Остаточные знания Рособрнадзора.

Газета. ру от 18 мая 2007 года

 

 

 

 

 

 

Текст: Марина Лемуткина. Фото: ozppou.ru.

Общество защиты прав потребителей образовательных услуг подало в суд на Рособрнадзор. По мнению правозащитников, нынешняя система проверки остаточных знаний не приносит образованию ничего, кроме вреда. Первое заседание состоится 17 мая. Об этом «Газете.Ru» рассказал президент общества Анатолий Сидоренко.

Анатолий Савельевич, как стало известно «Газете.Ru», возглавляемое Вами Общество защиты прав потребителей образовательных подало в суд на Рособрнадзор – федеральную госслужбу с аналогичной зоной ответственности. Почему?

Мы считаем порочной их практику проверки качества образования путем тестирования остаточных знаний.

Что такое «тестирование остаточных знаний»?

Чтобы с его помощью выяснить, что из пройденного остается в головах студентов по завершении курса. Тестирование проводят по дисциплинам федеральной компоненты учебной программы: по общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам, а также по общим математическим и естественнонаучным, общим профессиональным и специальным дисциплинам. При этом жестких правил для отбора тестируемых студентов нет. Выборка может быть и полной, и частичной – в зависимости от целей и задач, поставленных перед тестированием остаточных знаний. Единственное требование – чтобы отобранные студенты завершили обучение по обследуемому предмету не раньше, чем за год до даты проведения проверки. На основе обработанных данных тестирования остаточных знаний Рособрнадзор делает вывод о качестве работы вуза.

Но ведь контроль за качеством образования необходим. Вот только название теста что-то не очень…

Содержание – тоже «не очень».

Что конкретно вам не нравится?

Прежде всего, нет четкого определения, что такое «остаточные знания»: по содержанию, по сроку окончания вуза. Поэтому здесь много произвола.

Во вторых, несовершенна методика определения «остаточных знаний»: ни студент, ни вуз не знают заранее, какой уровень (процент) правильных ответов на вопросы засчитают приемлемым. Решение принимают не до, а после того, как протестирована целая группа вузов, причем научного обоснования для выбора уровня правильных ответов нет. Студентам, сдающим тест, также не знает, правильно ли он отвечал, и какие ошибки допустил. Оспорить выставленные оценки нельзя.

Много нареканий вызывает качество используемых тестов. В общей сложности их очень много – тысячи. Поэтому, чтобы «найти» материал для всех, составители дробят вопросы до невозможности, фактически подменяя проверку знаний «ловлей блох». Например, в тесте по Полтавской битве спрашивается, «какую деревню Петр I взял первой?» Да не все военные историки это знают, а тут студентов спрашивают! Не говорю уже о том, что тесты в принципе проверяют только фактологические знания и формируют «кроссвордный» тип мышления. Игнорируется главная задача – формирование профессионального мышления.

Ну, хотя бы фактологию проверят. Это – все же лучше, чем ничего.

– Никак не могу с Вами согласиться. Фактически речь идет об оценке вузов, и чтобы не ударить в грязь лицом, они нашли выход из положения. Перед каждым тестовым контролем «остаточных знаний» вузы вынуждены «натаскивать» студентов по предметам, изученным в предыдущем семестре или учебном году. Понятно, что это происходит за счет изучения текущего материала. Да и вообще, по нашему мнению, порочен весь подход в целом. Получается, что если студент не справился с заданием, то виноват «плохой» вуз. Но ведь в образовательном процессе участвует не одна, а две стороны – учитель и ученик. А тут ученическую двойку почему-то выставляют учителю, независимо от того, какие усилия он прилагал, чтобы научить своему предмету.

Вы упомянули о произволе. Можете привести конкретные примеры?

А как же! У нас были неоднократные сигналы о том, что студентов из регионов посылают в Москву покупать «остаточные» тесты. По возвращении на факультет их там с месяц натаскивают по раздобытым материалам, а затем, когда становится ясно, сколько именно студентов нужно для проверки, отбирают группу самых подготовленных. Это – общая практика, которую на местах усовершенствуют как могут. В одном вузе, например, такая группа и отдувается за всех: попавшие в нее студенты сдают тест несколько раз – по разным зачеткам. В другом городе, как рассказал мне проректор одного из негосударственных вузов, проверяющие просто оставляют группе тестируемых дискету с тестом и уходят. Разумеется, студенты решают тест вместе с преподавателем. Есть много других примеров, подтверждающих негодность выбранной схемы оценки качества образования. Ее надо срочно менять: завтра (17 мая) у нас первое судебное заседание в Мещанском суде Москвы.

Почему Вы решили действовать через суд? Российская судебная система, мягко говоря, неспешна. Может быть, лучше было вступить в диалог с исполнительной властью? Президент велел чиновникам прислушиваться к гласу общественности, и при каждом госоргане теперь возникло по общественному совету…

Этим путем мы поначалу и пошли. В ноябре 2005 года мы изложили свои доводы в письмах на имя глав Минобрнауки Андрея Фурсенко и Рособразования Виктора Болотова. Никакого ответа. В 2006 году мы снова направили письма в те же адреса – и с тем же результатом. Тогда в начале 2007 года мы обратились в суд общей юрисдикции. Там, в отличие от чиновников от образования, сочли нашу аргументацию заслуживающей внимания.

Говорят, что критика должна быть конструктивной. Допустим, нынешняя схема проверки знаний учащихся, действительно, плоха. Можете предложить что-нибудь взамен?

Конечно. Прежде всего, нельзя смешивать оценку качества образовательного процесса в вузе с оценкой качества знаний конкретного выпускника. Главным в оценке вуза должно быть приращение знаний учащихся – только оно, собственно, и является реальной заслугой учебного заведения. Приращение знаний определяет качество образовательной среды, основные компоненты которой и надо оценивать.

Во-первых, это – квалификация профессорско-преподавательского состава. Причем профессоров надо считать реальных – ведущих занятия в аудиториях, а не тех, кто числятся в отделах кадров – это очень важно! Одновременно нужно обращать внимание не только на наличие степеней и званий, но и на научно-методический уровень проведения занятий: классные преподаватели попадаются не только среди профессоров. Второе – реальное информационное обеспечение учебного процесса. Опять же: не общее число единиц хранения в библиотеках, а число изданий, практически доступных студентам и, что также очень важно, востребованных ими. Третье – действующее информационно-технологическое обеспечение учебного процесса. И снова – не общее количество записанных за вузом компьютеров, а количество занятий, проводимых в компьютерных аудиториях по учебному плану. Разумеется, число рабочих мест в них должно соответствовать числу студентов.

Считаем необходимым и, главное, возможным уже сейчас сформировать новую систему оценки качества образования. Главными элементами оценки должны стать: уровень компетенции, знаний и опыта преподавателя; организация учебно-методической работы в вузе; рейтинг вуза с учетом мнения всех субъектов оценки (потребителя образовательных услуг, его семьи, работодателя, общества и государства); соответствие требованиям образовательных стандартов с учетом комплекса профессиональных компетенций и требований, в том числе перспективных; оценка качества образования в соответствии с долгосрочными экономическими прогнозами; измерение знаний и компетенций по ясным и открытым правилам.

Однако такая система оценки качества может быть реализована только через механизм гражданского контроля за системой образования. В качестве такового предлагаем создать институт общественной аккредитации – например, при Общественной палате или при комитете Госдумы по образованию и науке.

18 МАЯ 2007 17:01



Rambler's Top100
: Copyright 2000-2004 "Проектный центр ДОКСА"