Трагедия в Санкт-Петербурге - смерть
14-летнего мальчика, доведенного до самоубийства своим классным
руководителем - с отчетливостью обнажила ужасные язвы российской
школы.
Многим журналистам, откликнувшимся на самоубийство
в Питере, случившееся кажется "невероятным", "необъяснимым",
чем-то "во что трудно поверить" (ТВЦ
, Известия
, Страна.ру
) . Между тем вполне очевидно: подобная история могла произойти
в очень многих школах России. Феномен "психологического терроризма"
давно уже стал обычным явлением в отечественной системе образования.
В этом отношении ситуация в Петербурге даже более благополучна,
чем, например, в Москве.
Классный руководитель, выполняя, по-видимому, распоряжение
администрации школы заставлял детей "сдавать деньги на школьные
нужды". Роман, воспитывавшийся вместе с братом бабушкой, не
мог их сдать. Тогда "педагог" демонстративно, на глазах
других учеников, подверг мальчика изощренным издевательствам. Родители
возмущались и даже написали коллективное письмо по поводу издевательств
над детьми, но никакой действенной реакции со стороны школьного
начальства не последовало.
Эта ситуация типична. В крупных городах в большинстве
школ родителей "строго добровольно, но обязательно и всех"
заставляют сдавать деньги "на школьные нужды". Часто непокорных
родителей заставляют платить при помощи прямого запугивания и издевательств
над детьми. Обращения родителей, как правило, не имеют никакого
эффекта. Руководители органов управления образованием и администрация
школ сплоченно отстаивают свои интересы. В Москве Юрий Лужков под
давлением общественности признал, что в большинстве школ процветают
поборы и коррупция. Но никаких принципиальных выводов не сделано.
Департамент образования города Москвы продолжает свою политику,
а родители по прежнему не могут реализовать конституционное право
на участие в образовании своих детей. На нашем сайте (http://www.doxa.ru/obr
) подробно описано несколько случаев, когда родители прошли все
инстанции и ровным счетом ничего не добились от властей.
Если верить сообщению ТВЦ
школа №262 в которой произошла трагедия - считается одной из лучших
в районе, а супруг директора до недавнего времени возглавлял администрацию
района. В этом тоже нет ничего "необъяснимого". Именно
в наиболее престижных, "элитных" школах часто процветает
коррупция и складываются совершенно невыносимые отношения между
педагогами, родителями и детьми.
Так, что в Питерском событии необычен не факт изощренного
издевательства над ребенком и грубого нарушения прав детей и родителей,
а его последствия. Мальчика было некому защитить. Его мама умерла,
отца лишили родительских прав, бабушка едва могла прокормить, обуть
и одеть детей и уж конечно оказалась не в состоянии отстоять права
своих внуков. И если большинство детей в такой ситуации просто бросают
учиться, начинают гулять, пить и курить траву, Роман сделал то,
что уже совсем нельзя исправить.
Смерть ребенка потрясла Россию, но наверняка, среди
двух с половиной тысяч самоубийств детей в год во многих случаях
прямо или косвенно виновата система "психологического терроризма"
в школе. Просто обычно сплоченная "педагогическая корпорация"
умело "заминает дело" или информация не доходит до прессы.
И сейчас реакция школьного руководства оказалась стереотипной…
Школа полностью закрыта не только для журналистов, но и для родителей.
Педагоги категорически отрицают свою причастность к смерти мальчика,
руководители органов управления образованием пытаются переложить
ответственность на семью.
В газете "Труд"
опубликована заметка, которая по-видимому в наибольшей степени
отражает точку зрения Районного отдела народного образованием. Оказывается
мальчик был "неуверенным в себе, стеснительным, склонным к
меланхолии". В школе же "ни над кем никаких издевательств
не было". Заведующая РОНО утверждает: " Мы провели свое
расследование. Из того, что рассказали дети в присутствии педагога,
следует, что рукоприкладством их учитель не занимался. И никого
из ребят не обзывал! Нам странно слышать и о некой предсмертной
записке погибшего. Ни мне, ни директору школы ее не показывали.
Надо отдельно выяснять, кем и когда она была написана". Не
говоря уже о том, что эти утверждения явно расходятся с данными
прокуратуры, вызывает вопрос - почему дети отрицали факты рукоприкладства
именно "в присутствии педагога", присутствовали ли при
этом их родители и следователи? Наш собственный опыт показывает,
что разбирательства, которые устраивают директора и представители
местных органов управления образованием, в случае острых конфликтов
с детьми и родителями, как правило, имеют одну цель - оправдать
чиновников от образования и "поставить на место" их оппонентов.
"Замкнутая каста" педагогических чиновников мало интересуется
сутью дела - ее задача соблюсти свой частный интерес.
Как правило родители, живущие в страхе за своих детей,
предпочитают не обострять ситуацию. Зачем конфликтовать с педагогами,
если твоему ребенку будет только хуже, а изменить все равно ничего
нельзя? К тому же - они "профессионалы", педагоги "с
25-летним стажем", а я кто такой? Логика кажется безупречной,
но страшные события в Петербурге ее опровергают. Теперь все должны
понимать, что жизнь, душевное и телесное здоровье наших детей в
опасности. И никто кроме нас, родителей, не сможет их защитить.
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Родители собирайтесь!
Обращение Руководителя общественно политического проекта "Собрание
родителей" по поводу смерти мальчика в Санкт-Петербурге. 30.09.05
Школьников
приговорили к жизни. Газета.ру, 05.10.05
Учительница
довела сироту до самоубийства + А в это время в Москве. Комсомольская
правда, 30.09.05
Чудовищные
будни Петербурга. ТВЦ, 29.09.05
В
своей смерти школьник обвинил классного руководителя. Газета,
29.09.05
В
Петербурге учительница довела ребенка до самоубийства. Страна.ру,
29.09.05
Самоубийство
в одной из школ Петербурга. Первый канал, 29.09.05
Поборы
в школе стали причиной самоубийства подростка. Известия, 29.09.05
Школьная
трагедия в Питере. Погибший мальчик был стеснительным и склонным
к меланхолии. Труд, 29.09.05
Обсудить в форуме.
|