К О Н Ц Е П Ц И Я
государственно-общественного управления общим образованием (проект)

В.И. Бочкарев

Бочкарев В.И. - доктор педагогических наук, зав. лабораторией ГОУО Института управления образованием РАО, президент МАСШС

Актуальность проблемы.

Словосочетание «государственно-общественное управление» как общезначимая категория педагогики в нашей стране получила свое признание в 1988 году, после февральского Пленума ЦК КПСС, указавшего на целесообразность создания в школах и ПТУ общественных советов из числа педагогических работников, учащихся, их родителей, представителей производственных коллективов общественности.

Приняв в основном Концепцию общего среднего образования и Положение о средней школе, Всесоюзный съезд работников народного образования (декабрь 1988г.) отметил, что первоочередным направлением перестройки образования становится создание государственно-общественной системы управления учебными заведениями.

В течение последующих лет идея государственно-общественного управления переходила из одного нормативно-правового документа в другой и достаточно полно отражена в современных законодательных и нормативных документах и локальных актах. Так, в ныне действующем Законе Российской Федерации «Об образовании» демократический, государственно-общественный характер управления образованием определен в качестве одного из принципов государственной политики в области образования. Закон предусматривает право участия в управлении образовательным учреждением обучающихся, их родителей и работников образовательного учреждения, что должно придать управлению образовательными учреждениями государственно-общественный характер, демократизировать его.

Не забыто государственно-общественное управление и в Федеральном Законе РФ «Об утверждении Федеральной программы развития образования»: в качестве одной из целей Программы определено формирование системы демократического, государственно-общественного управления образованием. В соответствии с принятой Государственным Советом России и Правительством РФ Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года отечественное образование должно развиваться в качестве открытой и единой государственно-общественной системы, в которой неуклонно расширяется участие общества в выработке, принятии и реализации политико-правовых и управленческих решений, выделяются и согласовываются государственная и общественная составляющие в деятельности всех управленческих структур в сфере образования.

Однако, актуальность становления и развития государственно-общественного управления отечественным образованием далеко не исчерпывается вышеназванными законами и нормативными правовыми документами. Существуют по меньшей мере еще два фактора, актуализирующих проблему демократизации управления образованием в России. Первый - внутрироссийский фактор - объективная заинтересованность общества, прежде всего той его части, которая связана с образовательной сферой, в демократизации, развитии государственно-общественного характера, управления общим образованием. Об этом говорят результате анкетирования в последние годы (1998 – 2001) 529 педагогов, 1943 учащихся и 1627 родителей учащихся (всего 4099 чел.) общеобразовательных учреждений: за создание органов самоуправления и участие в управлении школой (лицеем, гимназией) высказались 289 педагогов (54,6%), 1455 учащихся (74,9%) и 816 родителей (50,2%), в целом - 2560 чел. (62,5%).

Второй фактор - внешний. На Россию все возрастающее влияние оказывают происходящие в мире процессы глобализации - экономической, политической и культурной интеграции человечества. В результате информационной революции многократно возросла оперативность принятия управленческих решений и их осуществления; личная жизнь человека все более зависит от функционирования мировых информационных систем, в мировом масштабе идет формирование единой системы: ценностей, образа жизни. Общепризнанны глобальные тенденции мирового развития - переход от индустриального общества к информационному, от развитой техники к высоким технологиям, от национальной экономики к мировой, от централизации к децентрализации, от представительной демократии к непосредственной и др. Будущее России в этих условиях зависит от способности опережающего развития в ней не только технологических процессов, превращения производительного труда преимущественно в интеллектуальный и научного овладения окружающей среды, но и максимально быстрого развития демократии, то есть - от основных параметров функционирования отечественного образования. Причем, демократия среди них - не последний требуемый фактор: именно демократическая система управления способна в максимальной мере стимулировать инициативу, творчество и самодеятельность человека во всех сферах его жизнедеятельности.

В итоге все эти факторы и условия ориентируют государство и общество на организацию государственно-общественного управления образованием, его демократизацию и гуманизацию.

Практика управления общим образованием.

Анализ свидетельствует, что весьма противоречиво осуществлялась реализация принципа государственно-общественного управления образованием на всех его уровнях.

В 1988 году был создан Всесоюзный совет по народному образованию при Государственном комитете по народному образованию в качестве руководящего государственно-общественного органа. Государственная его составляющая не вызывала сомнений: он функционировал при Госкомитете СССР по народному образованию и в его составе было 96 работников - профессионалов государственных учреждений народного образования. Однако, социальный заказ общества в нем выражали всего четыре члена - писатель, композитор, кинорежиссер и директор совхоза. Вызывало очевидные вопросы к его общественному характеру и само создание Всесоюзного совета при государственном органе управления образованием.

Целесообразное соотношение государственных и общественных начал в управлении образованием не удалось обеспечить при создании советов по народному образованию и на других уровнях управления отечественным образованием того периода. В территориях советы по образованию создавались в качестве руководящих государственно-общественных органов, исполнителями решений которых должны были являться соответствующие государственные органы управления образованием. Практика отечественного образования не подтвердила целесообразности функционирования единых (составленных из государственных и общественных структур) органов государственно-общественного управления: органа государственного управления образованием (горОНО, райОНО и др.) очень скоро превратили в свой придаток созданные районные, городские и иные советы по народному образованию. В начале 90-х годов XX столетия советы по народному образованию прекратили свое существование, чем и закончился первый этап организации государственно-общественного управления образовательными системами: в стране произошла смена политического строя и общественного устройства.

В конце прошлого - начале нынешнего столетия постепенно увеличивается внимание к проблеме государственно-общественного управления образованием. Принятие названных выше законов и документов знаменует начало второго, современного этапа демократизации управления образованием. Анализ законов об образовании субъектов Российской Федерации и нормативно-правовых документов муниципальных образований свидетельствует о том, что в настоящее время в сфере общего образования стимулируются процессы создания коллегиальных органов и структур, в соответствии с которыми в реальной практике функционируют коллегии и советы органов государственного (муниципального) управления образованием, советы: руководителей образовательных учреждений, координационные советы, ассоциации педагогов инновационных учреждений, попечительские и т.д. Содержательный анализ полномочий этих структур показывает, что они осуществляют в основном совещательные и экспертные функции, обслуживая интересы органов управления образованием. Безусловно, многие из них ведут полезную деятельность, организуют участие общественности в решении образовательных задач. В то же время не удалось найти ни одного коллегиального органа, который был бы наделен реальными полномочиями по принятию управленческих решений, обязательных для выполнения участниками образовательного процесса в «своей» образовательной системе. Да и административный способ создания существующих коллегиальных органов не позволяет отнести их к общественным структурам. Таким образом, в настоящее время нет общественных органов управления образованием ни на федеральном, ни на региональном, ни на муниципальном уровнях. В связи с этим государственным (муниципальным) органам управления образованием не с кем организовывать взаимодействие в своих территориях и, по большому счету, государственно-общественного управления образованием в России в настоящее время, за редким исключением, не существует - принцип государственно-общественного управления образованием не осуществляется.

Не менее драматично шел процесс демократизации управления общеобразовательными учреждениями. Положение о совете школы 1989 года, утвержденное Госкомитетом по народному образованию, предоставляло школьным советам значительные полномочия: утверждение плана развития школы, установление режима работы школы, продолжительности учебной недели и учебных занятий, необходимости и вида ученической формы, выступление с инициативой расторжения трудовых договоров с лицами, не соответствующими занимаемой должности, контроль рационального расходования бюджетных ассигнований на школу, заслушивание отчетов о работе отдельных педагогов, директора школы и его заместителей, внесение на рассмотрение конференции предложения о продление или прекращении полномочий директора и др.

Жизнь показала, что такие полномочия школьных советов, как осуществление контроля за подбором и расстановкой кадров школы, пресечение попыток диктата по отношению к коллективу школы, проведение аттестации педагогических работников оказались непосильными для общественного органа, а выступление с инициативой расторжения трудовых договоров с несостоятельными педагогами, контроль расходования бюджетных ассигнований, внесение предложений о прекращении полномочий директора блокировались администраторами разных уровней.

Введение в действие Закона РФ «0б образовании» в 1992 году и его модифицированного варианта 1996 года, разумно сняв непосильные функции с общественного органа самоуправления, в то же время лишило этот орган хоть каких-либо ориентиров относительно роли и места во внутришкольном управлении. Теперь разграничение полномочий между советом образовательного учреждения и его руководителем должно определяться уставом образовательного учреждения, что практически приводит к возвращению полного бесконтрольного единовластия директора школы — во многих общеобразовательных учреждениях устав находится вне досягаемости не только общественных участников образовательного процесса, но даже и основной массы педагогических работников.

Не случайно, Министерство образования Российской Федерации в своих письмах в органы управления образованием субъектов РФ отмечало: «Во многих общеобразовательных учреждениях руководители создают препятствия для организации деятельности, выборного органа, чем ущемляют права участников образовательного процесса, лишают их возможности участвовать в управлении школой, гимназией, лицеем» (Вестник образования, 1996, № 3, с. 94), «Во многих общеобразовательных учреждениях руководители не создают благоприятных условий для функционирования общественных советов из педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей), противодействуя наделению их реальными полномочиями, а иногда препятствуют их созданию» (Вестник образования, 2001, № 17, с.76 ).

Такое отношение руководителей общеобразовательных учреждений привело к тому, что, как показал сбор информации по 406 школам Владимирской, Ростовской, Тверской и Челябинской областей, в них действуют только 130 советов образовательных учреждений (32%). Выборочное обследование почти 100 московских школ позволило установить, что в 2001 году только в 45% из них функционируют советы общеобразовательных учреждений.

Конечно, в каждой территории можно найти общеобразовательные учреждения, в которых единоначалие целесообразно сочетается с самоуправлением участников образовательного процесса, обеспечивая государственно-общественный характер управления ими. К таким учреждениям относятся средняя школа № 158 г. Москвы, средняя школа № 41 г. Челябинска, Садовская средняя школа Отрадненского района Краснодарского края, Колталовская средняя школа Калининского района Тверской области, Соколовская средняя школа Зонального района Алтайского края и др., возглавляемые демократичными руководителями. Объединившись в Международной ассоциации содействия школьным советам, эти и несколько сот других общеобразовательных учреждений России и других стран-участниц СНГ в течение последних 11 лет вносят свой посильный вклад в процесс демократизации отечественного образования.

Однако, в целом ситуацию в отечественных общеобразовательных учреждениях демократической признать нет оснований. Анализ управленческой ситуации в современных общеобразовательных учреждениях и системах позволяет выявить, и раскрыть основные причины и факторы, затрудняющие становление и развитие государственно-общественного управления образованием. К ним относятся:

- практически полное отсутствие законодательной и нормативно-правовой базы, регламентирующей и раскрывающей правовые механизмы создания и развития государственно-общественной системы управления образованием. Появившиеся в последний период законы и нормативные правовые акты на федеральном уровне, содержащие признание необходимости создания государственно-общественной системы управления отечественным образованием, на региональном и муниципальном уровнях не только не развиваются и не углубляются, но и, как правило, даже не дублируются на уровне целей и задач,

- неразработанность научных основ организации и развития государственно-общественного управления образованием. Игнорируя содержащиеся в федеральных законах установки и реальные потребности участников образовательного процесса в демократизации управления, придании ему государственно-общественного характера, современные научно-педагогические институты продолжают наращивать знания относительно одного - государственного (муниципального) субъекта управления образованием. Родившиеся же в конце 80-х -начале 90-х годов прошлого столетия начала двухсубъектной (государственно-общественной) системы управления образованием не получили своего дальнейшего развития. В итоге теория управления образованием в настоящее время не дает ответов на многочисленные вопросы практики управления общим образованием,

- тесно связанный с предыдущим обстоятельством и обусловленный им низкий профессиональный уровень руководителей образовательных учреждений и систем по вопросам демократического устройства системы управления образованием. Подавляющее большинство руководителей образовательных систем и учреждений считают, что для придания государственно-общественного характера управлению образованием вполне достаточно к функционирующим государственным (муниципальным) органам управления присоединить произвольно созданные любые коллегиальные органы и структуры с совещательными и экспертными функциями. Такое положение неслучайно: в высших педагогических учебных заведениях отсутствует, а в учреждениях повышения квалификации и переподготовки руководящих кадров кое-где только начинает зарождаться деятельность по вооружению педагогических работников знаниями в области теории и практики демократического, государственно-общественного управления образованием,

- авторитарность значительной части руководителей образовательных учреждений и систем, их нежелание поделиться частью своих властных полномочий с органами общественного управления и самоуправления. Проведенные исследования показывают, что только около 20% руководителей общеобразовательных учреждений советуются с органами самоуправления при принятии своих управленческих решений, в то время как со своими заместителями советуются 49% опрошенных директоров школ, с педсоветом - до 30% руководителей школ,

- низкий уровень правовой культуры и правосознания значительной части участников образовательного процесса, затрудняющий обретение ими законом определенных прав на участие в управлении образовательными учреждениями и системами,

- отсутствие социально-экономических стимулов у педагогических работников для развития общественной инициативы, самодеятельности и самоуправления обучающихся и их родителей (законных представителей) в сфере образования, и др.

Вышеназванные факторы и обстоятельства тесно и сложно переплетаются с многочисленными противоречиями экономического, политического, социального, правового, психологического, педагогического и информационного характера, среди которых следует назвать следующие:

- противоречие между устаревшей материально-технической базой, неудовлетворительным финансированием сферы образования и необходимостью обеспечения высокого качества образования, удовлетворения растущих образовательных потребностей социальных заказчиков противоречие между необходимостью сохранения стабильности функционирования сферы образования и объективной потребностью в ее демократическом развитии и модернизации управления,

- противоречие межу объективно существующей потребностью в сохранении единой общегосударственной системы управления образованием и необходимостью ее соответствия национально-региональным особенностям образовательных систем и их управленческих структур,

- противоречие между сложившимся стереотипом мышления о монопольной роли государства в управлении государственными образовательными учреждениями и декларируемой в нормативных документах новой паритетной ролью общества в управлении ими,

- противоречие между реальным состоянием образовательного процесса и поступающей в органы управления образованием информацией, и др.

Очевидно, что становление и развитие государственно-общественного управления образованием не может успешно осуществляться без использования указанных противоречий в качестве источника развития, без ориентации деятельности субъектов управления на их «снятие».

Сущность государственно-общественного управления образованием.

Если под управлением понимать целеустремленную деятельность субъектов управления всех уровней, направленную на. организацию функционирования и развития системы образования, то под государственно-общественным целесообразно понимать такое управление, в котором сочетается деятельность субъектов управления государственной и общественной природы, также направленная на организацию функционирования и развития сферы образования.

Система государственно-общественного управления образованием включает в себя: всех участников образовательного процесса, их органы управления и органы государственного управления образованием; нормативно-правовую базу, регламентирующую деятельность субъектов государственно-общественного управления образованием; процедуры и механизмы их взаимодействия.

Признаками государственно-общественного управления образованием являются: наличие государственной структуры управления образованием, в которой каждый субъект управления наделен конкретными полномочиями и ответственностью; наличие общественной структуры управления образованием, все субъекты которой наделены реальными полномочиями и вытекающей из них ответственностью; согласованное и взаимно принятое распределение полномочий и ответственности между государственными и общественными субъектами управления образованием на всех его уровнях; принятая органами государственного и общественного управления образованием система разрешения возникающих между ними противоречий и конфликтов.

Важную роль в процессе становления и развития государственно-общественного управления образованием призваны сыграть принципы ГОУО, под которыми понимаются те его основания, которые определяют не только главные направления, всю систему деятельности, цели, задачи, содержание, оргструктуру, формы и методы (субъектов управления, но и отношения, складывающиеся между его участниками. К основным принципам государственно-общественного управления общим образованием можно отнести следующие принципы: независимости и паритетности органов государственного и общественного управления образованием; законности, предполагающей неукоснительное следование органов управления Конституции России, ее законам, другим нормативным правовым актам; комплексного использования экономических, кадровых, организационных, информационных и иных ресурсов государства и общества субъектами ГОУО; целевой направленности деятельности субъектов ГОУО на реализацию потребностей и интересов участников образовательного процесса, общества и государства; правовой обоснованности притязаний участников образовательной деятельности на участие в государственно-общественном управлении сферой общего образования, как на уровне общеобразовательного учреждения, так и на муниципальном, региональном и федеральном уровнях; открытости и гласности, в соответствии с которым деятельность субъектов ГОУО открыта для всех участников образовательного процесса и обеспечивается получение ими необходимой информации; свободы и самодеятельности, означающих возможность каждого субъекта ГОУО свободно выбирать методы и средства осуществления управленческой деятельности и проявлять при этом активность и самодеятельность; согласованного распределения полномочий и сфер ответственности между государственными и общественными органами управления образованием на каждом его уровне и этапе функционирования и развития; наделения полномочиями органов управления образованием в государственной вертикали сверху вниз, в общественной - снизу вверх; цивилизованного разрешения конфликтов и противоречий между государственными и общественными органами управления на каждом уровне образования через общепринятые согласительные механизмы и процедуры.

Цель ГОУО - оптимальное сочетание государственных и общественных начал в управлении образованием в интересах человека, общества и государства. Задачи ГОУО: реализация определенных Законом РФ «Об образовании» прав работников образовательного учреждения, обучающихся и их родителей на участие в управлении образовательным учреждением; повышение эффективности государственной политики в области образования; удовлетворение образовательных потребностей и интересов всех категорий участников образовательного процесса.

Наряду со специфической деятельностью государственных и общественных органов управления у них может быть общее содержание государственно-общественного управления образованием. К нему относится: 1) деятельность по обеспечению функционирования образовательной сферы: участие в подготовке, принятие и реализации нормативно-правовой базы образования; определении направлений расходования дополнительных материальных и финансовых средств; оценка рациональности использования выделяемых государством ресурсов; организация обсуждения готовящихся и принятых законодательных и нормативно-правовых актов в сфере образования; обеспечение контроля за соблюдением действующего законодательства в области образования, полнотой реализации прав обучающихся, родителей и работников образовательных учреждений; содействие гуманизации и гармонизации взаимоотношений участников образовательного процесса; привлечение в систему образования сил и средств юридических и физических лиц; представление и защита интересов сферы образования и др., 2) содействие совершенствованию деятельности и развитию сферы образования: разработка и реализация соответствующих проектов, программ, в том числе направленных на его модернизацию и демократизацию; совершенствование содержания, организационной структуры, форм и методов образовательной деятельности и управления ею (изучение интересов и потребностей участников образовательного процесса, общества и государства; проведение экспертных оценок проектов и идей реформирования и модернизации сферы образования; выявление резервов улучшения качества образования и приведение их в действие и др.); разработка, принятие и реализация мер стимулирования труда педагогов, учебной, трудовой и общественно полезной деятельности обучающихся, деятельности родителей в интересах сферы образования; изыскание материальных и финансовых ресурсов для реализации проектов модернизации образовательных систем и учреждений и др.

В организационную структуру государственно-общественного управления образованием России входят:

•  органы исполнительной государственной власти - Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, главы администраций субъектов РФ,

•  органы законодательной государственной власти – Федеральное Собрание Российской Федерации, законодательные органы субъектов Российской Федерации,

•  органы местного самоуправления,

•  государственные органы управления образованием (Министерство образования РФ, органы управления образованием субъектов РФ) и местные (районные, городские) органы управления образованием,

•  общественные органы управления образованием: Всероссийский съезд (конференция) участников образовательного процесса и избранный им (ею) Совет по образованию Российской Федерации; региональные съезды (конференции) участников образовательного процесса и избранные ими республиканские, краевые, областные, окружные, Московский и Санкт-Петербургский городские советы по образованию; районные и городские съезды (конференции) участников образовательного процесса и избранные ими районные и городские советы по образованию,

•  руководители образовательных учреждений и советы образовательных учреждений, избранные общими собраниями (конференциями) участников образовательного процесса.

Наряду со специфическими методами деятельности органов государственного управления образованием (приказ, распоряжение, требование, утверждение, методы поощрения, наказания и ответственности) и органов общественного управления образованием (общественное поручение, общественное мнение, общественного поручительства, общественной экспертизы и др.) у них могут быть и общие методы государственно-общественного управления образованием. Среди них - методы управленческого цикла, педагогической инструментовки конкретного дела, личного примера, авансированного доверия, позитивного стимулирования, просьбы, совета, предложения и др.

В государственно-общественном управлении образованием могут использоваться такие формы, как заседания, конференции, «круглые столы», отчеты, самоотчеты, обсуждение проектов управленческих решений и нормативно-правовых документов, и др. Очевидно, наилучшие результаты, принесет оптимальное сочетание методов и форм управленческой деятельности субъектов государственно-общественного управления, максимально учитывающих конкретные условия функционирования образовательных систем и учреждений (оргструктуру ГОУ общим образованием России см. ниже).

С учетом содержащейся в Законе РФ «Об образовании» компетенции органов государственной власти и управления образованием определяются полномочия субъектов ГОУО на всех уровнях образования.

Так, если к полномочиям руководителя образовательного учреждения отнести подбор, прием на работу и расстановку кадров; установление надбавок и доплат к должностным окладам работников учреждения, порядка и размеров их премирования; разработку и принятие правил внутреннего распорядка образовательного учреждения, осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся и др. (ст.32), то в порядке возможных полномочий совета образовательного учреждения можно предложить установление режима работы учреждения, порядка приема, перевода и выпуска учащихся из школы; утверждение Положения об оплате дополнительного труда работников учреждения; принятие решения по вопросам аренды зданий и оборудования образовательного учреждения; создание и использование в интересах образовательного учреждения фонда его развития; изучение и реализация потребностей участников образовательного учреждения;



общественный контроль за расходованием бюджетных средств; контроль за своевременным предоставлением отдельным категориям обучающихся дополнительных льгот и видов материального обеспечения, предусмотренных законодательством; контроль за работой подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений; разработка положений об органах школьного самоуправления, кодексов прав и обязанностей педагогов, учащихся и их родителей и вынесение их на утверждение общешкольной конференции (собрания); заслушивание информации директора школы и др.

Аналогично, если к полномочиям муниципального органа управления образованием отнести планирование, организацию, регулирование и контроль деятельности образовательных учреждений (по поручению органов местного самоуправления); обеспечение гражданам, проживающим на соответствующих территориях, возможности выбора общеобразовательного учреждения; назначение руководителей муниципальных образовательных учреждений (если иное не предусмотрено уставом образовательного учреждения); контроль условий аренды зданий, помещений и иных объектов собственности образовательными учреждениями и др. (ст.31), то в порядке возможных полномочий муниципального общественного совета по образованию можно предложить контроль реализации конституционных прав граждан на образование и участие в управлении образовательными учреждениями; общественная оценка рациональности использования выделяемых ресурсов на образование; организация общественного обсуждения и экспертизы готовящихся и принятых нормативно-правовых актов в области муниципального образования; разработка проектов решений для органов муниципального самоуправления по актуальным проблемам муниципального образования; участие в изыскании дополнительных средств на нужды образования; координация деятельности органов общественного управления, обучение их членов по проблемам ГОУО и др.

Таким же образом осуществляется определение полномочий субъектов ГОУО на региональном и федеральном уровнях: если компетенция государственных органов управления региональным образованием содержатся в ст. 29 закона, а федеральным образованием - в ст. 28, то к определенным выше полномочиям общественных органов добавляются организация обсуждения проектов и программ развития региональной (федеральной) образовательной системы, разработка документов, направленных на развитее общественного управления образованием и др.

Критерии оценки эффективности государственно-общественного управления образованием: 1) вклад субъектов ГОУО в улучшение условий функционирования образовательного процесса (финансовое обеспечение; оснащенность нормативно-правовой базой; информационное обеспечение участников образовательного процесса), 2) вклад субъектов ГОУО в улучшение состояния образовательного процесса (реализация прав участников образовательного процесса на участие в управлении образовательным учреждением; гармонизация взаимоотношений участников образовательного процесса; качество учебного процесса; качество внеурочной и внешкольной воспитательной работы), 3) вклад субъектов ГОУО в улучшение результатов образовательного процесса (уровень знаний, умений и навыков учащихся; уровень гражданского воспитания учащихся; готовность учащихся к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования).

Этапы становления и развития государственно-общественного управления общим образованием в России.

Условно можно выделить несколько этапов становления и развития государственно-общественного управления общим образованием, содержанием деятельности на которых в кратком изложении будет являться:

1. Этап организации общественных органов управления образованием на муниципальном, региональном и федеральном уровнях:

а) в режиме эксперимента в Тверской области и других территориях (2002 - 2003 гг.),

б) в массовой практике общего образования (2004 - 2005 гг.).

2. Этап становления государственно-общественной системы управления общим образованием:

а) в режиме эксперимента в Тверской области и других территориях (2003 - 2004 гг.),

б) в массовой практике общего образования (2005 - 2006 гг.).

3. Этап совершенствования (развития) государственно-общественного управления общим образованием:

а) в режиме эксперимента в Тверской области и других териториях , начиная с 2005 года,

б) в массовой практике общего образования (начиная с 2006г.). Сроки осуществления условных этапов рассчитаны на благоприятные условия для указанной деятельности. По мере реализации задач предыдущего этапа деятельности по становлению государственно-общественного управления плавно перерастает в деятельность по его совершенствованию ( развитию ) .

Условия и ресурсы успешного становления и развития государственно-общественного управления общим образованием:

- выделение государственных ассигнований на обеспечение деятельности органов общественного управления образованием на федеральном, региональном, местном уровне и уровне образовательного учреждения, предоставление в их распоряжение помещений, оборудования, средств коммуникации, канцтоваров и др.,

- подготовка, издание и снабжение органов государственного и общественного управления образованием, руководителей общеобразовательных учреждений и общественных советов в них пособиями, методическими рекомендациями, диагностическими материалами, программами и другими научно-методическими разработками по организации деятельности субъектов государственно-общественного управления,

- широкая разъяснительная работа в средствах массовой информации о целях, задачах, роли и месте органов общественного управления в системе управлении общим образованием в стране,

- организация обучения руководителей и членов органов общественного управления образованием всех его уровней по вопросам управленческой деятельности, осуществлению планирования, организации, руководства, контроля, анализа, учета, коррекции и других управленческих функций, формам и методам взаимодействия с органами государственного (муниципального) управления образованием,

- целенаправленная работа по повышению квалификации и переподготовке руководителей общеобразовательных учреждений и сотрудников органов государственного (муниципального) управления образованием по проблеме организации и развития государственно-общественного управления общим образованием, формам и методам взаимодействия с органами общественного управления образованием,

- разработка федерального и региональных законов «Об органах общественного управления общим образованием», нормативно-правовых документов в муниципальных образованиях и общеобразовательных учреждениях, регламентирующих организацию деятельности органов общественного управления образованием, образовательным учреждением,

- формирование положительной мотивации к государственно-общественному управлению образованием у руководителей образовательных учреждений, сотрудников органов государственного (муниципального) управления образованием, участников образовательного процесса,

- учет специфики и особенностей процесса создания и организации деятельности органов общественного управления образованием: демократических процедур избрания постоянно действующих советов по образованию на общих собраниях, конференциях, съездах участников образовательного процесса; подчинение и отчетность только перед своими избирателями; представленность обучающихся, их родителей и педагогических работников во всех органах общественного управления образованием на всех его уровнях; общественный характер участия педагогов, учащихся и их родителей в органах общественного управления образованием на всех его уровнях; недопустимость руководства органами общественного управления образованием со стороны чиновников - государственных служащих и создания органов общественного управления образованием при органах государственного управления образованием и др.,

- созыв конференции (съезда) участников образовательного процесса и избрание на нем совета по образованию на любом его уровне организуются только на основе принятого законодательного или нормативно-правового документа (положения), в котором четко определяются полномочия, содержание деятельности, порядок созыва и деятельности соответствующих органов общественного управления образованием, механизмы разрешения возможных противоречий с органами государственного (муниципального) управления образованием. В документе регламентируются нормы представительства педагогов, обучающихся и их родителей в совете по образованию, их права и обязанности, а также определяются полномочия и порядок деятельности избираемой конференцией (съездом) участников образовательного процесса ревизионной комиссии.

 

 

Обсудить в форуме.

 

Rambler's Top100
Дизайн: Метакультура Copyright 2000-2004 "Проектный центр ДОКСА"