Дмитрий Сапрыкин

ОБРАЗОВАНИЕ КАК ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННАЯ СИСТЕМА

 

ДВА СТОЛПА

Образование есть общее дело всего национального организма, не только представителей власти и "педагогического сообщества", но и родителей, всех граждан России, несущих ответственность за прошлое и будущее нашей страны. Родители имеют право и обязаны заниматься образованием своих детей, а поэтому они могут и должны участвовать в образовательном процессе. В то же время ответственность за образование страны в целом лежит на государстве. Именно эти два положения лежат в основе российского законодательства об образовании. Статья 38 Конституции России провозглашает обязанность и право родителей воспитывать своих детей, а статья 43 дает государственные гарантии прав граждан на бесплатное образование. Развивая эти положения, статья 1 федерального закона "Об образовании" провозглашает данную область приоритетным направлением государственной политики, а статья 2 закона "Об образовании", как и нормы международного права, утверждают "демократический, государственно-общественный характер управления образованием". Причем "общество", о котором идет речь – это прежде всего родители: в других законодательных и нормативных актах говорится, что родители должны быть "активными субъектами образовательной политики", участвовать в управлении образованием, как "открытой государственно-общественной системы".

Ответственность государства и полноценное участие общества должны быть двумя столпами российского образования. Между тем на практике эти положения остаются лишь на бумаге. Механизм реализации конституционных прав родителей на воспитание своих детей, их участие в образовательном процессе, государственно-общественный характер системы образования не обеспечен.

ЦАРСКИЙ ПУТЬ

В Российской империи до революции традиционно большая роль отводилась участию общества. Попечительские и общественные советы разных уровней, земства и церковные приходы в значительной мере определяли ситуацию в образовании. Причем преодоление "отчужденности школы от семьи" и "бюрократического характера средней школы" было важнейшим направлением государственной образовательной политики в последние десятилетия царской власти, особенно в годы правления Николая II .

После революции 1917 года родители были постепенно отстранены от участия в образовании своих детей. И хотя нормы российского законодательства, восстановленные за последние 15 лет, вновь дали им такое право, механизм его реализации до сих пор не создан. Более того, многие представители "педагогического сообщества" по советской традиции видят в родителях главных врагов своей "просветительской" деятельности.

Между тем, полноценное участие родительского сообщества в управлении образованием – важная норма международного права. Почти во всех странах мира, обладающих развитыми системами образования, родители активно участвуют не только в учреждении школ, определении содержания обучения, привлечении и расходовании внебюджетных средств, но и в контроле и управлении бюджетными ресурсами. Ведь родители являются также налогоплательщиками и не вполне правильно противопоставлять "деньги родителей" и "деньги государства". А в Соединенных Штатах Америки фактически вся полнота власти в вопросах публичного образования находится в руках "школьных советов" ( school boards ), представляющих интересы родителей и налогоплательщиков. Эти организации, создаваемые на уровне отдельных учреждений, округов и штатов, ведают значительно более широким кругом вопросов, чем федеральные органы, отвечающие за образование. Аналогичные органы общественного самоуправления, обладающие большей или меньшей компетенцией, существуют и в других странах.

Так что существующая в России с советских времен практика отделения семьи от школы является в современной ситуации скорее извращением, чем нормой. И возвращение на "царский путь", где усилия государства и общества соединяются в образовании, должно стать основной линией нашего развития. Именно это продекларировано Президентом Путиным в его выступлениях в 2004 году. Но конкретный механизм решения этой задачи пока не найден. Государство и родительское сообщество пока не встретились, чтобы двигаться вместе.

ПОИСКИ МЕХАНИЗМА

Сегодня складывается парадоксальная ситуация, когда закон дает родителям все права, но в реальности они не имеют почти никаких возможностей защитить своего ребенка. Даже высокопоставленные чиновники, отвечающие за образование, считают что "привлекать" родителей к участию в образовании своих детей значит просто брать с них деньги. Поэтому попечительские советы, учрежденные в соответствии с Указом Президента №1134 от 31.08.99 г. и Постановления Правительства РФ №1379 от 10.12.99 г., нацелены исключительно на привлечение финансовых средств родителей, но не предполагают их участия в других вопросах. Родители сдают деньги, но не могут контролировать их расходывания, участвовать в принятии кадровых решений и определять, чему и как будут учить их детей!

И в проекте "О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации", предложенном недавно Министерством образования и науки, также много говорится о "повышении инвестиционной привлекательности сферы образования", способах привлечения внебюджетных средств, но вовсе не ставится вопрос о создании механизма участия широких слоев родительской общественности в управлении образованием. В такой же логике действуют местные департаменты образования, стремящиеся собрать как можно больше денег с родителей, но не дающие им возможность реально участвовать в процессе образования.

В законе "Об образовании" (статья 35 пункт 2, статья 52 пункт 1), говорится о формах родительского самоуправления – в частности "управляющих советах". В некоторых документах Министерства образования и науки упоминаются также "муниципальные и региональные родительские советы". Однако, примерные положения, наделяющие их конкретными полномочиями, так и не утверждены на соответствующем уровне (Президента и Правительства Российской федерации, Законодательных собраний субъектов Федерации). Право и здесь оказывается нереализованным, а "государственно-общественная система управления образованием" не имеет даже фундамента.

 

РОДИТЕЛЬСКАЯ ПАЛАТА

Борьба за создание родительского самоуправления, общественной "вертикали власти" в образовании, таким образом, оказывается одновременно борьбой за действенность российских законов, укрепление "монархического" государственного начала и в то же время – истинной демократии. Реализация недавней инициативы Президента В.Путина об "Общественное палате" может стать еще одним необходимым структурным элементом в "государственно-общественной системе управления образования". "Управляющие советы" школ, связанные с ними муниципальные и региональные родительские советы и представительство в Общественной палате могут составить местный, региональный и федеральный уровни в этой системе. Эта стройная картина, однако, пока не вполне вяжется с действительностью. Реальная инициатива снизу пока перехватывается чиновнической "элитой", не заинтересованной в "открытости системы".

Между тем при любых реформах, ориентированных на развитие "гражданского общества", самое главное не уйти от нужд простых людей, связи с жизнью обычных семей. И "родительские собрания" – это и есть наиболее простая и адекватная форма истинного "гражданского общества". Установление диалога с родительским сообществом для государственной власти – одна из немногих возможностей установить истинное "народное мнение", уйти от очередного этапа "борьбы за статусную ренту", когда члены Общественной палаты будут представлять различные маргинальные организации, за которыми снова будут стоять члены недееспособной "элиты". Нормальные родители любят своих детей и думают об их будущем, поэтому для них естественно заботиться о восстановлении Российского государства. В этом смысле интересы родителей и Президента, как ответственного главы государства, должны совпадать.

Д. Л. Сапрыкин

 

 

 

Обсудить в форуме.

 

Rambler's Top100
Дизайн: Метакультура Copyright 2000-2004 "Проектный центр ДОКСА"