2 марта в Московском городском психолого-педагогическом университете (МГППУ) состоялся семинар, на котором обсуждались последние штрихи к проекту ФГОС начального общего образования. В ближайшее время этот проект должен быть представлен в Минобрнауки России, а затем – в соответствии с Правилами разработки и утверждения ФГОС - на экспертизу общественным институтам, работодателям, субъектам РФ.
Семинар вела член Президиума РАО, член коллегии Минобрнауки России Любовь Кезина, которой министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко поручил координировать отбор материала, который в конце концов поступит в министерство. Любовь Кезина напомнила участникам семинара, что основным разработчиком данного проекта ФГОС была РАО, при этом в работе участвовали РАН, РАМН, представители региональных систем образования, в том числе работники общеобразовательных учреждений. На этот раз в семинаре приняли участие представители «большой» и «малой» академий во главе с вице-президентом РАН Валерием Козловым и вице-президентом РАО Александром Кузнецовым, другие разработчики стандарта, представители региональных систем образования (Москвы, Алтайского края, Псковской области, Чувашской республики).
Проект ФГОС начального общего образования, представленный на семинаре, уместился всего лишь на 30-ти печатных страницах. Это итог трехлетней работы около 600 ведущих ученых из более 50-ти различных организаций.
Однако, как заметил Александр Кузнецов, проект стандарта – это всего лишь «надводная часть» айсберга. Есть и «подводная часть» - огромное количество документов, в том числе программы формирования универсальных учебных действий, программы социализации, система оценивания и многое другое. То есть, наряду с самим стандартом, пользователями которого являются не только педагоги, но и представители широкой общественности, разработано его нормативно-методическое обеспечение, предназначенное для профессионалов. Стандарт, задающий ориентиры развития образования в России, должен быть понятен всем, сопровождающие его документы – прежде всего, профессиональной аудитории. По словам Александра Кузнецова, в последней версии проекта ФГОС учтены и интегрированы результаты исследований и проектов, проводимых в российском образовании в последнее время, - в частности, результаты приоритетного национального проекта «Образование» (из них особенно важны «наработки» комплексных проектов модернизации образования, реализуемых в 31 регионе).
Член-корреспондент РАО Александр Кондаков подчеркнул, что по объему, сложности и разветвленности охваченных направлений школьной жизни работа над стандартом не имеет аналогов. Впервые за последние 50 лет в разработке ФГОС общего образования приняла участие «большая» академия, составившая фундаментальное ядро содержания образования по каждому предмету. Валерий Козлов изложил последние замечания своих коллег из РАН по доработке фундаментального ядра по некоторым дисциплинам.
Замечания к представленному проекту ФГОС высказали ректор МГППУ Виталий Рубцов, директор Института содержания образования ГУ-ВШЭ Владимир Шадриков, заместитель директора Центра образования № 548 «Царицыно» Андрей Иванов, ректор АПКиППРО Эдуард Никитин, директор Института возрастной физиологии РАО Марьяна Безруких, директор Института коррекционной педагогики РАО Николай Малофеев, директор Института социологии образования РАО Владимир Собкин, ректор Московского института открытого образования Алексей Семенов.
Обсуждение продолжалось более двух часов. Среди выступающих были не только те, кто предлагал внести в проект незначительные коррективы, но и те, кто призывал доработать его весьма значительно. Примечательно, что каждый из выступавших говорил о необходимости доработать проект в тех направлениях, в которых он сам является признанным специалистом. «Чем больше мы работаем над проектом, тем больше хотим его улучшить», - сказала Любовь Кезина. Итог обсуждения подвел Николай Малофеев, согласившийся с тем, что, конечно же, текст можно сделать «плотнее и насыщеннее», но времени на это уже нет, поскольку министерство ждет от разработчиков окончательный документ.
По результатам семинара было принято решение все-таки провести последнюю доработку документа. В редакционную группу вошли Александр Кузнецов, Александр Кондаков, Владимир Собкин, Алексей Семенов и Марьяна Безруких. В срок до 6 марта 2009 года им поручено доработать текст и согласовать его со всеми участниками семинара. Уже в середине марта окончательный проект ФГОС начального общего образования предполагается направить в Минобрнауки России.
Борис Старцев
Сайт www.standart.edu.ru от 05.03.2009