Реформы, усилившие вовлечение родителей в школьную жизнь, основаны на демократических принципах, получивших распространение в 70-х годах. Движение родителей и учителей отражало все возрастающую роль кооперации между школой и домом. Некоторые местные органы управления именно в это время стали назначать членами школьных советов родителей.
Ярким проявлением партиципативного стиля в местной демократии стало выдвинутое в 1977 г. в Англии предложение о создании представительного органа на местном уровне -школьного совета, в котором родители были бы равными партнерами. В 80 - годы правительство Маргарет Тэтчер использовало внедрение демократии в управление образованием, чтобы ослабить позиции про - лейбористских местных органов управления: с, этой целью родители были вовлечены в управление школами через членство в школьных советах. Этот шаг помог также сэкономить деньги и позволил не нанимать дополнительный административный персонал.
Сходные процессы проходили и в других странах - считается, что вовлечение родителей обычно является частью процесса децентрализации образовательной системы. Школы, управляемые с помощью школьных советов, принимают решения относительно учебных планов и программ, о наборе учителей и о других важных аспектах.
Среди стран, в которых родители в тех или иных формах все шире привлекаются к участию в работе школ, можно назвать США, Австралию, Норвегию, Израиль, Новую Зеландию. Во всех этих странах правительства признают права родителей участвовать в образовании своих детей в соответствии с основными демократическими принципами. Ответственность за обучение детей передается от центральных ведомств школьным советам, в которых большую роль играют родители.
Преобладают два основных направления развития - управление, ориентированное на школу и выбор школы. Разумеется, родителей привлекают в основном к участию в административных мероприятиях, оставляя сам процесс обучения профессионалам. Однако постепенно участие родителей в работе школ приобретает все новые формы.
Одна из таких форм - привлечение родителей к отчетности школы - имеет форму как отчетов школы в целом перед родителями, так и по отдельным учащимся. Предполагается, что школьные советы, и родители в их составе, должны быть в курсе всей работы школы. Разумеется, возникает много вопросов о том, какова должна быть форма такой отчетности. Например, родители в таких странах, как Англия и Уэльс, Австралия, участвуют в инспектировании школ.
Получение родителями права выбора школы и, следовательно, программы обучения для своих детей также в корне меняет взаимоотношения между директором, учителями и родителями: это во многом теперь отношения «клиента» или потребителя продукта школьной системы.
Еще одно направление - попытки правительств во многих странах переложить бремя финансового обеспечения школ на местные сообщества и на родителей. Разумеется, это может привести к усилению неравенства среди школ в разных регионах; кроме того, многие родители справедливо считают, что они платят налоги государству, которое обязано финансировать образование в своей стране.
Важно также учитывать ту роль, которую родители могут сыграть, поощряя учение своих детей я тем самым способствуя эффективности работы школы.
Формы участия родителей становятся все более сложными. Можно выделить пять основных направлений привлечения родителей на уровне школы к участию в обучении своих детей: выбор школы, принятие решений в формальных структурах, учение и обучение, воздействие на физическое и материальное окружение, коммуникация.
Разумеется, все эти направления находятся во взаимодействии между собой. Рассмотрим их подробнее.
Во многих странах правительства используют выбор школы родителями как средство совершенствования качества работы школ - согласно законам рынка, родители выбирают лучшие школы. Однако возникает целый ряд вопросов:
В какой мере существующая общественная политика и практика позволяют родителям осуществить выбор?
Насколько информированы родители при выборе школы?
Какова взаимосвязь между выбором школы и тем, как учится ученик?
Много вопросов возникает и при рассмотрении второго направления - деятельности привлеченных к принятию решений родителей: В какой мере родители участвуют в создании школьных советов? Привлекают ли родителей к изменениям в составе школьных комитетов? В какой мере родители принимают участие в планировании развития школы? В какой мере родители участвуют в работе по оценке деятельности школы? В какой мере родители участвуют в принятии решений по созданию тех или иных школьных комитетов?
Что же касается учебного процесса, то основными проблемами являются следующие:
В какой мере родители могут быть привлечены к решению вопросов о том, что и как будет изучаться в классе и вне его (внеклассная работа)?
В какой мере родителей привлекают к принятию решений о способах измерения и оценки достижений, используемых в классе?
Играют ли родители какую-то роль в обучении детей во вне - классных занятиях под покровительством школы?
В какой мере родители могут решать вопросы о работе сверх учебных программ? Насколько родители помогают ученикам в выполнении домашних заданий? Работает ли школа над созданием структур, поддерживающих попытки родителей помочь своим детям? В какой мере родители вовлечены в этот процесс? В какой мере ценности школы поддерживаются в домашней обстановке? Общепризнанным является воздействие окружающей среды на эффективность работы школы: в это понятие входят и условия работы в школе, и состояние и отделка помещений, общая безопасность и упорядоченность. Обычно родители привлекаются для поддержки и совершенствования окружающей среды и привлечения дополнительных ресурсов -человеческих и материальных. Тут также возникают вопросы о мере их привлечения к этому аспекту школьной жизни:
В какой мере родители привлечены к поддержанию школьных зданий? В какой мере родители привлечены к обеспечению оборудованием? В какой мере родители привлечены к обеспечению учебными ресурсами? Коммуникация между родителями и школой может рассматриваться как интегральный компонент процесса участия родителей в работе школы. Именно процесс обмена информацией между школой и домом является важной частью их взаимодействия, направленного на улучшение учебной деятельности учащихся. Тут можно выделить два направления: школа информирует родителей об успехах учеников, о событиях в жизни школы; взамен родители дают информацию об условиях жизни и о прилежании учащихся. Тут могут возникнуть следующие вопросы:
Какую информацию дает школа родителям в школьных докладах? Как родители ее получают и понимают?
Какие еще способы передачи информации родителям используются? В какой мере родители знакомы с внутренним распорядком школы и привлекают ли их к его составлению?
Каким образом родителей информируют о предстоящих событиях в жизни школы? Каким образом родители информируют школу о благополучии своих детей? В заключение можно заметить, что практиковавшееся до начала 70-х годов исключение участия родителей из образовательной политики и практики сменило стремление как можно шире использовать их возможности. Эта тенденция характерна для большинства развитых зарубежных стран, что подтверждается работами таких авторов, как К. Диммок и Т. 0-Доннохыо, Д. Арчибальд, Г. Буркхардт , П. Мортимор, Р. Шапира и многих других. Современный подход к этой проблеме заключается в том. что родителей следует как можно больше привлекать к работе по совершенствованию руководства школой, перестраивая его с этой целью. Конечной целью является совершенствование процесса учения и повышение эффективности работы школы.
Обсудить в форуме.
|