ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ В РОССИИ

А.С. Хомяков Полное собрание сочинений. Т. 3. М, 1910. С.347-348.

 

"Для того, чтобы определить разумное направление воспитания в какой бы то ни было земле и полезнейшее влияние правительства на это воспитание, кажется, надобно прежде всего определить смысл самого слова: Воспитание.

Воспитание в обширном смысле есть, по моему мнению, то действие, посредством которого одно поколение приготовляет следующее за ним поколение к его очередной деятельности в истории народа. Воспитание в умственном и духовном смысле начинается так же рано, как и физическое. Самые первые зачатки его, предаваемые посредством слова, чувства, привычки и т.д. имеют уже бесконечное влияние на дальнейшее его развитие. Строй ума у ребенка, которого первыми словами были: Бог, тятя, мама, – будет не таков, как у ребенка, которого первые слова были: деньги, наряд, выгода… Родители, дом, общество уже заключают в себе большую часть воспитания, и школьное учение есть только меньшая часть того же воспитания. Если школьное учение находится в прямой противоположности с предшествующим и, так сказать, подготовительным воспитанием, оно не может приносить полной, ожидаемой от него пользы; отчасти оно даже делается вредным: вся душа человека, его мысли, его чувства раздвояются; исчезает всякая внутренняя цельность, всякая цельность жизненная; обессиленный ум не дает плода в знании, убитое чувство глохнет и засыхает; человек отрывается, так сказать, от почвы, на которой вырос, и становится пришельцем на своей собственной земле…

Из этого определения воспитания следует, что оно есть дело всего общества…"

 

Обсудить в форуме.

 

Rambler's Top100
Дизайн: Метакультура Copyright 2000-2004 "Проектный центр ДОКСА"