ПРЕОДОЛЕТЬ ИНЕРЦИЮ БЕЗБОЖНЫХ ЛЕТ

Интервью с архиепископом Верейским Евгением, ректором Московской духовной академии и семинарии, председателем учебного комитета Русской Православной Церкви.

-- Владыка! Московская духовная академия -- старейшее высшее учебное заведение России. Не могли бы вы сказать несколько слов о ее образовательных традициях.

-- Действительно, наше учебное заведение было основано в 1685 году. Тогда оно называлось Славяно-греко-латинской академией. В то время там изучались не только богословские, но и общеобразовательные дисциплины. Из стен академии вышли многие выдающиеся деятели русской культуры, в том числе Михаил Васильевич Ломоносов, один из создателей Московского университета. С 1814 года академия носит свое нынешнее название и располагается в Троице-Сергиевой лавре. То, что наше учебное заведение находится в духовном центре Православия, я считаю серьезным преимуществом. Наши студенты имеют реальную возможность соприкоснуться с внутренней, сокровенной жизнью главного монастыря России. Через участие в богослужении, беседы с духовниками они могут приобщиться к опыту Церкви, накопленному в монастыре.
В годы советской власти сохранившиеся церковные учебные заведения существовали в очень жестких рамках, которые определило для них атеистическое государство. Было установлено множество ограничений. Любой человек, поступивший в православную семинарию или академию, автоматически превращался в изгоя общества. Однако и в этих тяжелейших условиях академия и семинария были мостиками, связывающими нас с дореволюционной системой образования.
Сейчас наступила новая историческая эпоха. Духовные школы необходимо вывести из изоляции. Поэтому проводятся реформы церковных учебных заведений. Но, как говорит Святейший Патриарх, это должна быть именно реформа, а не революция. Мы должны сохранить лучшее из традиций православного образования.

-- За границей некоторые ведущие светские учебные заведения созданы христианскими организациями, прежде всего Римско-католической церковью. Ярким примером тут является основанная иезуитами во Франции ESSEC (Высшая школа экономических и коммерческих наук) -- одна из лучших бизнес-школ мира. Возможен ли у нас подобный опыт подготовки высококвалифицированных светских специалистов при участии Православной Церкви?

-- Мы начали работать в этом направлении. Появились церковные институты и университеты, где готовят православных педагогов, историков, юристов, экономистов. Есть небольшой опыт создания специальных курсов духовного образования для предпринимателей. Причем это была инициатива с их стороны. Вообще я бы сказал, что нужно ставить бизнес и коммерцию на духовное основание. Очень важно, чтобы деловые люди имели нравственные и духовные корни, чтобы в своей повседневной деятельности они руководствовались евангельскими принципами. И наше государство само должно быть заинтересовано в появлении православных предпринимателей (если, конечно, оно хочет, чтобы экономика развивалась и имела нравственное измерение).

-- Основу нынешнего образования в России составляет государственная система. За десятилетия безбожия Церковь была полностью отрезана от школы. Во многом такое положение сохраняется и сейчас.

-- Да, и наша задача если не войти, то максимально подойти к государственной системе образования, наладить с ней сотрудничество. Но при этом нельзя забывать свое лицо и традиции. Государственная система образования имеет серьезный опыт и большие достижения. Но сложность в том, что проблема воспитания в этой системе практически не ставится. Об этом говорят и президент России, и другие высокопоставленные чиновники. Однако в недавно принятых государством документах -- доктрине и концепции модернизации образования -- духовно-нравственная сторона опять была оставлена без внимания. Образование снова сводится исключительно к получению учащимся знаний. Но что будет, если человек потеряет нравственные ориентиры? Представьте себе безнравственного врача, безнравственного учителя: они получили хорошее образование, усвоили колоссальный объем знаний, но как станут использовать эти знания?
С другой стороны, действительно, за годы безбожия Церковь была полностью отрезана от государственной образовательной системы. А сами верующие вынуждены были получать в государственных учебных заведениях то образование, которое в области мировоззрения противоречило их убеждениям. В результате получается, что православные родители, являясь такими же налогоплательщиками, как и атеисты, не могут дать своим детям то образование, которое считают необходимым. Огромную роль здесь играет инерция десятилетий атеистического режима.
Итак, предстоит большая работа, чтобы как-то войти в государственную систему образования, участвовать в ней в тех или иных формах. Но с тем же курсом "Основ православной культуры" это пока не очень удается: налицо большое сопротивление.

-- А если говорить о системе преподавания в целом? Ведь ученик может один час в неделю изучать "Основы православной культуры", а весь остальной курс будет учить его совершенно другому, диаметрально противоположному по нравственной сути.

-- Это так. Нам говорят: "У вас ведь есть воскресные школы". Но часто бывает, что в остальные дни недели ребенка в общеобразовательной школе учат совершенно в другом духе и в итоге он сталкивается с серьезными мировоззренческими противоречиями. Это весьма серьезный вопрос. В том же Свято-Тихоновском богословском институте, в других православных центрах кое-что сделано, чтобы "одухотворить" государственную систему образования. Но работа здесь предстоит очень большая, и она осложняется тем, что за семь десятилетий безбожия сама Церковь была чрезвычайно ослаблена, в том числе в кадровом отношении. Тут требуется встречное движение: как со стороны Церкви, так и со стороны государства и общества.

-- Владыка, хотелось бы услышать несколько слов на тему "Предприниматели и образование". Вспомним, что в прежней России весь образ жизни русского купечества был связан с Православием. Большая часть храмов и учебных заведений построена на средства купцов. Но этот уклад, православный образ жизни был почти полностью разрушен...

-- Сегодня многие предприниматели тоже готовы строить и восстанавливать храмы, вкладывать средства туда, где не будет конкретной прибыли. В самом деле, какую можно получить прибыль от вложений в образование и воспитание? Сиюминутно -- никакую, ведь это не коммерческая сделка. Здесь прибыль обнаружит себя в последующих поколениях, в тех молодых людях, которые воспримут идеалы Евангелия и станут жить нравственно. Предприниматели, желающие вкладывать деньги в образование, это уже люди, мыслящие широкомасштабно, я бы сказал, государственно. Если же представители отечественной деловой элиты пойдут по другому пути, то Россия обречена на самое жалкое существование, а возможно, и вообще исчезнет.
Я желаю всем, кому не безразлична судьба нашего Отечества, помощи Божией в их благих начинаниях.

Беседу вел Дмитрий Добровольский

©Метакультура Copyright 2000-2004 "Проектный центр ДОКСА"