Развитие правовой культуры личности
в контексте демократизации управления общим образованием

Загумённов И.Ю. - научный сотрудник Национального института образования Министерства образования, г. Минск, Республика Беларусь

Developing a Personality's Right Culture Within the Framework of Democratizing Management of the General Education
Zagumennov I.Yu.

The author stresses the necessity of developing a personal right culture and insists on including the "Right" subject into the school programme. He notes the three components of the right culture: intellectual, emotional and psychological and behavior. He stresses the importance of creating their own model based on the experience of Russia and their national traditions.

Решение задач воспроизводства культуры, и, прежде всего, ее демократических ценностей и традиций, предполагает подготовку социализированных и компетентных участников коллективной жизни, обладающих правовой культурой, т.е. соблюдающих установленные нормы, правила и законы, и участвующих в их постоянном совершенствовании и развитии.

Правовая культура личности характеризуется наличием интеллектуальной, эмоционально-психологической и поведенческой составляющих.

Формирование интеллектуальной составляющей правовой культуры осуществляется на основе освоения знаний о системе действующего права, а также правильного понимания смысла правовых предписаний, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина; овладения умениями получать и критически осмысливать правовую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства; формирование интеллектуальной базы для последующего изучения правовых дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или самообразования.

Формирование эмоционально-психологической составляющей правовой культуры осуществляется на основе развития правового самосознания, глубокого внутреннего уважения к праву, установки на правомерное поведение и отрицательного отношения к совершению любых нарушений правовых норм, превращение накопленной информации и правовых знаний в правовые убеждения, привычки правомерного поведения.

Важную роль в развитии правовой культуры школьников играет поведенческая составляющая, т.е. формирование опыта применения полученных правовых знаний и умений в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе, готовности действовать, руководствуясь правовыми знаниями и убеждениями, т.е. поступать правомерно в соответствии с законом: использовать свои права, исполнять обязанности, соблюдать запреты, а также уметь отстаивать свои права в случае их нарушения.

Анализ существующего в Республике Беларусь содержания образования с позиций интеллектуальной, эмоционально-психологической (оценочной) и поведенческой составляющих правовой культуры свидетельствует об отсутствии в нем целенаправленной системы работы по формированию правовой культуры школьников.

В государственном учебном плане общеобразовательной школы на всех ее ступенях отсутствует учебная дисциплина "Право". В рамках интегрированного курса "Человек. Общество. Государство" (ЧОГ) изучаются (причем на поверхностном уровне) только отдельные аспекты права (Конституция Республики Беларусь и Права человека).

По мнению специалистов, существующий в настоящее время в Республике Беларусь подход к преподаванию права, при котором эта дисциплина "растворена" и "размыта" в содержании других предметов, является глубоко ошибочным, а в условиях строительства правового государства - недопустимым. Ограниченное количество учебного времени на освоение правовых аспектов в рамках интегрированного курса "ЧОГ", а также отсутствие разработанных специально для данного курса интерактивных методик и современных средств обучения не позволяет решать задачи формирования интеллектуальной, и тем более, эмоционально-психологической составляющих правовой культуры школьников.

Еще более проблемным для белорусской школы является решение задачи формирования поведенческой составляющей правовой культуры, что непосредственно связано с созданием правового пространства в школе и микрорайоне, позволяющего школьникам практиковаться в действиях, руководствуясь правовыми знаниями и убеждениями.

Содержание понятия "правовое пространство школы" соответствует понятию "правовое государство" - как некое идеальное состояние, к которому стремится общество.

Создание правового пространства в школе предполагает:

- совершенствование школьной нормативно-правовой базы в целях обеспечения реализации прав и обязанностей учащихся и других участников образовательного процесса;
- привлечение всех участников образовательного процесса к созданию, совершенствованию и побуждению к исполнению правовых норм в школе;
- создание возможностей для реального участия членов школьного коллектива в подготовке, принятии и реализации управленческих решений по вопросам, затрагивающим их интересы. Участие в управлении школой, самоорганизация, самоопределение дают возможность естественного вхождения в систему правовых отношений в школе и обществе. В то же время недопустимы давление и навязывание демократических форм управления. Так проведенное нами в 2002-2005 годах исследование реального и желаемого участия в управлении школой белорусских школьников, педагогов и родителей показало, что попытки организовать самоуправление "сверху", без учета "зоны ближайшего развития демократии", часто наталкиваются на неподготовленность и незаинтересованность учащихся, их нежелание использовать свои права и возлагать на себя реальную ответственность за то, что происходит в школе и обществе.
- создание системы информирования школьников по актуальным вопросам школьной жизни и, прежде всего, по тем, которые непосредственно затрагивают их интересы, что является обязательным условием вовлечения их в принятие соответствующих управленческих решений, реализации их прав и обязанностей.
- разработка и реализация учащимися инновационных социальных проектов, получения ими позитивного опыта коллективного решения реальных социальных проблем в школе и сообществе.
- обеспечение реальной безопасности участников образовательного процесса и недопущение правового "беспредела" в школе. Проведенные нами в 2003-2005 годах опросы в школах г. Минска, Минской и Витебской области в рамках исследования проблем толерантности и предотвращения насилия в школе и обществе показали, что учащиеся не чувствуют себя в полной безопасности, прежде всего, в стенах своих школ.

Изучение и анализ международного опыта свидетельствует о необходимости включения курса "Право" в перечень предметов для обязательного изучения в общеобразовательной школе, как на базовом, так и на профильном уровнях, разработки соответствующего содержания, интерактивных форм, методов и средств обучения, а также создания соответствующего правового пространства в школе, которые бы позволили целенаправленно и успешно формировать интеллектуальную, эмоционально-оценочную и поведенческую составляющие правовой культуры белорусских школьников.

В условиях строительства единого образовательного пространства Российской Федерации и Республики Беларусь, наиболее перспективным для Беларуси является изучение российского опыта разработки инвариантного и вариативного компонентов правового образования школьников, его критическое осмысление и создание на этой основе собственной модели, которая, с одной стороны, использовала бы позитивный российский опыт, а с другой, опиралась на опыт и традиции национальной школы.



Обсудить в форуме

Rambler's Top100
©Метакультура Copyright 2000-2004 "Проектный центр ДОКСА"