Взаимодействие педагогического, ученического коллективов и родителей в управлении школой

Т.М. Медведева

Медведева Т.М. - учитель Знаменской основной школы, член совета школы, Оленинский район Тверской области

Управление. Мы привыкли выводить содержание термина из истории и первоначального значения слова. Что в старину означало слово «управление»? «Управлять» значило править, «находить управу», распоряжаться. Значит, управление рассматривалось исключительно как функция власти, в которой преобладают административные методы воздействия на людей.

Сегодня такой подход неправомерен. Современное управление – это не столько процесс, идущий сверху вниз, сколько целенаправленное взаимодействие стороны, каждая из которых выступает и в роли субъекта, и в роли объекта управления.

Я постараюсь на примере нашей школы показать взаимодействие педагогического, ученического и родительского коллективов в управлении школой.

Организационное строение школьного коллектива достаточно простое. Кроме администрации школы и педагогического совета существует еще и Совет школы, включающий в себя, кроме педагогов, представителей ученического и родительского коллективов (3+3+3). Совет школы собирается по необходимости для разрешения вопросов организационного и финансового характера. Например: вопрос об оказании помощи колхозу; о направлении части средств заработанных учащимися на уборке картофеля на специальный счет школы; об использовании этих средств на проведение различных общешкольных мероприятий (соревнований, вечеров, отдыха и др.)

Учащиеся – члены Совета школы серьезно относятся к распределению заработанных учениками денег. На заседаниях Совета школы обсуждаются также такие вопросы, как начало и конец учебного года, проведения различных общешкольных и районных мероприятий.

Деятельность учащихся происходит в системе школьного самоуправления. Немного расскажу об участии в самоуправлении ребят, входящих в нашу детскую скаутскую организацию «Бригантина».

В организации всего 26 человек. Все они в патрулях, каждый из которых имеет свой девиз и командира.

Главным органом управления является Совет командиров. Ребята могут выйти на Совет школы с предложением или требованием поощрить лучший патруль в Тимуровской работе, а такая форма работы восстановлена в нашей школе. Именно Совет командиров был инициатором работы по благоустройству территории школы. Совет школы всегда поддерживает ребят в их инициативе.

Участие ребят в самоуправлении школой может: дать возможность высказывать и отстаивать свое мнение по любому вопросу школьной жизни; способствовать созданию благоприятных условий для учебы, труда и отдыха в школе, уважение человеческого достоинства; реализовать защиту прав и свобод, содержащихся в Уставе школы; обеспечить деловое общение со взрослыми на равноправной основе, атмосферу доверия и взаимопонимания с педагогами и родителями; способствовать удовлетворению потребностей в самоутверждении и самореализации; обеспечить реализацию интересов во внеурочной работе, досуге в школе и вне ее; любое образовательное учреждение, по определению, является открытой системой, способной к саморазвитию, в то время как в замкнутой системе, развитие невозможно; неофициальная сторона отношений в школе очень сложна. Большую роль в силу своего авторитета играет директор; он чаще всего выступает в роли генератора новых идей, от него же как правило, исходят оценки тех или иных событий. Однако существуют силы, существенно влияющие на жизнь школы. Это: педагогический коллектив, способный противостоять директору по некоторым вопросам; совет школы, отражающий интересы ученического коллектива, родителей и учителей.

Однако существование этих сил не означает, что в школе происходит какая – либо открытая борьба между ними. Всякое решение предварительно обговаривается, обсуждается с заинтересованными людьми (на Советах школы, на родительских собраниях, на педагогических советах с приглашением учащихся и родителей).

Таким образом, процесс принятия решений глубоко демократичен.

Каждый коллектив сам определяет, какие органы ему нужны, каковы их состав и время работы. Ведь есть и такие, которые создаются для подготовки и проведения только одного дела.

В процессе анализа деятельности Совета школы, органов самоуправления ДОС «Бригантина» у нас возник вопрос: Нужен ли школе родительский комитет?

Ведь деятельность родительского комитета может дублироваться школьным Советом. Мы приняли, хотя может быть и спорное решение, что родительский комитет не нужен. Уже 2 года он не избирается. Права и обязанности родительского комитета делегированы авторитетным членам Совета школы избираемых из числа родителей.


 

Обсудить в форуме.

 

Rambler's Top100
Дизайн: Метакультура Copyright 2000-2004 "Проектный центр ДОКСА"