ПОРА ВЕРНУТЬСЯ К ИСТОКАМ

Интервью с полномочным представителем президента РФ в Центральном федеральном округе Георгием Полтавченко.

-- В послании президента России Федеральному собранию центральное место занимает тема реформы государственной службы. Но успех этой реформы во многом зависит от решения насущных проблем образования...

-- Я бы взглянул на этот вопрос несколько шире. Очевидно, что качество государственной службы зависит от принципов ее формирования, способов вовлечения людей в активную политическую и государственную деятельность. Для того чтобы влиять на процесс воспитания кадров государственной службы и политической элиты, прежде всего следует четко понимать, как люди вовлекаются в политику, выдвигаются на руководящие посты, из каких социальных групп они приходят, как вырабатывают политическую идеологию, устанавливают контакты, за счет чего делают карьеру. Поэтому только на базе существующей и даже обновленной системы образования все проблемы госслужбы не решить. Назрела необходимость разработки и реализации концептуальных основ национальной кадровой политики. Должна быть выстроена система подготовки и привлечения к работе компетентных и образованных людей, настоящих профессионалов, преданных государственным интересам России и умеющим их защищать.
И вот здесь роль государственной системы образования трудно переоценить. В ее обновлении должны участвовать все здоровые силы гражданского общества. Сегодня требуются новые подходы в области образования. В Центральном федеральном округе есть хороший опыт инновационных образовательных проектов. Например, студенты Тамбовского государственного технического университета за два-три года уверенно включаются в практическую деятельность, выступая в роли руководителей организаций, координаторов различных социальных, экономических и политических программ.

-- Георгий Сергеевич, каким вам видится образ русского предпринимателя двадцать первого века?

-- В России, несмотря на все трудности, ошибки и испытания, появляется все больше и больше истинных русских предпринимателей, продолжающих православные традиции хозяйствования. Вопрос в том, какой образ отечественного предпринимателя станет преобладать в общественном сознании. Насколько предприниматель будет свободен в своих действиях и в какой степени он сможет влиять на государство и политическую жизнь России, причем не с позиций личной выгоды, а исходя из интересов развития экономики страны в целом.

-- Исторически образованием и воспитанием российского народа в значительной мере занималась Православная Церковь. После 1917 года она была полностью изолирована от школы. Как может развиваться сотрудничество между Церковью и государством в области образования на новом историческом этапе?

-- Традиционные религии нашей страны -- православие, ислам, буддизм и иудаизм -- были и во многом остаются объединяющей силой и центром сплочения здоровых сил, оплотом нравственности. Показательно, что представители различных религий имеют общую позицию и взаимодействуют друг с другом в служении людям, возрождении национальной культуры, сохранении нравственности. Взаимопониманию и сотрудничеству между традиционными религиями и конфессиями в России уже много столетий. Заметно укрепились эти отношения в советский период, когда на долю верующих всех религий выпали тяжкие испытания. Отрадно видеть, что сегодня религиозные организации нередко выступают в роли арбитров и посредников при разрешении общественных конфликтов, в качестве гарантов национального согласия и примирения. Это очень существенно для такого многонационального и многоконфессионального государства, как Россия.
Как сказал Владимир Владимирович Путин на открытии Всемирного Русского Народного Собора, нам необходимо общественное единение в неприятии ксенофобии и насилия. Варварству, стремлению разжечь конфликт цивилизаций и религий мы обязаны противопоставить духовность и терпимость. Эти простые, но важные истины всегда лежали в основе российской цивилизации. И именно такой подход позволил создать мощное, централизованное и многонациональное государство, сохраняющее на протяжении веков свою самобытность и независимость.
Упрочить межрелигиозный мир и согласие в обществе нельзя только путем ужесточения карающих механизмов и введения повсеместного контроля. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации говорится о целом блоке задач, связанных с духовной безопасностью страны -- в их число входит защита культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни. Особое место здесь отводится образованию, базирующемуся на российских традициях нравственности. Это как раз та сфера, в которой возможно наиболее продуктивное сотрудничество традиционных религиозных организаций и государства.

-- Согласно данным социологических исследований, значительная часть населения страны поддерживает идею добровольного религиозного образования в школе.

-- Да, это так. Конечно, недопустимо в обязательном порядке заставлять всех школьников изучать "Закон Божий". Свобода совести и свобода вероисповедания -- это ценности, относящиеся к основным правам человека и гражданина. Но нельзя ставить под сомнение и право граждан на религиозное образование. Введение факультативных курсов, имеющих целью приобщение учащихся к российской духовной традиции, не противоречит светскому характеру государственной системы образования. Дать школьнику начальное представление о религии, причем не вступая в конфликт с теми взглядами и убеждениями, которых придерживаются в его семье, это насущная задача нынешней школы. И здесь не обойтись без сотрудничества государства и религиозных организаций.
Должен сказать, что в развитии отношений между государством и Церковью инициатива исходит снизу, от местных органов власти, а не от федерального центра. За последние годы в большинстве субъектов Центрального федерального округа сформировалась вполне четкая практика взаимодействия государственных органов с епархиями Русской Православной Церкви. В шестнадцати субъектах округа подписаны соглашения о сотрудничестве между епархией и местной администрацией. В девяти регионах существуют договоры о сотрудничестве между епархией и органом управления образованием. Все эти документы предполагают взаимодействие Церкви с государственными образовательными структурами в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи, в борьбе с распространением среди детей и подростков таких пороков, как табакокурение, алкоголизм, наркомания, половая распущенность и насилие.
Испокон века нашу страну именовали Святой Русью. В это название вкладывался нравственный смысл, подчеркивалась та великая миссия, которую Россия добровольно взяла на себя в качестве хранительницы вечных ценностей. Такое понимание предназначения всегда задавало нравственные рамки и устанавливало традиции в нашем государстве. Поэтому сейчас, когда мы вновь обретаем себя, ищем духовный стержень нашей жизни, необходимо вернуться к истокам. Именно эти принципы сегодня должны быть положены в основу внутренней и внешней политики России.

Вопросы задавал Дмитрий Добровольский

©Метакультура Copyright 2000-2004 "Проектный центр ДОКСА"