Нарушения Российского законодательства в московских школах

Доклад Ирины Анатольевны Галкиной (на слушаниях зачитывался в сокращении)

 

Уважаемые депутаты, дамы и господа!  

Тема сегодняшних слушаний: «Демократический государственно-общественный характер управления образованием». Для меня, человека, юность и молодость которого, пришлись на время расцвета тоталитарного коммунизма, эти слова звучат как музыка. Пока эта музыка - лишь слабые аккорды и до победного марша ей очень, очень далеко! Мы дети шестидесятых годов могли только мечтать о реальном торжестве демократии. И сейчас, когда мы приблизились к цивилизованному обществу, а нашу Родину перестали называть «империей зла». Когда с высокой трибуны открыто ставятся вопросы реального обеспечения прав и свобод граждан Российской Федерации, вожделенной мечты диссидентов и «шестидесятников», мы не можем себе позволить оставаться в стороне, видя беззаконие, творящееся в государственной средней общеобразовательной школе №596. За время, отведенное по регламенту, изложить проблему во всех аспектах не представляется возможным, однако, попытаюсь изложить только самою суть. Вынуждена констатировать, что в Государственной Средней Общеобразовательной школе № 596 ни демократического ни государственного ни тем более общественного характера управления образованием нет. Систематическое нарушение законодательства РФ, а так же грубое попирание прав и свобод учеников и их родителей в школе является нормой. Итак:

  • В школе намеренно создана обстановка информационного голода.

Устав школы, попечительского совета и прочих действующих на территории школы организаций, отчеты о расходовании собираемых с родителей денег и др. являются тайной «за семью печатями», бережно охраняемой теми, кто по закону обязан предоставлять эту информацию по первому требованию и хранить сию «тайну» в доступном для всех участников учебного процесса месте. Такая ситуация создает тепличные условия произвольной трактовки директором школы прав, свобод и обязанностей учеников и их родителей, а так же безнаказанного психологического давления и дает возможность свободно манипулировать общественным мнением. Невыполнение учебной программы и графика её реализации, непредставление учителей для осуществления процесса обучения, отсутствие месяцами занятий по отдельным предметам, недостаточный уровень воспитательной работы, игнорирование со стороны администрации попыток объявления бойкотов, психологическое давление как на отдельных учеников и их родителей, так и на классы в целом, грубость некоторых учителей по отношении к учениками и их родителям стали неотъемлемыми чертами жизни школы. Так в последнем триместре 2004 года 6 «А» класс был практически лишен занятий по английскому языку, уроки музыки используются для репетиций школьного хора, нередко учебное время использовалось для проведения классных часов, уборки территории, подготовки к различного рода праздникам в том числе и к «хеллоуину». «Хеллоуин» это вообще отдельная история. Не смотря на протесты родителей и отрицательное отношение департамента образования г Москвы к этому действу, в нашей школе он празднуется уже три года подряд. Родителям посмевшим заявить свой протест директор школы мотивирует сие изучением традиций англоязычных стран. Любые попытки решить вопрос о недостойном поведении отдельных учителей в нашей школе пресекаются на корню. А на учеников, чьи родители решаются противостоять грубости и хамству тут же оказывается психологическое давление путём организации бойкота, факт которого игнорируется и скрывается администрацией и чиновниками СОУО. Комиссия СОУО даёт заключение, что атмосфера в классе доброжелательная, спокойная… Однако новый классный руководитель, отработав в школе менее двух недель, на первом же родительском собрании поднимает вопрос о грубости и недоброжелательности среди учеников класса и в числе возмутителей спокойствия называет как раз фамилии инициаторов бойкота! Как это понимать, господа! Этот случай как нельзя лучше иллюстрирует компетентность компетентных комиссий СОУО, простите за казуистику. Мы попытались исправить ситуацию ещё в ноябре того года, поставив вопросы в устной форме на родительском собрании класса, результатом чего стал отказ классного руководителя от исполнения свих обязанностей в отношении нашего класса поддержанный директором школы. В результате чего наши дети перестали допускаться на общешкольные мероприятия. Что же это если не психологическое давление? Таким образом, принципы руководства нашей школы исключают возможность участия нелояльных к нему родителей в управлении образовательным процессом. Реализуя принцип «кто не снами, тот против нас», администрация школы, вместо прямого и открытого диалога, при поддержке чиновников СОУО создаёт условия для устранения из школы инакомыслящих. В ход идёт психологическое давление как на самих родителей, так и на их детей и грубое использование административного ресурса для манипулирования общественным мнением, путём отмены планируемых, но не подготовленных администрацией общешкольных родительских собраний и проведения внеплановых собраний, на которые приглашаются (или не приглашаются) родители в зависимости от степени их лояльности к администрации! Так, вместо обещанного Департаментом Образования и СОУО родительского собрания, назначенного на 11 февраля с.г., на котором должны были быть прояснены вопросы денежных поборов и их расходования в нашей школе, 22 марта сего года было проведено внеплановое собрание отдельных родителей с участием чиновников СОУО. Которое явило собой подготовленную, но плохо отрепетированную демонстрацию негодования «общественности» против господ Галкиных, в лучших традициях Советского прошлого. Мало того, общественное мнение было настолько хорошо подготовлено, что слабый голос г-жи Портянской Л.Л., чиновника СОУО, призывавшей всё-таки к исполнению законности в Государственной Средней Общеобразовательной школе № 596, потонул в негодующих криках зомбированного собрания! Таким образом, собрание провозгласило торжество беззакония над законом при попустительстве чиновников СОУО!

2.Коснемся вопроса о денежных поборах.

В школе, помимо повсеместно распространенного сбора « спонсорской помощи», было организовано незаконное взимание платы за обучение в «гимназических классах» в наличном виде, без составления каких-либо приходных документов и финансовой отчетности. При попытках прояснить ситуацию директор школы не только всячески уклоняется, но и упорно препятствует представлению какой-либо информации, даже не задумываясь, что это грубое нарушение законодательства РФ. Пытаясь прояснить ситуацию, мы 2 декабря прошлого года подняли вопрос о правомочности оплаты перед руководителем Департамента Образования г. Москвы. Ответ, полученный от начальника Городской инспекции Стародубцева Э.Ф., на наш взгляд, не отражает реального положения дел, так как основной вопрос о правомочности взимания ежемесячной платы за обучение по государственной бесплатной программе в нем так и не был отражен, а наше требование об огласке бесплатности обучения и отчетов о расходовании, собираемых средств, не выполнено до сих пор. Ежемесячные денежные сборы, в установленном размере, с родителей гимназических классов осуществляла Адамова М.С., представляемая директором, как председатель попечительского совета «гимназических классов». По её заверениям эта организация имела свой расчётный счёт, устав и печать. Из этих трёх составляющих нам была продемонстрирована только печать. Устав оказался очередной «тайной за семью печатями», а поступление денег на расчётный счёт этой организации комиссией СОУО не обнаружено! Однако, это не вызвало у чиновников Департамента Образования г. Москвы и СОУО хотя бы недоумения! В своём ответе нам они просто констатируют факты не поступления наших денег на расчётный счёт организации, именующей себя, как организация «Содействия развитию школы № 596» и непредставления Адамовой М.С. финансовой отчётности о расходовании наших денег. А, начальник Городской инспекции Департамента Образования г. Москвы Стародубцев Э.Ф., в своём письме призывает нас активнее участвовать в контроле за расходованием наших денег. Как, позвольте Вас спросить, уважаемый Э.Ф., вы представляете себе механизм этого участия в условиях жёсткого сопротивления администрации школы, в обстановке информационного голода, при отказе предоставления какой-либо информации, касающейся деятельности так называемого «Попечительского Совета» и не желания чиновников от образования поставить наконец жирную точку в этом вопросе! Следует отметить, что сбор денег был прекращен без объяснения причин, после наших попыток прояснить его легитимность. Напрашиваются вопросы: если эти поборы были законны, то почему их так спешно прекратили собирать? Если это противозаконно, то почему это продолжалось на протяжении ряда лет? И, куда делись наши деньги? Встаёт законный вопрос: « Кому и зачем нужны разного рода организации, стоящие между родителями и школой, если существует законная возможность аккумулировать добровольные пожертвования на счету школы, тем более, что такие средства не облагаются никакими налогами, в случае их реинвестиции в школу? И почему у Государственной Средней Общеобразовательной школы № 596 до сих пор нет такого счёта и нам предлагают перечислять деньги на счет централизированной бухгалтерии СОУО? ». Подытоживая выше сказанное хочу заявить: с попустительства чиновников от образования, в нашей школе на протяжении многих лет действует некий «Попечительский Совет», собирающий ежемесячно деньги за обучение по государственной бесплатной программе и использующий их по своему усмотрению без представления какой-либо отчетности. Это, по нашему мнению, является не только грубым ущемлением наших прав и свобод, но и попадает под действие статей УК РФ.

3. Теперь о пресловутой школьной форме.

Я, вообще, не могу понять, откуда возник этот вопрос и почему он так остро стоит на повестке многих форумов, касающихся организационных вопросов образования. В нашей школе вопрос важности школьной формы перекрывает вопрос о содержании самого образования! Причём для поголовного введения формы директор, не задумываясь нарушает законодательство Р.Ф., прибегает к карательным мерам в отношении тех, кто смеет проявить неповиновеновение. Директором школы самовольно, не взирая на протесты родителей, в нарушение устава школы введено указание ученикам о посещении школы в «деловом костюме», что является ни чем иным как незаконным введением школьной формы, критерии оценки которой могут трактоваться администрацией школы произвольно. Следует отметить, что для реализации этих требований директором школы используются психологическое давление на учеников и их родителей вплоть до выдворения учащихся из школы без оповещения родителей. Позвольте спросить как в этом случае обеспечивается безопасность учеников, не говоря уже о законности таких действий в принципе? С ноября 2004 года, мы пытаемся навести порядок в вопросе введения школьной формы в нашей школе. А воз и ныне там! На письмо, направленное нами в адрес руководителя Департамента Образования г. Москвы в ноябре прошлого года ответ до сих пор не получен. Копия, направленная нами так же и в адрес директора школы, была возвращена нам по почте, как не востребованная. Попытки добиться личного приема у руководителя Департамента г. Москвы начиная с ноября прошлого года и по сей день терпят фиаско, т.к. начальник Управления Кузнецова Лидия Николаевна в записи на прием постоянно отказывает под любыми предлогами. Обращение, направленное нами Мэру города Москвы, вернулось в департамент образования города Москвы, и круг замкнулся. Таким образом, нежелание чиновников выполнять свои прямые обязанности по обеспечению законности в сфере образования затянуло решение простейшего вопроса уже на 4 месяца и привело к грубому попранию наших прав и свобод. До сих пор вопрос о школьной форме не снят с повестки дня в нашей школе и продолжает порождать конфликт между сторонниками и оппонентами вопроса о её введении. Может быть реализуется принцип «разделяй и властвуй»? Полагаю, решение вопроса о форме в школе преждевременным так как важнее решить сначала вопрос содержания организации самого процесса образования и в том числе, а может быть в первую очередь, обеспечить законность в сфере образования. Таким образом, в Государственной Средней Общеобразовательной Школе № 596, с попустительства Департамента образования г. Москвы и Северного окружного управления образования г. Москвы, сложилась авторитарная административная система управления. Система не способная к плодотворному созиданию. Система, отторгающая любое инакомыслие. Система, подавляющая критику любыми способами. Система, осуществляющая свою деятельность вне правового поля. Система не совместимая с принципами демократии. Система, не утруждающая себя соблюдением прав и свобод человека и ребенка. Действия такой системы не предсказуемы, а произвольная трактовка законов РФ представляет существенную угрозу для психологического, а возможно и физического здоровья детей. На все эти животрепещущие вопросы мы уже более 4-х месяцев пытаемся получить ответы у чиновников Департамента Образования г. Москвы, СОУО, директора школы Мэрии г Москвы и различных правозащитных организаций. Однако наша история напоминает бег по кругу, во время которого документы периодически исчезают в «чёрных дырах чиновничьего космоса» безвозвратно. В марте сего года в нашей школе работала представительная комиссия СОУО. Уже имея опыт получения расплывчатых ответов, мы поставили перед комиссией 19 прямых вопросов со ссылками на конкретные статьи действующего законодательства и внесли 15 предложений по наведению порядка в школе. Однако даже при такой постановке вопроса СОУО очередной раз ушло от прямых ответов, проигнорировав все наши предложения. В результате комиссия вынесла своё компетентное решение: «на директора наложено административное взыскание и с 28 марта 2005 его отпускают в отпуск по уходу за ребёнком до 3-х лет». В нарушение закона «об обращениях граждан» начальник СОУО отказался ознакомить нас с сутью административного взыскания, а тем более выдать его копию нам на руки! Таким образом, мы очередной раз натолкнулись на «глухую стену» чиновничества, фундаментом которой, на наш взгляд, является:

  • либо не понимание поставленных простых вопросов, а это некомпетентность;
  • либо не желание разбираться в ситуации, а иначе говоря - халатность;
  • либо сознательное уклонение от решения поставленных вопросов, ну тогда это уже - укрывательство и соучастие.
Всё это как нельзя лучше демонстрирует расхождение между декларируемыми принципами построения работы Департамента образования г. Москвы и его реальными действиями. Хочу сказать, что на нас с вами, господа, историей возложена великая миссия: «совершить огромный шаг от переходного периода к цивилизованному обществу»! Существование этого общества невозможно без отдельно взятых просвещенных личностей – граждан такого общества. А именно в школе формируются личность и мировоззрение будущих граждан демократической России! Я не поручусь за то, что молодые люди, воспитанные в обстановке беззакония, вырвавшись из «застенков» таких школ, не зададутся вопросом Раскольникова: «тварь я последняя или право имею» и не захотят проверить сие право на какой-нибудь старушке процентщице! В связи с этим на плечи педагогов и чиновников от образования ложится огромная ответственность перед народом и Государством! Я призываю господ чиновников, спросить себя готовы, ли они взвалить на себя этот груз и, если не готовы, уступите место другим, чтобы хотя бы не мешать процессу демократических преобразований! Надеюсь, мое выступление убедило вас, что:
  • Характер управления нашей школой очень далек от демократического, а тем более государственно-общественного.
  • Реальный механизм разрешения конфликтов среди участников образовательного процесса отсутствует.
С целью наведения порядка в нашей школе считаю целесообразным:
  • Провести независимую депутатскую проверку фактов изложенных в докладе с анализом всех имеющихся обращений и ответов на них.
  • По результатам проверки разработать предложения по созданию реального механизма разрешения конфликтных ситуаций.
  • Распространить опыт ЮАО по введению уполномоченного по правам человека непосредственно в образовательных учреждениях с наделением его широкими полномочиями по участию в управлении образованием.

И последнее. Законодательная власть и Президент Р.Ф., как гарант Конституции, должны очень чётко понимать, что для каждого гражданина Р.Ф. именно деятельность чиновников является олицетворением этой самой гарантии! Нельзя позволить чиновникам свести её степень к нулю и превратить в декларацию! Хотелось бы закончить своё выступление на оптимистичной ноте, но пока не могу подобрать слов утешения. Единственное, что приходит на ум: «Надежда умирает последней»! Прошу по возможности копию решения по сегодняшнему слушанию направить в мой адрес.

Спасибо за внимание!

 

Обсудить в форуме.

©Метакультура Copyright 2000-2004 "Проектный центр ДОКСА"