Демократия и просвещение - неотъемлемые части образовательного процесса
Корсгаард Ове - доктор философии образования, профессор, начальник отдела философии образования, Датский университет образования, г. Копенгаген, Дания


Democracy and Enlightenment are Two Inseparable Parts of Educational Process
Korsgaard Ove - head of Department of Philosophy of Education, the Danish University of Education, Dr.ph., Prof., Copenhagen, Denmark.

First part of my lecture will be about the two concepts: Democracy and enlightenment.

Where does the light comes from? What is the source of light? In principle there are four possibilities. The light may come from above, as traditional Christianity perceived it. It may come from the outside, as John Locke maintained with his thesis of the mind as tabula rasa on which nature inscribes itself through the sense. It may come from within, as Kant maintained, referring to reason as the only power that can lead man out of his self-inflicted tutelage. And finally it may come from below, as Herder and Grundtvig saw it, with their views about the characteristics of a people and national identity.

Where does 'the people' or 'folk' comes from? What is the meaning of the notion 'people'? Over time the concept 'people' has been understood in at least three different ways: the people as a political figure (demos), the people as cultural figure (ethnos) and the people as a social figure (plethos). The word 'people' or 'folk' was used prior to the establishment phase of democracy, but not in the sense of people as demos. In Europe, during the period of absolute monarchy, the word was used in particular as a designation for a social category: a distinction was drawn between 'upstairs' and 'downstairs', between master and servants, and the term was used when referring to the lowest levels of society, i.e. servants and subjects (underlings, people with a lower status). In many discussions on democracy the use of the term 'the people' or 'folk' is often taken for granted. It is a prior assumption that 'the people' were there before the emergence of democracy - that 'the people' have been there since time immemorial. But the discussion is likely to be more fruitful if we adopt the thesis that the people as demos do not exist until a new meaning of the concept people is introduced and accepted. Democracy presupposes a sovereign 'people'; without a demos, there is no rule by the people.

The second part of my lecture is about democracy and enlightenment as two inseparable parts of educational process today.
In the Nordic countries the two concepts: 'people' and 'enlightenment' has been connected in the term 'folkeoplysning'. Since the Nordic countries got democracy 'folkeoplysning' has been used in at least three different ways. 'Folkeoplysning' has been understood as the enlightenment of a social group, whether it consists of peasants farmers, workers, women, etc. 'Folkeoplysning' has also been understood as a linguistic and cultural concept. The people as ethnos. In this context, the function of 'folkeoplysning' is to provide enlightenment of the people's culture, on its language, history, tradition and mentality. Finally, 'Folkeoplysning' has been understood as a political concept. The people as demos. Forming a cohesive political body is seen as an art, and 'folkeoplysning' must promote that art form.

The concept 'people' is a dynamic concept. People is an idea that can take many shapes. The future is dependent upon what light we shed on the concept 'people'.



Корсгаард Ове

Первая часть моего доклада будет посвящена двум понятиям: "демократия" и "просвещение". Откуда исходит свет? Что является источником света? В основном, существует четыре источника. Свет может спускаться сверху, как утверждает традиционное Христианство. Он может исходить из окружающей нас среды, идея, которую поддерживал Джон Локк. Человек - "чистая доска", на которой природа делает свои заметки. Свет может исходить изнутри нас самих, по Иммануилу Канту, обращаясь к разуму, как единственной силе, способной вывести человека из его само навязываемой опеки. И, наконец, свет может исходить "снизу", как это утверждали Гердер и Грундтвиг, имея в виду особенности различных народов и их национальную идентичность.

Откуда появляется народ или люди? Что означает понятие "народ"? Понятие "народ" имело, по крайней мере, три разных значения: народ, как политический представитель (демос), народ, как представитель культуры (этнос), и народ, как социальный представитель. Слово "народ" или "люди" использовалось до установления демократии, но не в смысле народа как демоса. В Европе, во времена абсолютной монархии, это слово использовалось, в частности, для обозначения социальной категории: проводилось различие между "высшим" и "низшим" сословиями, между хозяином и слугами, и термин использовался при обращении к низшим слоям общества, то есть слугам, мелким чиновникам и т.д. Во многих дискуссиях о демократии использование термина "народ" или "люди" считалось само собой разумеющимся. Это веское предположение, что "народ" был до появления демократии, что понятие "народ" использовалось с незапамятных времен. Но, похоже, что дискуссия будет более успешной, если мы примем тезис о том, что народ, как демос, не существует до тех пор, пока не будет введено и принято новое значение понятия народа. Демократия предполагает суверенный "народ", без демоса, не существует правила о народе.
Вторая часть моего доклада - о демократии и просвещении, как неотъемлемых частях образовательного процесса сегодня.

В Скандинавских странах два понятия: "народ" и "просвещение" объединены термином "народное просвещение". С тех пор, как в Скандинавских странах установилась демократия, "народное просвещение" используется, по крайней мере, в трех различных значениях. "Народное просвещение" понимается, как просвещение социальной группы, если она состоит из крестьян, фермеров, рабочих, женщин и т.д. "Народное просвещение" также понимается как лингвистическое и культурное понятие. "Народ" как этнос. В этом контексте функция "народного просвещения" заключается в обеспечении просвещения о культуре народа, его языке, истории, традициях и менталитете. И последнее, "народное просвещение" понимается как политическая концепция. Народ как демос. Формирование связующего политического органа рассматривается как умение (знание), и "народное просвещение" должно способствовать формированию такого умения.

Понятие "народ" - динамичное понятие. Народ - это понятие, которое может иметь много граней. Будущее зависит от того, какой свет мы прольем на понятие "народ".

Обсудить в форуме

Rambler's Top100
©Метакультура Copyright 2000-2004 "Проектный центр ДОКСА"