РЕФОРМА Н.П.БОГОЛЕПОВА. ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

(По материалам сборника: Московская гимназия им. И. и А. Медовниковых. – М., 1912 и научного исследования: Н.В.Христофорова. Российские гимназии XVIII - XX веков. – М., 2002)

 

8 июля 1899 года министр народного просвещения Николай Павлович Боголепов (ранее занимавший посты ректора Московского университета и попечителя Московского учебного округа) выпустил циркуляр №16212, где были сформулированы основные принципы реформы средней школы. Эта реформа стала итогом продолжительной и открытой общественной дискуссии.

Министр призывал к преодолению следующих недостатков:

1) Отчужденность от семьи и бюрократический характер средней школы;

2) Невнимание к личным особенностям учащихся;

3) Нежелательная специализация школы с самых ранних классов

4) Лишение школы жизненного и национального характера

На основании этого осенью 1899 года была создана московская комиссия по улучшению и реформированию средней школы. В московском обществе рождается идея новой гимназии. Поддержавший этот проект душеприказчик покойной благотворительницы А.К.Медовниковой Н.А.Цветков обратился с заявлением о намерении принести крупный дар И. и А. Медовниковых Министерству Народного Просвещения на учреждение в Москве средней общеобразовательной школы (гимназии) нового типа. Начинание общества было поддержано министром Н.А.Боголеповым и московским Генерал-Губернатором Великим Князем Сергеем Александровичем, что имело решающее влияние на судьбу этого учебного заведения. Таким образом, учрежденная 8 июня 1901 года Правительственная московская мужская гимназия им. И. и А. Медовниковых явилась плодом совместных усилий здорового общественного движения и высокопоставленных представителей государственной власти Российской Империи.

В основу жизни гимназии были положены следующие принципы.

1) Сближение школы с семьей на почве взаимопомощи не только материальной, но и внутренней, достигаемой путем целесообразных форм общения воспитателей с родителями и основанной на взаимном доверии, на общности интересов, одинаковом понимании целей образования.

2) Освобождение от бюрократического школьного режима, основанного на бесконечной школьной регламентации.

3) Замена формального, чисто чиновничьего отношения к делу образования детей, на истинно педагогическое, то есть разумное, сердечное, основанное на близком общении учащих с учащимися и на взаимной их любви и доверии.

4) Внимательное отношение к индивидуальным особенностям учащихся.

5) Преобладание общеобразовательных целей над узкоспециальными.

6) Усиление методов преподавание с перенесением центра тяжести на классную работу и облегчением домашнего труда.

7) Усиление национального и жизненного характера образования.

Опыт Правительственной гимназии им. Медовниковых, одной из лучших российских школ, а также ряда других образцовых образовательных учреждений оказывал положительное влияние и на другие учебные заведения России. Однако, министр Николай Павлович Боголепов был убит террористом в 1901 году, Великий Князь Серей Александрович в 1905, а Государь Император Николай Александрович в 1918 – и развитие образовательного взаимодействия родительского общества и государственной власти в России было прервано на несколько десятилетий. Но сегодня мы имеем исторический шанс воссоединить прерванную связь в образовании нашего государства и общества.

 

Обсудить в форуме.

 

Rambler's Top100
Дизайн: Метакультура Copyright 2000-2004 "Проектный центр ДОКСА"