Введение родителей в образовательно-культурную политику лицея

А.Г. Гостев, С.Г. Молчанов

Гостев А.Г. – директор лицея №11 г. Челябинска

Молчанов С.Г. - доктор педагогических наук, профессор, ректор Института дополнительного профессионального образования Челябинской области

С начала экспериментальной работы по поводу создания на базе образовательного учреждения № 11 лицея был развернут проект по включению родителей в образовательно-культурную политику лицея. Этот проект предполагает в качестве основной цели развитие коммуникации между образовательным учреждением и родителями, их мобилизацию на участие в глобальном образовательно-культурном проекте, устанавливающим связь между «культурой учреждения» и «культурой семьи», на основании чего должна происходить динамизация и жизни образовательного учреждения, и жизни семьи дабы благоприятствовать школьному успеху каждого учащегося.

Проект зиждется на двух основоположениях:

1. Наличие глубоких различий между двумя функциональными логиками (логикой жизни семьи и логикой жизни образовательного учреждения) требует создания некоторых промежуточных логик, обеспечивающих их синхронизацию.

2. Близость некоторых родителей (семей) к школе может обеспечить их роль как посредников (образцов отношений со школой) для других родителей (семей) и на этой основе взаимодействие семей между собой. Их объединение вокруг школьных мероприятий.

В начале проекта мы исходили из того, что если и есть коммуникационные трудности между родителями (семьями) и образовательными учреждениями, то следует установить их природу и дать некую интегративную, а затем частные характеристики.

И, чтобы сделать это, с 10 родителями-добровольцами мы провели серию бесед. Эти беседы, будучи не директивного плана, навязывали родителям проблематику, касающуюся роли родителя следующим предварительным вопросом: «В чем заключается для Вас роль родителя?». Беседы длительностью около часа ( в зависимости от человека) явились для родителей тем случаем, когда можно поговорить о своей повседневной жизни, о вопросах воспитания и обучения, вообще, о связях со школой и прочем

Анализ содержания этих бесед проходил с позиций установления иерархии затронутых тем, существенных для проблематики, заданной предварительным (основным) вопросом. Эта перекрестность анализа позволила выявить логику действий, представлений родителей и тех, которые объединяются, и тех, которые противостоят друг другу.

Однако, мы отдаем себе отчет и в том, что анализ, сделанный на основе бесед, не имеет статистической значимости априори в том смысле, что десяток опрошенных еще не являются показателем-образцом для оценки отношений семьи и школы, в целом. При этом эти десять опрошенных просто схватывают некоторые разнообразия отношений и культурных коммуникаций между семьей и школой. Их рассуждения скорее типичны, чем репрезентативны, поскольку объединяют очень личный жизненный опыт с некими совокупными представлениями, которые разделяются и другими людьми. Типичное в этом случае неизмеримо богаче, чем репрезентативное, поскольку оно есть реальность, а не абстракция.

Суждения этих десяти добровольцев об их повседневной жизни, семейной жизни, об их связях и отношениях с окружающими их людьми, педагогами, детьми мы делали достоянием всех, а сохранили их анонимными.

Частота отношений со школой.

В беседах выявилась различная частота отношений со школой. Родитель А говорит, например' «У меня отличные отношения с учителями, я их посещаю... Я каждый месяц прихожу к учителям по каждому предмету...В начале нового учебного года я всегда представляюсь классному руководителю и он мне говорит, когда будет собрание… Я спрашиваю его, не побеспокою ли я его, если буду приходить к ней каждые две недели в начале года, а затем я хожу раз в месяц..., а если все в порядке, я хожу раз в два-три месяца...» .

Родитель В говорит: «Каждый день я их навещаю... Я сопровождаю своего ребенка каждый день и по утрам минут пять я беседую с педагогами. Я всегда бываю на родительском собрании… Если класс едет на вылазку, я всегда еду с ними...»

Родитель Б говорит: «Мне нечего делать в школе... Учителя обязаны учить моего ребенка. Как они это делают - не мое дело... Каждый должен заниматься своим делом... »

Исходя из частоты контактов, можно выделить три типа отношений к школе:

А) отношения, разворачивающиеся внутри школы. Показателем таких отношений является высокая включенность родителя в школьные дела:

посещение учителей, мероприятий, участие в праздниках, вылазках, походах и проч.

Б) отношения, разворачивающиеся извне. Показателем таких отношений является отстраненность родителей от школьных дел, стремление ограничиться запиской в школу, росписью в дневнике, звонком учителю по телефону. Такие родители приходят в школу только по настоятельному вызову.

В) практическое отсутствие отношений. Показателем этого является практический отказ родителей от каких бы то ни было контактов.

Семейное давление.

Семейное давление на ребенка может проявиться по-разному:

1) сверхучастие проявляется в том, что родитель, видя неуспех ребенка, начинает его прессовать. Родитель Ж говорит: «Когда у него не получается домашнее задание, я могу начать злиться и кричать на него...»

2) участие в школьных делах в разные возрастные периоды проявляется в том, что в начальной школе родители гораздо внимательнее к школьным делам ребенка, чем в старших классах

3) участие в каникулярное время. Не все родители контролируют выполнение каникулярных заданий (чтение, написание рефератов, сочинений и проч.), считая, что каникулы только для «ничегонеделания». И это каждый раз создает для ребенка трудности при «возвращении» к процессу обучения

4) культурный разрыв проявляется в том, что семья не знакома или не понимает требований, предъявляемых школой. Родитель З говорит: «Дома... как могу, помогаю детям, потому что их учить … уж и методы-то другие, наверное, чем были в мое время... Меня-то учили иначе...».

Конфронтация авторитетов.

Актуальной остается тема конфронтации родительского и учительского авторитетов. Дискуссия между родителями и детьми часто заканчивается не в пользу родителей, поскольку дети, сославшись на авторитет учителя, добиваются принятия своего варианта решения. Иногда они точно также поступают и в школе по отношению к предлагаемым учительским решениям. Но проблема не сводится только к этому.

Так родитель Е говорит: «Пусть учителя объяснят родителям, что они стараются преподать детям, чтобы мы, со своей стороны, пытались действовать с ними в унисон…»

Итак, вероятно предположение, согласно которому «непричастность родителей к школе» часто есть результат взаимного непонимания всех «действующих лиц» и «близких к школе», и «несколько отстраненных», и «совсем далеких от школы» родителей. Причиной «отстраненности» и «далекости» родителей от школы выступают также значительная социально-статусная дифференциация семей, а также удаленность места жительства значительного числа семей от школы. Каково их соотношение в общем массиве родителей. Ответ на этот вопрос важен для того, чтобы определиться, как организовать работу с теми родителями, которые «близки к школе», чтобы сделать, во-первых, эффективной их коммуникацию с педагогическим персоналом, а, во-вторых, с другими группами родителей.

Таким образом, мы видим разрешение проблемы коммуникации между образовательным учреждением и семьей (родителями) в том, чтобы сформировать группу родителей-посредников между школой и семьей. Кстати, анализ показал, что эти родители гораздо эффективнее разворачивают коммуникацию с другими родителями, чем педагогический персонал учреждения.

Родители «близкие к школе» активно участвуют в реализации образовательно-культурной политики внутри школы и, следовательно, становятся ее носителями. Это позволяет им разъяснять культурно-образовательную политику лицея другим группам родителей, например, в ходе собраний, праздников, встреч на улице, во дворе, телефонных разговоров и т.п.

Однако для проведения родителями-посредниками такой работы необходимо организовать их подготовку, обучение.

Разные части подготовки касаются: Вклада каждого родителя (участника подготовки) и размышлений относительно взаимосвязи родитель-ребенок. Углубления представлений каждого родителя относительно их собственных детей. Знакомства с функционированием различных социальных институтов, с которыми взаимодействует образовательное учреждение. Организации взаимосвязи школы, квартала, микрорайона), семьи. Ознакомления с педагогическими средствами воздействия и взаимодействия. Подготовка проходит в 4 этапа: Работа над программой «Здоровье»

Работа над программой «Образовательно-культурная политика лицея» (о сути экспериментальной работы, развернутой на ФЭП)

Ознакомление с социальными, воспитательными и образовательными целями лицея

Работа по изучению (анализу) конкретных случаев из жизни школы, семей, детей и т. п.


 

Обсудить в форуме.

 

Rambler's Top100
Дизайн: Метакультура Copyright 2000-2004 "Проектный центр ДОКСА"