Школьный совет в системе государственно-общественного управления

В.К. Андриенко

Андриенко В.К.- кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Института управления образованием РАО

 

На современном этапе преобразования системы образования ведущая роль принадлежит демократизации управления образованием в целом и общеобразовательными учреждениями, в частности, т.к. именно демократическая система управления способна стимулировать инициативу и самодеятельность человека во всех сферах его жизнедеятельности. Возникла реальная необходимость в демократизации управления, в котором бы сочеталась деятельность субъектов управления государственной и общественной природы.

Именно система государственно-общественного управления образовательными учреждениями включает в себя всех участников образовательного процесса, их органы государственной и общественной природы, нормативно-правовую базу, регламентирующую деятельность всех ее субъектов, а так же механизмы их взаимодействия.

В практической деятельности государственно-общественное управление образовательными учреждениями направлено на реализацию законодательного права его работников, обучающихся и их родителей (законных представите лей) на участие в управлении, на обеспечение оптимального сочетания единоначалия и самоуправления, на развитие общественных форм управления, на улучшение условий гражданского воспитания обучающихся, реализацию интересов и потребностей всех участников образовательного процесса.

Субъектами государственно-общественного управления образовательными учреждениями являются школьные советы, избранные на общешкольных собраниях (конференциях) участников образовательного процесса.

Анализ практики за последние два года свидетельствует, что количество советов в образовательных учреждениях значительно возросло (так в 50% обследованных учебных заведений созданы и функционируют общественные органы управления). Многие из них ведут большую общественную работу, организуют участие общественности в решение учебно-воспитательных задач.

Однако, более глубокий анализ их полномочий показывает, что они в основном осуществляют совещательные или экспертные функции и, как правило, не имеют полномочий по принятию управленческих решений в своих коллективах.

Следовательно, необходима глубокая и оперативная работа по созданию общественных органов управления образованием и образовательными учреждениями на всех уровнях управления.

При этом, при создании органов общественного управления необходимо обратить внимание на учет специфики и особенностей деятельности органов общественного управления в каждом образовательном учреждении, демократических процедур избрания советов на общих собраниях (конференциях), подчинение и отчетность только перед своими избирателями, общественный характер участия всех работников учреждения, учащихся, их родителей в органах управления образовательным процессом на всех уровнях.

При этом необходимо учитывать, что созыву собрания (конференции) и избранию на них общественного совета по образованию предшествует предварительная работа по разработке и принятию нормативно-правового документа (Положения), в котором четко определяется статус и полномочия, содержание и порядок деятельности, механизмы разрешения возможных противоречий с представителями государственной власти. Общешкольное собрание (совет) правомочно рассматривать все проблемы, связанные с жизнедеятельностью образовательного учреждения, взаимоотношения с другими органами самоуправления, местными органами власти и органами управления образованием. Его решения, принятые в пределах его полномочий, обязательны для выполнения всеми работниками образовательного учреждения, учащимися, родителями и органами самоуправления.

Его деятельность строится на основе социально-педагогических принципов - это приоритет непосредственной демократии по отношению к демократии представительной, равноправие учащихся, родителей и педагогов, выборность всех органов самоуправления и их подотчетность перед избирателями, коллегиальность принятия решений и персональная ответственность за их выполнение, широкая гласность и открытость в работе и др.

В практической деятельности не менее важное значение имеет четкое распределение полномочий между ветвями власти. Так, согласно закону «Об образовании» к компетенции органов государственной власти, руководитель образовательного учреждения по своему профессиональному статусу, можно отнести: работу с кадрами (подбор, пием, расстановку), установление надбавок и доплат к окладам работников общеобразовательного учреждения, порядка и размера их премирования, разработку правил внутреннего распорядка, осуществление текущего контроля за успеваемостью и промежуточной аттестацией обучающихся, и др. (ст.32).

К компетенции же совета, по нашему мнению, можно отнести: установление режима работы; порядок приема, перевода и выпуска обучающихся; разработку положений об органах самоуправления; кодекса прав и обязанностей педагогов, учащихся, их родителей и внесение их на рассмотрение и утверждение общешкольного собрания (конференции); утверждение положения об оплате дополнительного труда работников учреждения; создание и использование фонда развития образовательного учреждения; изучение. и реализация условий гражданского воспитания обучающихся; реализация интересов и потребностей всех участников образовательного процесса и др. В целом организационную структуру государственно-общественного управления образовательным - учреждением составляют: руководитель образовательного учреждении (как носитель государственного управления); общешкольное собрание (конференция) участников образовательного процесса; совет образовательного учреждения, избранный на общем собрании (конференции).

Основными критериями оценки эффективности государственно-общественного управления в образовательном учреждении можно считать: вклад субъектов управления в улучшение состояния и результатов образовательного процесса, реализации прав участников образовательного процесса на участие в управлении, гармонизации взаимоотношений участников образовательного процесса, качество учебного процесса и внеурочной, вне школьной воспитательной работы, уровень гражданского воспитания учащихся и готовность их к трудовой жизни в обществе и продолжению профессионального образования.

Теория и практика, убеждает в том, что именно совету в общеобразовательном учреждении принадлежит ведущая роль в формировании и реализации интеллектуального, ценностно-ориентационного, и организационного единства школьного коллектива, его психолого-педагогических принципов и традиций.


 

Обсудить в форуме.

 

Rambler's Top100
Дизайн: Метакультура Copyright 2000-2004 "Проектный центр ДОКСА"