Выступление Хоменко Ирины Алексеевны, заведующей кафедрой педагогики и психологии семьи Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена (Санкт-Петербург)
Добрый день, уважаемые коллеги!
Я попробую высказать те конструктивные предложения, которые могли бы существенно поправить ситуацию. Сейчас идет процесс значительного отчуждения родителей от школы. Нет смысла описывать все те страхи, которые испытывают по этому поводу. Уже достаточно много прозвучало информации о том, как не умеют работать в школе с родителями. Мне кажется, было бы целесообразно подготовить какую-то программу подготовки или переподготовки директоров школ, администраторов, людей которые сталкиваются с родителями по долгу службы. У нас в Петербурге такая программа уже разработана, и в связи с тем, что школы переходят на новую систему финансирования, директора школ по инициативе Комитета по образованию такую подготовку пройдут. Но мне представляется, что здесь нужно смотреть на вопрос шире, потому что анализ вузовских программ педагогической подготовки позволяет говорить о том, что никто у нас не готовит педагогов к работе с родителями. Поэтому, конечно, они должны сами образовываться, искать какую-то информацию по этой теме. Однако элементарный анализ учебников по педагогическим дисциплинам показывает, что там нет разделов по семейному воспитанию, раздела по технологии работы с родителями, нет никаких упоминаний влияния родителей на образовательный процесс, поэтому получается, что мы выращиваем проблему, еще начиная со студенческой скамьи. Мы можем критиковать и ругать администраторов за то, что они не владеют соответствующими технологиями, но мне кажется, что правильнее им помогать.
Я буквально три дня назад вернулась из Элисты, куда меня приглашал министр образования Калмыкии, чтобы провести такое обучение их педагогов. Странно, что наши администраторы не озабочены этой проблемой, тогда как Калмыкия, республика относительно благополучная по части родительских конфликтов, выходящих на судебный уровень, уделяет этому большое внимание. Поэтому первое конструктивное предложение состоит в том, чтобы организовать обучение и переобучение школьных работников.
Вторая проблема, которая сталкивает родителей и педагогов – это, конечно, закрытость информации. Наши родители катастрофически не информированы об элементарных вопросах, касающихся системы образования. Иногда достаточно сделать простой буклет или памятку, или стенд, чтобы не возникала ситуация, когда родитель пишет жалобу в РОНО. Получается, что мы опять же сами выращиваем проблему, но уже по причине дезинформированности родителей. И часто родители обращаются к нам на сайт (сайт www.inter-pedagogika.ru , который наша кафедра ведет как общественный проект) с простейшими вопросами. Взрослые люди не знают, имеют или они, например, право перевести ребенка в другой класс или должны ли они платить за бахилы, которые им навязываются администрацией. Еще одна проблема: родителей не пускают в школу и они не знают имеют ли они право настаивать на том, чтобы попасть в школу или это является неправомерным действием.
Давайте зададимся вопросом: кому принадлежит ребенок? Наверное, он все-таки принадлежит семье, потому что именно семья несет за него ответственность. Возникает парадоксальная ситуация, когда система образования отчуждает от ребенка первых субъектов, которые должны нести за него ответственность. Я подчеркну, что я не склонна обвинять только директоров школ, мне кажется, что вся наша система подготовки таких специалистов несовершенна. Третья позиция, которая мне кажется важной – это просветительская работа с родителями, в разных аспектах: и юридическом, и медицинском, и педагогическом. Потому что сейчас у нас все ругают СМИ, все ругают различные печатные издания, телевидение, но давайте посмотрим, что делается у нас на государственном уровне, чтобы уменьшить поёток «чернухи»? Что мы можем предложить взамен? Какие передачи мы можем предложить родителям? Как наши ученые, как наши политики ведут себя с педагогической точки зрения, и как они включают в свои программы вопросы образования? Ни в одной цивилизованной стране ни одна партия не может обойтись без огромного раздела, касающегося образования. Потому что родители – это самая большая группа избирателей. Мы все – родители! Поэтому, если какая-то политическая организация имеет в своей программе четкую позицию по этой теме, у нее, наверное, больше надежд на успех и на то, что она сможет конструктивно что-то сделать.
Еще один вопрос, который мне хотелось бы поднять – это общественная экспертиза образования. Мне непонятно, почему, когда аттестуется образовательное учреждение, особенно школа, там нет общественной оценки? Почему родители не могут внести свой вклад в оценку деятельности школы? Я говорю не обязательно о критической оценке. Есть школы, которые надо поддерживать, выделять им деньги на реализацию каких-то образовательных программ, включать их в межрайонные, межрегиональные и федеральные программы… Почему дополнительные деньги не могут быть выделены по инициативе налогоплательщиков? Мне кажется, что общественная экспертиза образования может включать в себя и оценку учебников, потому что, как показывает практика, в наибольшей степени с учебниками работают именно родители школьников.
И последнее – я считаю, что закрытость школы ведет к ее деградации, поэтому нужно разрабатывать какие-то механизмы, чтобы родители могли влиять на информационную политику школ и информационную политику нашего государства.
Благодарю за внимание.
Обсудить в форуме.
|