Законодательство г.Москвы об участии родителей в образовании и воспитании

 

Закон города Москвы «О развитии образования в городе Москве»
20 июня 2001 года №25
(в ред. Законов г. Москвы от 10.10.2001 N 46,
от 29.10.2003 N 63, от 22.12.2004 N 91)

 (…)

Статья 1. Сфера действия настоящего Закона


Настоящий Закон устанавливает принципы деятельности органов государственной власти города Москвы по развитию образования, регулирует формы участия органов государственной власти города Москвы и органов местного самоуправления, образовательных учреждений и организаций, физических и юридических лиц в развитии образования в городе Москве и направлен на обеспечение прав жителей города Москвы на получение образования, а также на поддержку развития образовательной деятельности.
(в ред. Законов г. Москвы от 10.10.2001 N 46, от 22.12.2004 N 91)

Статья 2. Понятия, используемые в настоящем Законе

1. Образование - целенаправленный процесс воспитания, обучения и развития в интересах личности, семьи, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения индивидом (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
(в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)
2. Образовательные учреждения и организации - государственные и негосударственные образовательные организации, созданные в любой организационно-правовой форме, предусмотренной гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций, осуществляющие образовательную деятельность, то есть реализующие одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающие содержание и воспитание обучающихся и воспитанников.
(часть 2 в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)
3. Государственные образовательные учреждения города Москвы - образовательные учреждения, находящиеся в собственности города Москвы и финансируемые за счет средств бюджета города Москвы.
(часть 3 в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)
Часть исключена. - Закон г. Москвы от 22.12.2004 N 91.
4. Государственные органы управления образованием города Москвы - городской и окружные органы исполнительной власти города Москвы, осуществляющие исполнительно-распорядительные функции в области образования в городе Москве.
(ред. Законов г. Москвы от 29.10.2003 N 63, от 22.12.2004 N 91)
5. Городская государственная система образования - совокупность образовательных и иных учреждений и организаций, подведомственных городскому или окружным органам управления образованием, и реализуемых ими образовательных программ, а также совокупность городских и окружных органов управления образованием.
(в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)
6. Отраслевые системы образования города Москвы - совокупность образовательных организаций, подведомственных отраслевым органам исполнительной власти города Москвы, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в сферах здравоохранения, культуры, социальной защиты и других, а также совокупность реализуемых ими образовательных программ.
(в ред. Законов г. Москвы от 10.10.2001 N 46, от 22.12.2004 N 91)
7. Фонд попечителей - юридическое лицо, создаваемое в любой организационно-правовой форме, предусмотренной Федеральными законами от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", от 11 августа 1995 года N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" и от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" для оказания содействия в решении актуальных задач развития образовательных учреждений, совершенствования их материально-технической базы и стимулирования труда их работников путем привлечения внебюджетных финансовых ресурсов.
(в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)


Статья 3. Основные принципы политики города Москвы в области образования


1. Обеспечение прав граждан на образование, удовлетворение их потребностей в образовании, развитие образования провозглашаются приоритетными направлениями деятельности органов государственной власти города Москвы.
(в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)
2. Наряду с принципами, предусмотренными федеральным законодательством, политика города Москвы в области образования основывается также на принципах:
1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания человека как активного и ответственного субъекта гражданского общества, способного свободно распоряжаться своим правом на труд, формирования достоинства жителя города Москвы, уважения к правам и свободам человека, любви к детям, семье, окружающей природе, Москве, России;
2) светский характер образования в государственных образовательных учреждениях; обеспечение единства федерального и московского культурного и образовательного пространства; общедоступность образования и обеспечение равных возможностей получения образования для всех категорий жителей города Москвы;
(в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)
3) адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
4) признание права на специальные условия проведения образовательного процесса для одаренных обучающихся, а также для детей и подростков, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии, связанные с наследственными и иными причинами;
5) непрерывность образования, соответствие обеспечиваемого городской государственной системой образования уровня образования современным международным стандартам и тенденциям развития образования;
6) обновление и развитие городской государственной системы образования за счет эффективного использования культурного, научного, производственного потенциала города Москвы, городской инфрастуктуры, поддержки экспериментальной и инновационной деятельности в области образования;
7) поддержка национальных, этнических, культурных традиций, содействие развитию этнокультурных образовательных учреждений и организаций;
8) свобода, многообразие и вариативность в образовании;
9) демократический, государственно-общественный характер управления образованием;
10) предусмотренная федеральным законодательством самостоятельность государственных образовательных учреждений;
11) поддержка негосударственных образовательных организаций;
12) ориентация образовательного процесса на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
(в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91) (….) Статья 6. Обеспечение права жителей города Москвы на выбор формы обучения и образовательного учреждения или организации
(в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

1. Жителям города Москвы предоставляется право свободного выбора различных форм обучения: очной, заочной (без отрыва от производства), очно-заочной (вечерней, сменной без отрыва от производства), самообразования, экстерната, семейного образования, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.
(в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)
Допускается получение образования путем сочетания различных форм обучения.
2. При семейном дошкольном образовании родители (законные представители) ребенка имеют право на ознакомление с утвержденными программами дошкольного образования в государственных образовательных учреждениях и на диагностику уровня развития и способностей ребенка. (…)
4. По желанию родителей (законных представителей) допускается обучение их детей по программам начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в форме семейного образования.
В этом случае в целях осуществления контроля за освоением обучающимся основных общеобразовательных программ последний закрепляется за государственным образовательным учреждением, которое за счет бюджета города Москвы в согласованные с родителями (законными представителями) обучающегося сроки осуществляет промежуточную аттестацию обучающегося, а также оказывает его родителям (законным представителям) консультации по методическим и иным вопросам, связанным с обучением и воспитанием.
Порядок предоставления указанных образовательных услуг устанавливается Правительством Москвы.
5. Обучающиеся на ступенях начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования имеют право использовать экстернат при освоении отдельных предметов, дисциплин и образовательных программ в целом.
6. Родителям (законным представителям), проживающим на территории города Москвы, с учетом мнения детей предоставляется право выбора образовательного учреждения или организации для получения их детьми образования соответствующего уровня при условии наличия в учреждении или организации свободных мест. (…)

Статья 12. Общественные советы по образованию

1. Общественные советы по образованию являются экспертно-консультативными органами, создаваемыми органами государственной власти города Москвы в целях:
(в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)
1) обеспечения государственно-общественного характера управления образованием;
2) обеспечения независимой, вневедомственной экспертизы образовательных инициатив и программ;
3) привлечения общественности, научных и деловых кругов к поддержке образования в городе Москве, в частности к формированию и реализации благотворительных программ;
(в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)
4) содействия координации деятельности образовательных учреждений городской и отраслевых систем образования;
5) взаимодействия с федеральными образовательными организациями и структурами, образовательными системами других субъектов Российской Федерации и иностранных государств.
(в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)
2. Городской общественный совет по образованию является экспертно-консультативным органом Правительства Москвы.
(в ред. Закона г. Москвы от 10.10.2001 N 46)
Городской общественный совет по образованию включает представителей органов исполнительной власти, образовательных, научных, культурных, медицинских, профессиональных, благотворительных и иных организаций.
Положение о городском общественном совете по образованию и его состав утверждаются распоряжением Мэра Москвы.
3. Общественные советы по образованию как экспертно-консультативные органы могут создаваться в административных округах и районах города Москвы.
4. Деятельность членов общественных советов по образованию осуществляется на общественных началах.


Статья 13. Формы поддержки государственных образовательных учреждений

1. В целях развития государственно-общественных форм управления в области образования, дополнительного привлечения внебюджетных финансовых ресурсов для обеспечения деятельности государственных образовательных учреждений, установления общественного контроля за использованием целевых взносов и добровольных пожертвований юридических и физических лиц на нужды государственных образовательных учреждений образовательные учреждения вправе создавать попечительский совет и (или) фонд попечителей.
2. Попечительский совет является формой самоуправления государственного образовательного учреждения.
В состав попечительского совета могут входить участники образовательного процесса и иные лица, заинтересованные в совершенствовании деятельности и развитии государственного образовательного учреждения.
Порядок выборов и компетенция попечительского совета в части, не урегулированной настоящим Законом, определяются уставом и (или) Положением о попечительском совете государственного образовательного учреждения.
Осуществление членами попечительского совета своих функций производится на безвозмездной основе.
3. Фонд попечителей государственного образовательного учреждения является юридическим лицом, учреждаемым государственным образовательным учреждением в форме некоммерческой организации.
Средства фонда попечителей формируются за счет добровольных пожертвований и других незапрещенных законом поступлений.
4. Попечительский совет и фонд попечителей:
1) содействуют привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития государственного образовательного учреждения;
2) содействуют организации и улучшению условий труда педагогических и других работников государственного образовательного учреждения;
3) содействуют организации конкурсов, соревнований и других массовых мероприятий государственного образовательного учреждения;
4) содействуют совершенствованию материально-технической базы государственного образовательного учреждения и благоустройству его помещений и территории;
5) осуществляют иную деятельность, предусмотренную уставом образовательного учреждения, Положением о попечительском совете и уставом фонда попечителей.
(в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91) (…)

Статья 16. Предоставление информации в области образования

1. Городской и окружные органы управления образованием предоставляют обучающимся, воспитанникам и их родителям (законным представителям) информацию, в том числе о негосударственных образовательных организациях города Москвы, позволяющую осуществлять обоснованный выбор образовательного учреждения или организации.
2. Городской и окружные органы управления образованием способствуют предоставлению работникам образовательных учреждений и организаций информации, необходимой для эффективного осуществления и совершенствования их профессиональной деятельности. (…)

Статья 23. Формирование и использование внебюджетных финансовых средств государственными образовательными учреждениями города Москвы

1. Государственное образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном федеральным законодательством, дополнительные финансовые средства за счет выполнения предусмотренных его уставом работ и оказания услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных.
(в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)
Перечисленные денежные средства аккумулируются на счете государственного образовательного учреждения.
2. Государственные образовательные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги в порядке, установленном федеральным законодательством.
Платные дополнительные образовательные услуги оказываются государственным образовательным учреждением на основе договора, заключаемого в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.
Доход, получаемый от оказания платных дополнительных образовательных услуг, используется образовательным учреждением в соответствии с уставными целями.
(абзац в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)
Платные дополнительные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. В противном случае средства, заработанные в результате такой деятельности, изымаются учредителем в его бюджет.
3. Государственное образовательное учреждение вправе выступать в качестве арендатора и арендодателя имущества в установленном порядке.
Реализация и сдача в аренду государственным образовательным учреждением основных фондов и имущества не относятся к предпринимательской деятельности.
(в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)
4. Привлечение государственным образовательным учреждением дополнительных средств, указанных в части 1 настоящей статьи, не влечет за собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров его финансирования за счет бюджетных средств.
5. Государственному образовательному учреждению принадлежит право самостоятельного распоряжения в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы средствами, полученными за счет внебюджетных источников.
(часть 5 в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)
6. Исключена. - Закон г. Москвы от 22.12.2004 N 91.
7. Цены на оказание услуг и выполнение работ устанавливаются государственным образовательным учреждением на уровне рыночных с учетом возможности развития и совершенствования образовательного процесса и материальной базы образовательного учреждения.
Ограничение права государственного образовательного учреждения на самостоятельное регулирование цен за выполняемые работы и услуги со стороны органов исполнительной власти и органов местного самоуправления не допускается.    

 

Закон города Москвы «Об общем образовании в городе Москве». №14. 10 марта 2004 года

Статья 17. Обязанности и ответственность государственных образовательных учреждений, обучающихся и их родителей (законных представителей) в области реализации прав граждан на общее образование

Государственные образовательные учреждения обязаны:

осуществлять реализацию образовательных программ и оказывать образовательные услуги обучающимся в соответствии с лицензией, в объеме, установленном государственными образовательными стандартами общего образования;
развивать общественную и социальную активность обучающихся, формировать у них навыки законопослушного поведения;
оказывать помощь и содействие родителям (законным представителям) по вопросам воспитания и обучения их детей, представлять им любую информацию, касающуюся воспитания и обучения их ребенка;
совместно с отраслевыми, функциональными и территориальными органами исполнительной власти, органами внутренних дел и органами местного самоуправления участвовать в проведении работы по выявлению и учету детей в возрасте до 18 лет, подлежащих обучению в государственных образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы;
выявлять семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывать им помощь в обучении и воспитании детей;
осуществлять ведение документации по учету и движению обучающихся и своевременно информировать органы управления образованием о выбывающих в течение учебного года обучающихся и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав во внутригородском муниципальном образовании о детях, прекративших обучение;
выполнять иные функции, отнесенные к их компетенции федеральным законодательством и законодательством города Москвы, уставами образовательных учреждений.

Государственные образовательные учреждения несут в установленном федеральным законодательством порядке ответственность за:

невыполнение функций, отнесенных к их компетенции;
реализацию не в полном объеме общеобразовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих выпускников;
несоответствие применяемых форм, методов и средств воспитания, организации образовательного процесса возрастным психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам обучающихся, воспитанников;
жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса;
нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;
иные действия, ответственность за которые предусмотрена законодательством.

Обучающиеся должны настойчиво овладевать знаниями и навыками самообразования, принимать активное участие в общественной и культурной жизни образовательного учреждения, общественно-полезном труде, готовиться к осознанному выбору профессии, систематически заниматься физкультурой и спортом, уважительно относиться к родителям, педагогическим и другим работникам.
Родители (законные представители) обучающихся обязаны содействовать получению детьми среднего (полного) общего образования и несут установленную федеральным законодательством ответственность за их воспитание и обучение.

(…)

Статья 19. Контроль за соблюдением прав обучающихся на получение общего образования

Контроль за соблюдением образовательными учреждениями федерального законодательства и законодательства города Москвы в области обеспечения права граждан на получение всеобщего среднего (полного) общего образования в городе Москве осуществляется комиссиями по соблюдению гарантий прав несовершеннолетних на получение общего образования и комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Комиссии по соблюдению гарантий прав несовершеннолетних на получение общего образования образуются городским и окружными органами управления образованием и действуют в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Законом и иными правовыми актами города Москвы.
В компетенцию городской комиссии по соблюдению гарантий прав несовершеннолетних на получение общего образования входит:

координация деятельности органов управления образованием и государственных образовательных учреждений в области обеспечения получения детьми общего образования;
организационное и методическое руководство деятельностью окружных комиссий и государственных образовательных учреждений в области обеспечения получения детьми общего образования;
организационное и методическое руководство деятельностью органов местного самоуправления, отраслевых, функциональных и территориальных органов исполнительной власти и органов внутренних дел по списочному учету детей, подлежащих обучению в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы;
ежегодный анализ данных учета детей в возрасте до 18 лет;
использование единой информационной базы данных учета детей для уточнения планов приема в государственные образовательные учреждения и рационального размещения сети;
контроль за соблюдением окружными органами управления образованием и подведомственными государственными образовательными учреждениями условий приема, перевода, аттестации и отчисления обучающихся, иных прав и законных интересов обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей).

В компетенцию окружных комиссий по соблюдению гарантий прав несовершеннолетних на получение общего образования входит:

координация деятельности подведомственных государственных образовательных учреждений в области обеспечения получения детьми общего образования;
организационное и методическое руководство деятельностью подведомственных государственных образовательных учреждений в области обеспечения получения детьми общего образования;
организация деятельности подведомственных государственных образовательных учреждений по ведению документации по учету и движению обучающихся, проживающих в домах, расположенных в непосредственной близости от образовательного учреждения;
координация взаимодействия подведомственных государственных образовательных учреждений с органами местного самоуправления, отраслевыми, функциональными и территориальными органами исполнительной власти и органами внутренних дел по осуществлению списочного учета детей, подлежащих обучению;
организация приема в подведомственные государственные образовательные учреждения детей и подростков, прибывших в Москву, родители которых не зарегистрированы в городе Москве;
контроль за соблюдением подведомственными государственными образовательными учреждениями условий приема, перевода, аттестации и отчисления обучающихся, иных прав и законных интересов обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей).

Положение о комиссиях по соблюдению гарантий прав несовершеннолетних на получение общего образования утверждается Правительством Москвы.
Порядок создания и компетенция комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав определяются федеральным законодательством и законодательством города Москвы.

Обсудить в форуме

©Метакультура Copyright 2000-2004 "Проектный центр ДОКСА"