РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Тезисы доклада на XIII Международных Рождественских Образовательных чтениях адвоката Ларисы Октябристовны Павловой – члена Правления некоммерческого партнерства в защиту семьи, детства, личности и охраны здоровья "Родительский комитет"

 

Тема "Школа, Семья, Церковь – соработничество во имя жизни", заявленная на нынешних XIII Международных Рождественских Образовательных чтениях, сегодня актуальна как никогда. Если мы сегодня можем еще что-то сделать в интересах наших детей, их будущего, то только путем совместных усилий школы, семьи и Церкви. Все три участника этого соработничества заинтересованы в положительных результатах своих усилий и имеют для этого реальные возможности. Важно определить то, в каких направления необходимо действовать и какова роль каждого из соработников.

Когда, говорят о положительном влиянии Церкви, в том числе в системе образования, то это влияние обычно сводят к духовно-нравственному воспитанию молодого поколения, и, как правило, в рамках отдельного предмета: "Православной культуры" или "Основ Православной культуры", преподаваемого за пределами учебного процесса. Возможность Церкви содействовать в воспитании высоко духовного и нравственного человека признается практически всеми, особенно в условиях деградации общества и падения морали и нравственности. Согласно Преамбуле Закона РФ "Об образовании" под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. Отводя Церкви заслуженно высокую роль в деле воспитания, совершенно неоправданно замалчивается то, что накопленный Русской Православной Церковью огромный пласт православной культуры, традиций нашего народа, остается невостребованным обществом, так как не используется в процессе обучения по базовым предметам.

К сожалению, нет должного понимания со стороны государственных органов, в частности, Министерства образования и науки РФ о важности роли Церкви в вопросах повышения качества образования. А ведь именно качество образования наиболее волнует родителей. Да и не только родителей. Государство и общество также заинтересовано в подготовке школой хорошо образованных и культурных личностей, усвоивших весь багаж национальной культуры, истории Отечества.

 

* * *

Воспитание учащихся и их обучение – основные задачи школы. Именно этим она должна заниматься, за это ей деньги выделяет бюджет, платят родители. Что должна делать школа, понимают, казалось бы, все. Однако не всегда понимается долгосрочнаые тенденции развития образования и подлинные проблемы школы.

Школа даже при всем желании воспитать высоконравственного и высоко образованного человека не всегда может рассчитывать на успех. Этот результат зависит не только от школы и педагогического коллектива. Напротив, сегодняшняя школа – заложник противоречий, имеющихся в обществе и сложившейся образовательной системе, определяющей организацию работы школы.

Хочу пояснить, о каких противоречиях, заложником которых является школа, идет речь.

С одной стороны, в Законе РФ "Об образовании" заявлено, что образование является приоритетной сферой, с другой стороны, материальное снабжение школы на деле мизерное, зарплата педагогов остается на уровне прожиточного минимума и даже менее.

С одной стороны, школа свободна в выборе учебников, пособий, с другой стороны, она вынуждена выбирать из тех учебников, не самых лучших, что ей предлагают издательства, а порой не просто предлагают, а совместно с департаментами образования навязывают.

С одной стороны, школа должна воспитывать детей, но, вместе с тем, приоритет воспитания принадлежит родителям. Школа подотчетна чиновникам, которые требуют, к примеру, заниматься половым воспитанием и школа вынуждена это делать. Происходит это вопреки мнению родителей, очень часто в тайне от родителей, не имея на половое воспитание информированного согласия родителей. Таким образом, школа преступает закон. Уже имеются решения общегражданских судов по искам родителей, когда их нарушенное право на преимущественное воспитание детей восстановлено судом, а действия школы признаны незаконными.

С одной стороны, школа обязана соблюдать принципы образования: любовь к Родине, к семье, постижение национальной культуры, с другой стороны, понятие идеологического многообразия закреплено в качестве конституционного принципа организации российского общества. Какую идеологию избрать? Если изберешь одну, обязательно можно получить претензии, что чего-то не учел, чьи-то интересы задеты или нарушены.

С одной стороны, Закон РФ "Об образовании" совершенно справедливо требует уважение к педагогу и гарантирует неприкосновенность его авторитета, с другой стороны, почти невозможно уволить педагога, если он, к примеру, не образец морали, был судим, или просто профессионально непригоден.

Мы знаем пример, когда директор одной из подмосковных школ похищал деньги родителей, однако, расследование дела так долго тянулось, что истек срок привлечения директора к уголовной ответственности. И хотя вина его была доказана, уголовное дело было прекращено. Родители возражают против возвращения на должность жулика-директора, а отдел образования должен его восстанавливать, так как в отношении директора нет приговора суда.

С одной стороны, школа обязана работать с родителями как с участниками образовательного процесса, с другой стороны, родители не идут на контакт.

Вот я насчитала 6 противоречий, но их очевидно намного больше.

 

Трудности школы – это объективная реальность, и надо думать над тем, как сделать деятельность школы результативной и созидательной. Школа не в состоянии сделать это в одиночку, без участия родителей. Для того чтобы родители смогли реализовать свои права на деле, необходимо соработничество школы и родителей. Для начала школа должна обеспечить родителям участие в образовательном процессе.

Задача родителей дать достойное воспитание и образование своему ребенку и помочь школе в деле воспитания высоко нравственнного человека, помочь школе дать учащемуся качественное образование. Родитель вправе и потребовать всего вышеперечисленного не только от школы, но и от всей системы образования, от государства.

Права родителей вытекают из естественного права родителя, как законного представителя своего ребенка. Именно родитель обязан дать ребенку образование. Если ребенок не учится – отвечает родитель, а не школа, не государство. Со стороны государственных органов фактически отсутствует учет того, учатся ли все дети, проживающие на данной территории, или нет. Ведь обязанности исполняются тогда, когда есть санкции за их неисполнение. Такой санкцией в отношении родителей является лишение родительских прав. А какие санкции имеются в отношении чиновника, не отследившего ситуацию на подведомственной ему территории, где не учится, к примеру, несколько десятков детей школьного возраста? Да никаких. Ну в худшем случае, объявят дисциплинарное взыскание нерадивому чиновнику.

Права родителя в образовательном процессе закрепляют его обязанность обеспечить образование своему ребенку. Эти права детально не прописаны в Законе РФ "Об образовании". И это негативно сказывается на реализации родителями своих прав и добросовестном выполнении ими своих обязанностей по образованию ребенка.

Права родителей закреплены рядом правовых норм. К таким нормам, в частности, относятся: ст. 13 Закона РФ "Об образовании", дающая понятие Устава Школы, и сам Типовой устав, обязательный для муниципальных образовательных учреждений. Именно в Типовом уставе школы, родители названы в числе участников образовательного процесса наравне с учителями и учениками.

В Законе РФ "Об образовании" имеются и иные нормы права, закрепляющие права родителей, так в соответствии со ст. 15 п. 7 родителям должна быть обеспечена возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса; ст.52 того же Закона устанавливает, что родители имеют право выбирать формы обучения, образовательное учреждение, участвовать в управлении образовательным учреждением.

Однако, несмотря на указанные права родителей, школа по инерции сводит права родителей частично к воспитательному процессу, а в основном к участию в материальном обеспечении школы. Родители зачастую с этим соглашаются.

Совместное воспитание ребенка и участие в образовательном процессе – это новая форма сотрудничества между школой и родителями, которая не освоена обеими сторонами в должной мере. Требуется не просто сотрудничество, а активное соработничество и в вопросах воспитания, и в вопросах образования. Родители имеют право влиять на качество образования своих детей и должны научиться реализовывать свои права.

Например, право родителя на ознакомление с содержанием образования дает реальную возможность влиять на его качество образования через выбор учебников до начала учебного года, требовать замены негодных учебников.

Родители имеют реальную возможность влиять на духовно- нравственный климат в школе. Реализация конструктивных мер возможна через создание Советов школы и активную работу в их составе. Механизм участия родителей в образовательном процессе может реализовываться на сегодня даже без внесения изменений в Закон РФ " Об образовании", путем издания школами локальных актов, регулирующих участие родителей в образовательном процессе.

Возможности есть, было бы у родителей желание и силы что- то сделать для своего ребенка. Сегодня необходимо обучать родителей. Кстати, об этом многократно говорилось ранее и министерством образования. Но можно образовывать только того, кто хочет чему-то научиться. К сожалению, это правда, что многие родители инертны. Инертны по разным причинам – часть родителей не осознает всех проблем, стоящих перед школой, часть не считает, что эти проблемы касаются их лично и их ребенка, очень многие опасаются, что вмешательство в дела школы создаст конфликтную ситуацию, заложником которой будет ребенок.

Специально к Рождественским чтениям нами издано пособие для родителей по школьному образованию "Ребенок в школе". Надеемся, что эта книга поможет родителям и учителям ответить на многие вопросы, связанные со школой, кроме того, найти обоснованные аргументы, основанные на российском и международном законодательстве, выдержки из которого приведены в пособии.

Мы возлагаем большие надежды на Всероссийскую Ассоциацию Родителей, структура и задачи которой сегодня в стадии становления. Жизнь показывает, что объединение родителей в отстаивании своих прав в сфере образования и прав ребенка на качественное бесплатное и всеобщее среднее образование становится все более актуальным. Родители в растерянности от непонятной им модернизации школьного образования. Но простая растерянность может перейти в серьезные возражения. А мы сегодня можем с уверенностью говорить о предпосылках грубого нарушения конституционного права граждан России на бесплатное и доступное всеобщее среднее образование. Мы работаем с родительскими организациями более чем из 25 регионов России. Практика нашей работы говорит о том, что наиболее активными являются православные родители. Однако родителям трудно объединяться. Хочется выразить надежду на то, что епархиальные отделы Русской Православной Церкви смогут на местах оказать помощь родителям не только в отстаивании и реализации их права на образование детей, путем изучения православной религии, в содействии введению в школы в качестве базового предмета "Основ православной культуры", но и в реализации прав родителей в более широком плане.

 

Л.О.Павлова

 

Обсудить в форуме.

 

Rambler's Top100
Дизайн: Метакультура Copyright 2000-2004 "Проектный центр ДОКСА"