федеральный закон "Об основах гарантий прав ребенка в Российской Федерации" (ст.1 п.2) определяет, что государственная политика в интересах детей является приоритетной областью деятельности органов государственной власти РФ. Она должна быть основана на следующих принципах: "законодательное обеспечение прав ребенка, государственная поддержки семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, ответственности должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинения ему вреда".

В то же время Семейный кодекс РФ , а именно ст. 63 устанавливает в п. 1, что "Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей". И более того, "родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед другими лицами". Ст. 64 определяет права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей: "…защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий".

 

3. ДРУГИЕ ДОКУМЕНТЫ

В соответствии со ст. 44 Постановления Правительства РФ от19 марта 2001 г. № 196 " Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении", участниками образовательного процесса в общеобразовательном учреждении являются обучающиеся, педагогические работники общеобразовательного учреждения, родители (законные представители) обучающихся. В ст. 59 этого Постановления сказано, что "родители (законные представители) имеют право выбирать общеобразовательное учреждение, форму получения образования, защищать законные права и интересы детей, участвовать в управлении общеобразовательным учреждением в форме, определяемой уставом этого учреждения". Ст. 60 устанавливает, что родители обучающихся несут ответственность за воспитание своих детей и создание необходимых условий для получения ими образования. Ст. 61 поясняет, что …права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся , не предусмотренные пунктами 59 и 60 настоящего Типового положения, могут закрепляться в заключенном между ними общеобразовательным учреждением договоре в соответствии с уставом этого учреждения.

В соответствии с письмом Минобразования РФ от 15.12.2002 г. № 30-51-914/16 в п. 5.1 дается разъяснение о воспитательных ценностях, к которым относится прежде всего "семья, а также …формирование у школьников уважения к прошлому и настоящему своего народа, традициям и культуре, старшим поколениям, родителям*" и т.д.

В п. 5.6 этого Письма говорится, что "формирование воспитывающей среды, открытый характер воспитательной системы обеспечивается тесным контактом с семьей, участием родителей в процессе воспитания, доступностью для родителей информации об эффективности процесса воспитания ребенка" и т. д.

В п. 6 этого Письма , а именно п.п. 6.3, сказано, что при предоставлении услуг в учреждениях образования должны обеспечиваться полная безопасность для жизни и здоровья участников образовательного процесса, в том числе в период усиления борьбы с терроризмом. Этот вопрос относится к компетенции государства (т.е. администрации образовательного учреждения, органов управления образования, ОВД и т. д.) и должен осуществляться за счет бюджета, а не за счет родителей.

В соответствии с п. 6.4. данного Письма Минобразования "родителям, обучающимся и воспитанникам должна предоставляться полная информация об их обязанностях, правах и условиях оказания услуг", они, т.е. родители и дети, вправе рассчитывать на уважительное и гуманное отношение со стороны работников учреждения.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. в п. 1.4 "Цели и основные задачи модернизации образования", утверждает, что главной задачей российской образовательной политики является "обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства" и далее: "Модернизация образования – это политическая и общенациональная задача… Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность…"

Целью модернизации образования Концепция называет "создание механизма устойчивого развития системы образования". Далее говорится, что для достижения поставленной цели в первоочередном порядке должна решаться задача "развития образования как открытой государственно-общественной системы"!

В п. 2.4 Концепции еще раз подчеркнуто, что система образования должна быть ориентированна не только на задания со стороны государства, но и на постоянно возрастающий общественный образовательный спрос, конкретные интересы семей, и т.д. В п. 2.6 "Управление развитием образования" на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики, раскрываются базовые принципы и методы управления в сфере образования: во-первых, "открытость образования как государственно-общественной системы" и, во-вторых "переход от патерналистской модели к модели взаимной ответственности в сфере образования, к усилению роли всех субъектов образовательной политики и их взаимодействия". И далее: "Необходимо расширить участие общества в выработке, принятии и реализации правовых и управленческих решений в образовании. Этот процесс должен обеспечиваться как соответствующей нормативно-правовой базой, так и реальными механизмами действенного общественного участия в развитии образования" (Приказ Минобразования РФ от 11.02.2002г. №393). В рамках правового обеспечения этого механизма, в частности, различают "Родительское собрание", как форму самоуправления общеобразовательного учреждения и "Попечительский совет", функции которого ограничены содействием в привлечении внебюджетных средств, совершенствовании материально-технической базы и проведении внешкольных мероприятий (Указ Президента РФ от 31.08.99 г. № 1134 и Постановление Правительства РФ от 10.12.99 г. №1379).

Подводя итог, можно сказать, что провозглашенный Законами и Конституцией Российской Федерации принцип преимущественного права родителей на воспитание своих детей перед всеми другими, как физическими, так и юридическими лицами, на практике органами управления образования и администрациями школ (в данном случае в Москве) не реализуется. Механизм реализации конституционных прав родителей на воспитание своих детей и участие в образовательном процессе не обеспечен. До настоящего времени участие родителей, провозглашенных "непосредственными участниками образовательного процесса" сводится к сбору материальных средств "на нужды" школы и на охрану ее материальной части.

 

Проектный центр "Докса". Москва, 5 октября 2004 г.

 

Обсудить в форуме.

 

Rambler's Top100
Дизайн: Метакультура Copyright 2000-2004 "Проектный центр ДОКСА"