Государственно-общественное управление образованием в период гиперразвития цивилизации

А.В. Курбатов, Л.А. Курбатова

Курбатов А.В. - кандидат технических наук, ведущий научный сотрудник Института управления образованием РАО

Курбатова Л.А. - кандидат педагогических наук, директор Центра образования № 1804 "Кожухово" г. Москвы

 

Главной особенностью современного исторического периода следует считать увеличение скорости изменения условий жизни. Закономерность ускорения общественного развития была подмечена достаточно давно и на уровне констатации факта изучается в некоторых курсах истории, философии и социологии. Смысл самой распространенной формулировки указанной закономерности можно выразить утверждением: «очередную фазу своего развития общество проходит быстрее, чем предыдущую». Однако для успешного построения стратегии выживания и развития цивилизации на современном этапе простое знание указанного факта может оказаться недостаточным. Скорость развития некоторых процессов может превысить предельные для жизни человечества значения.

Целый ряд фактов, вытекающих из анализа особенностей развития цивилизации, свидетельствует о ее критическом состоянии. Всего за одно столетие на планете произошел качественный скачок в одной только сфере военных технологий от огнестрельного оружия до оружия массового уничтожения людей. Нарастают масштабы нанесения ущерба экологии планеты в результате деятельности человека. Численность населения планеты превысило 6 млрд. и продолжает расти. При сохранении тенденции к дальнейшему росту на том же уровне развитие инфраструктуры жизнеобеспечения потребует использования мощных энергетических систем и определенных ограничений на потребление традиционных ресурсов жизнеобеспечения, в том числе питьевой воды. Следует подчеркнуть, что использование источников энергии большой мощности связано с необходимостью совершенствования технологий обеспечения безопасности их применения.

Основным следствием закона ускорения общественного развития следует считать эффект возрастания ущерба от ошибок в управлении с увеличением скорости общественного развития.

Это следствие имеет всеобщий характер и может быть наглядно подтверждено примерами из современной жизни. Так, например, во время бомбардировок странами НАТО городов Югославии одна из ракет поразила посольство Китая. По официальной версии причиной этого события послужило устаревшее полетное задание, то есть ошибка в управлении боевым применением стратегического оружия. Во время учений, проводимых Вооруженными силами Украины, в результате ошибки в управлении учебным применением системы противовоздушной обороны был сбит российский самолет, что повлекло за собой гибель десятков людей. Ошибка в управлении Чернобыльской АЭС привела к гибели целого региона, и последствия этой ошибки еще долго будут оказывать влияние на состояние экосистемы всей планеты.

Перечень примеров легко продолжить и, следовательно, можно сделать вывод, что основное следствие закона ускорения развития позволяет определить главную проблему мирового сообщества: обеспечение устойчивости развития цивилизации до уровня, гарантирующего выживание и стабильное развитие человечества. Другими словами, необходимо обеспечить такой уровень качества управления, который исключает ошибки, угрожающие существованию жизни на земле.

Решение подобной задачи в период гиперразвития цивилизации возможно только за счет повышения качества общего образования.

Однако современная система образования, формировавшаяся в период накопления и реформировавшаяся в переходный период развития цивилизации, не отвечает требованиям современности.

В частности, современная система образования не предусматривает подготовки личности и общества к успешной деятельности в условиях усиления опасности воздействия трех антропогенных факторов:

•  Неконтролируемого и несогласованного интенсивного изменения экологии планеты хозяйственной деятельностью различных государств при высокой степени риска разрушения экосистемы.

•  Отсутствия надежных средств обеспечения безопасности производства, хранения, эксплуатации и боевого применения систем и средств вооружения в условиях, когда накопленных запасов оружия достаточно для того, чтобы 200-300 раз уничтожить все живое на земле.

•  Развития и распространения систем и средств массовой информации, обладающих возможностью быстрого изменения состояния сознания личности и общества, как в позитивном, так и в негативном направлении.

Предупредить наступление катастрофы, вызванной несогласованностью действий субъектов, обладающих мощными техническими возможностями, можно только за счет изменения стратегических приоритетов общего образования в целях достижения гармонии развития личности и общества, государств и мирового сообщества.

Единственной технологией, способной реально в современных условиях обеспечить решение этой задачи, является технология гармоничного развития государственно-общественного управления общим образованием, основанная на положениях Конвенции о правах ребенка и Законе РФ “Об образовании”, определяющем государственно-общественный характер управления образованием. Однако научно-методический аппарат педагогики XX столетия не содержит средств, позволяющих решить эту задачу. Поэтому силами общественности при содействии заинтересованных научных организаций, органов управления образованием и государственной власти в Москве были проведены исследования возможности гармоничного перехода к государственно-общественному управлению образованием, результаты которых апробируются и уточняются в течение 10 лет в условиях городской экспериментальной площадки «Столичный образовательный центр XXI века».

В процессе указанных исследований силами участников образовательного процесса (детей, родителей и педагогов) была разработана принципиально новая база знаний, основными элементами которой являются:

авторская интерпретация общей теории систем; методология регулирования системно-личностных отношений; технология проектирования социальных систем; методика формирования творческого социального заказа; технология совершенствования требований, определяющих профессиональную компетентность кадров; технология организации воспитательной системы, инициирующей саморазвитие социума; концепция подготовки кадров нового поколения; антикризисная технология управления развитием системы образования XXI века; модель образовательного учреждения, отвечающего требованиям XXI века; методология гармоничного перехода к государственно-общественному управлению образованием в период гиперразвития цивилизации.

Использование указанного научно-методического аппарата позволило силами участников образовательного процесса успешно реализовать управление развитием традиционной модели образовательного учреждения до модели образовательного учреждения нового типа, реализующей полный целостный непрерывный образовательный процесс от пренатального периода до высшего образования и далее.

В настоящее время в составе Центра образования №1804 «Кожухово» на правах подразделений функционируют:

Школа растущей семьи, реализующая дополнительное образование родителей, ожидающих рождение ребёнка, родителей и детей дошкольного возраста, не посещающих д/сад, подростков (формирование здорового образа жизни, воспитание осознанного отцовства и материнства); подразделение функционирует в рамках городской экспериментальной площадки “Столичный образовательный центр XXI века”; дошкольное подразделение, имеющее группы раннего (2-3г.), младшего и старшего дошкольного возраста, логопедические группы; в подразделении реализуются программы художественно-эстетического воспитания (ритмика, хореография, хор, фольклор, изобразительное искусство, фортепиано, скрипка, флейта), познавательные, оздоровительные и социальные программы; многопрофильная школа с классами углублённого изучения предметов художественно-эстетического цикла, углублённого изучения экономики, коррекционно-развивающего обучения, гимназическими классами, классами, спрофилированными на ВУЗ (МГУГиК, МГПУ), общеобразовательными классами; оздоровительный центр, осуществляющий диагностику и коррекцию резервов физического здоровья и работоспособности как детского, так и взрослого населения района по методикам Ассоциации “Народный Спорт-Парк”, действующий в соответствии с приказом Минобразования РФ №1418 от 15.05.2000г. “Об утверждении Примерного положения о центре содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения”; центр творчества, реализующий дополнительное, допрофессиональное и начальное профессиональное образование детей и подростков Южнопортового района; по программам школы искусств работают художественное, музыкальное (фортепиано, скрипка, флейта, домра, баян, аккордеон, гитара, хор, сольфеджио, музыкальная литература, фольклор, оркестр русских народных инструментов) и хореографическое отделения; на базе Центра образования №1804 открыт филиал спортивной школы по греко-римской борьбе для учащихся всего района. Школа Центра образования №1804 является базовой для проведения всех спортивных соревнований в районе.

Управление реализацией образовательной программы Центра образования №1804 включает в себя:

звено системного проектирования, осуществляющее подготовку вариантов управленческих решений; научно-методическую службу, осуществляющую контроль обученности, воспитанности и развития учащихся; медико-социально-психологическую службу, осуществляющую комплексную диагностику психического, эмоционального и физического состояния воспитанников, уровня мотивации к обучению, познавательного интереса; кафедру социальной педагогики и воспитания, осуществляющую анализ текущих результатов выполнения образовательной программы; органы самоуправления учащихся.

Центр образования №1804 был создан по социальному заказу жителей района в целях отработки модели непрерывного образования, максимально учитывающей системный потенциал социума района и социокультурные условия столицы. Основной отличительной особенностью Центра образования №1804 «Кожухово» является разработка и применение методологии государственно-общественного управления образовательным учреждением, гарантирующей повышение эффективности и рост качества образования в массовом образовательном учреждении. Авторская антикризисная технология управления развитием системы образования учреждения обеспечивает гармонизацию отношений личности, системы образования, семьи и социума. Технология реализует принцип творческого социального заказа с учетом передовых достижений в области управления развитием социальных систем. Учет особенностей периода гиперразвития цивилизации в технологическом цикле управления образовательным процессом позволяет не только реализовать личностно ориентированный подход к организации образования в массовом образовательном учреждении на основе соблюдения требований Закона РФ «Об образовании» и Конвенции о правах ребенка, но и эффективно использовать моральный и интеллектуальный потенциал участников образовательного процесса в преодолении негативных тенденций, связанных с ухудшением здоровья и нравственности воспитанников.

Результаты десятилетней апробации технологии в условиях экспериментальной площадки «Столичный образовательный центр XXI века» позволяют предположить, что методология государственно-общественного управления образовательным учреждением, освоенная коллективом Центра образования №1804, является перспективным средством преодоления тенденции развития дидактогении не только в России, но и в других странах.

В течение 10 лет применение указанной технологии позволяет добиваться одновременного роста показателей воспитанности, обученности, интеллектуального и физического развития воспитанников. При этом управление впервые в мировой практике осуществляется в условиях полного образовательного процесса от пренатального периода до высшего образования. Число нежелательных отклонений при родах сведено к нулю при российских показателях 85-95% и мировых 25-35%. Число детей, нуждающихся в коррекции, в течение первых лет применения технологии сократилось с 80% до 5% и стабильно держится на этом уровне. Каждый четвертый учащийся является победителем предметных олимпиад, спортивных соревнований или творческих конкурсов районного, городского, российского и международного уровня.

В настоящий момент участники образовательного процесса владеют не только технологиями организации полного целостного непрерывного образовательного процесса за счет реализации государственно-общественного управления, основанного на принципах Конвенции о правах ребенка и Закона РФ «Об образовании», но и технологиями подготовки специалистов, способных успешно применять новые методы управления в любых условиях. При этом гарантия результативности подготовленных специалистов обеспечивается авторским сопровождением их деятельности на основе обмена информацией через систему ИНТЕРНЕТ.

Организация на базе Центра образования №1804 «Кожухово» Межрегионального института развития России в целях подготовки кадров, владеющих эффективными технологиями гармоничного перехода к государственно-общественному управлению, основанному на принципах Конвенции о правах ребенка и Закона РФ «Об образовании», позволит в кратчайший срок решить задачу обеспечения доступности, эффективности и качества образования до уровня, гарантирующего устойчивое развитие жизни и цивилизации.

 

 

 

Обсудить в форуме.

 

Rambler's Top100
Дизайн: Метакультура Copyright 2000-2004 "Проектный центр ДОКСА"