21 октября 2005 года в Московской городской Думе состоялось первое
заседание Рабочей группы по развитию законодательства г.Москвы в
части обеспечения реального участия родительской общественности
в системе управления образованием. Заседание прошло под руководством
председателя комиссии по образованию Для современной школы, ставящей перед собой задачи демократизации процесса управления, развития общественного самоуправления камнем преткновения зачастую становятся проблема: где взять для этого деньги и материальные ресурсы? То, что такие затраты необходимы, вряд ли вызывает сомнения, как и то, что тратить на это ограниченные бюджетные средства неэффективно по крайней мере по двум причинам: использование бюджетных средств для целей самоуправления не предусмотрено учредителями государственных и муниципальных образовательных учреждений, не включено в сметы доходов и расходов образовательных учреждений; использование для целей самоуправления средств, распорядителем которых является директор, ставит органы общественного самоуправления в зависимую от администрации и лично от директора, как распорядителя бюджетных средств школы, позицию. Такая зависимость возможна и даже неизбежна лишь на этапе становления системы самоуправления, так как кроме материальных и финансовых ресурсов, сконцентрированных в руках директора, школьный коллектив, как правило, не имеет.
Поэтому одним из первых шагов нарождающейся школьной демократии должно стать формирование стабильных источников внебюджетного финансирования, находящихся под контролем органов самоуправления.
На первый взгляд, эта задача решается просто. Закон РФ «Об образовании» предоставляет школе достаточно обширный перечень возможностей пополнять внебюджетные фонды, контроль за которыми могут осуществлять органы общественного самоуправления. Однако, на практике большинство этих видов деятельности: оказание дополнительных платных образовательных услуг, сдача помещений в аренду и др. в значительной степени зависит опять таки от директора. Администрация самостоятельно может организовать эту деятельность, не прибегая к помощи органов общественного самоуправления.
Практика средней школы №41 г. Челябинска показывает, что главным источником финансов и материальных ресурсов, находящимся в зависимости от органов самоуправления являются благотворительные взносы и спонсорская помощь. Причем, объем этого источника находится в прямой зависимости не только от эффективности работы школы в целом, но и, в значительной степени, от уровня развития системы школьного самоуправления, направленной на реализацию потребностей участников образовательного процесса. Особенно важен уровень развития подсистемы родительского самоуправления, так как именно родители обеспечивают большую часть благотворительной или спонсорской помощи школе или своими личными ресурсами, или ресурсами предприятий и организаций, в которых они работают. И именно родители, чаще всего, создают в своей среде общения привлекательный (или не очень привлекательный) имидж школы, позволяющий последней претендовать (или не рассчитывать) на дополнительные внебюджетные средства.
Руководители авторитарно управляемых школ могут сказать: и без всякого самоуправления удается «выбивать» из родителей немалые средства. Но «выбивание» средств из родителей неизбежно порождает конфликтность в отношениях «дающих» родителей и «берущих» школ. Конфликтность, аморальность, а, порой, и противозаконность такой системы негативно влияют на конечные педагогические результаты работы. Думается, что коллективу 41-й челябинской школы удалось, в значительной степени, снять остроту финансовых взаимоотношений школы и родительской общественности. Краткое описание этих взаимоотношений может быть использовано и другими образовательными учреждениями:
В конце каждого учебного года директор школы представляет на родительской конференции план необходимых расходов школы в летний период и в следующем учебном году: сколько школе необходимо строительных материалов, мебели, канцтоваров, учебников и т.д. Дается примерная оценка планируемых расходов, докладывается - какая часть этих расходов может быть покрыта бюджетными источниками и внебюджетными средствами, привлеченными администрацией (платные услуги, аренда и др.), а какие расходы невозможно покрыть без участия родителей. Конференция принимает решение о необходимости финансовой помощи школе и определяет целевые фонды: библиотечный (самый большой), медицинский (школа имеет неплохой стоматологический и медицинский кабинеты), хозяйственный (канцтовары, дезинфицирующие и моющие средства, стройматериалы и др.). Могут быть созданы и другие фонды в зависимости от специфики хозяйственных и финансовых проблем, стоящих перед школой. Тут же утверждается порядок и объем (устраивающий как администрацию, так и родителей) сбора и расходования средств по статьям, избирается финансовая комиссия родительского комитета, осуществляющая текущий надзор за пополнением и расходованием родительских целевых фондов и действующая на основании Положений «О родительском фонде» и «О финансовой комиссии». Собираемые наличные или безналичные средства аккумулируются родительским комитетом на отдельном расчетном счете в банке, ведется оприходование материальных ресурсов, передаваемых благотворителями. Директор школы письменно запрашивает у родительского комитета необходимые средства в пределах, обозначенных родительской конференцией. Председатель финансовой комиссии регулярно, несколько раз в год информирует конференцию (а между конференциями - школьный родительский комитет) о состоянии родительских фондов. Делегаты конференции (от каждого класса) доводят эту информацию до сведения классных родительских собраний, обеспечивая «прозрачность», а, следовательно, и практическую бесконфликтность финансовых взаимоотношений родителей и школы, работая на увеличение притока финансовых и материальных ресурсов в образовательное учреждение.
Тут же кроется ответ и на вопрос о средствах для функционирования системы школьного самоуправления. За счет родительских средств и с согласия родительской конференции в школе финансируется как деятельность Совета школы (в основном, это незначительные расходы на канцтовары), так и материальное поощрение других структур и отдельных активных участников системы школьного самоуправления. Большую роль играют родительские финансы и в выпуске многотиражной газеты Совета школы «Послушайте!». Эта ежемесячная газета тиражом до 1500 экз. распространяется в каждую семью и обеспечивает «прозрачность» деятельности всей системы школьного самоуправления.
Данный опыт не является идеальным. Происходит постоянный поиск новых форм и средств материального и финансового обеспечения системы школьного самоуправления и всей школы в целом. На повестке создание попечительского совета, поиск оптимальных форм его организационно-правового устройства, налаживание шефских связей с предприятиями и организациями. Большую помощь в этом мог бы оказать обмен опытом в рамках Международной ассоциации содействия школьным советам.
Обсудить в форуме.
|