Российских бакалавров будут учить четыре года, а не три, как записано в законопроекте о переходе на двухуровневую систему высшего образования. Минобрнауки собирается совершить переход в 2007 году. Пока же оно так и не смогло добиться изменений в отрасли, хотя денег на образование стали давать в пять раз больше.
В пятницу Министерство образования и науки подвело итоги своей работы в 2006 году. Год, по словам главы ведомства Андрея Фурсенко, выдался сложным, но успешным. Впервые за полтора десятилетия под реформу образования и науки государство выделило крупные средства, и главной задачей министерства было с толком распорядиться ими.
В законодательную базу этого процесса в 2006 году Минобрнауки заложило сразу несколько законов, и в том числе о повсеместном введении единого государственного экзамена (ЕГЭ), о расширении прав работодателей в учебном процессе, о создании региональных органов надзора в сфере образования.
В 2007 году будут рассмотрены еще несколько важных законопроектов, рассказал министр. И в том числе о школьном образовательном госстандарте второго поколения и о переходе на двухуровневую систему образования (бакалавр + магистр).
В последний, кстати, уже сейчас будут внесены изменения, пообещал Фурсенко. Из законопроекта уйдет упоминание о трехлетнем обучении в бакалавриате, являвшееся одним из главных раздражителей для образовательного сообщества и общественного мнения, опасавшихся массового производства недоучек.
В окончательном варианте закона срок обучения в бакалавриате будет определен в четыре года, подчеркнул глава Рособрнауки.
Будет ли отражено в законопроекте пожелание Российского союза ректоров предоставить вузам право самостоятельно решать, по каким программам готовить студентов (бакалавриат, специалитет или магистратура), осталось неясным. Скорее всего, такую возможность получат только элитные вузы – те же, что по закону о ЕГЭ получат особые правила набора студентов. Остальным и в этом вопросе придется подчиняться разнарядкам сверху. Принимая в расчет и резкую разницу в уровне бюджетного финансирования «элиты» и «прочих», можно не сомневаться в заметном углублении пропасти между ними.
Начавшиеся финансовые вливания позволили в 2006 году подступиться к самым острым проблемам образования, и прежде всего, повысить оплату труда педагогов, говорят в министерстве. За год средняя зарплата российского педагога увеличилась по сравнению с 2005 годом на треть и составила 9273 рубля, сообщил министр. Впрочем, признал он затем, даже с учетом повышения зарплата учителя доросла лишь до 74% от среднего уровня зарплат по экономике в целом. А дальше, как явствует из контрольных цифр на будущее, темпы роста учительских зарплат немного замедлятся.
Дополнительные бюджетные вливания, и особенно связанные с нацпроектом «Образование», бюджет которого в 2006 году составил 29 млрд, а в 2007 году – 49 млрд рублей, помогли выделить группу лидеров общего и высшего образования. В их число вошли около 60 российских вузов и 3 тыс. школ, выигравших конкурс инноваторов образования, а также тысячи «инноваторов-одиночек» – учителей, ученых, талантливой молодежи. Считается, что теперь все они должны стать «локомотивами модернизации образования». И если их финансирование продлится, то, скорее всего, так и будет. Тем не менее подавляющее большинство рядовых учебных заведений сталкивается все с теми же проблемами, главной из которых является падение качества образования.
В 2006 году Рособрнадзор проверил качество образования в 300 российских вузах, рассказал глава этого ведомства Виктор Болотов. Лишь треть из них не дали повода для замечаний проверяющих. 40% получили замечания общего характера и 30% – серьезные замечания. 26 лицензий были приостановлены. По решению суда были закрыты 2 филиала вузов. Проверку 100 представительств вузов не прошли 40%. 27 филиалов были закрыты самими вузами.
По подсчетам члена Общественной палаты, ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова, до четверти всех российских вузов «не дают своим выпускникам даже минимальной компетенции и знаний и дискредитируют систему российского образования как в стране, так и за рубежом». Большинство из них вскоре будет закрыто. В Минобрнауки собираются взять на вооружение предложение Кузьминова ввести публичную аттестацию вузов силами специально созданной комиссии с участием представителей ведущих вузов страны, работодателей и чиновников. Не исключено, отметил Фурсенко, что основой нового органа публичной оценки вузов «станет нынешняя комиссия по утверждению ректоров вузов с добавлением в нее представителей законодательной власти и образовательного сообщества».
Тем не менее Минобрнауки удалось добиться положительной оценки своей деятельности в 2006 году как от образовательного сообщества, так и от вышестоящего начальства – президентской администрации. Ректорское сообщество во главе с Виктором Садовничим оценило переориентацию чиновников с силовых методов на стремление договариваться. «Положительно в целом» оценил работу министерства и глава контрольного управления администрации президента Александр Беглов. Тем не менее, подчеркнул он, несмотря на «пятикратное увеличение федеральных расходов на образование, качественных изменений в этой сфере пока не произошло».
Текст: Марина Лемуткина Фото: ИТАР-ТАСС
31 МАРТА 12:50
"УЧИТЬ, ЛЕЧИТЬ И ЗАЩИЩАТЬ...". Завтра. ру от 11 апреля 2007 г.,
РОСОБРВЫГОВОР. Газета. ру от 09 апреля 2007 г.
Обсудить в форуме .
|