24-26 апреля 2006 г. в г.Москве Международной ассоциацией
содействия школьным советам при участии Ассоциации всемирного образования,
Международной педагогической академии и Российского государственного
социального университета была проведена Международная научно-практическая
конференция "Проблемы, ресурсы и механизмы демократизации управления
общим образованием: теория и практика".
В работе конференции приняли участие более 70 педагогов, 90 старшеклассников
и студентов, 30 родителей учащихся, 75 руководителей общеобразовательных
учреждений и их заместителей, 24 сотрудника органов власти, управления
образованием, вузов, учреждений повышения квалификации работников
образования, а также представители общественных объединений, фондов,
правозащитных организаций (всего свыше 300 участников) из Азербайджанской
Республики, Республики Беларусь, Дании, Республики Казахстан, Российской
Федерации, Республики Таджикистан и Украины.
Перед участниками пленарного заседания выступили с приветствием
директор школы №177 г.Баку Азербайджанской Республики Мамедова А.Ш.,
заместитель заведующего отделом образования района Шахмансур г.Душанбе
Республики Таджикистан Шарипов Ё.Ш.; с научными сообщениями выступили
президент Ассоциации всемирного образования, профессор Датского
университета образования Ове Коорсгаард; заместитель председателя
Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Государственной
Думы Российской Федерации, доктор политических наук Савельев А.Н.;
директор Республиканского института повышения квалификации руководящих
и научно-педагогических кадров системы образования Республики Казахстан,
доктор педагогических наук, профессор Альмухамбетов Б.А.; ответственный
секретарь союза "Гражданское общество - детям России"
Данилевич А.И.; президент Международной ассоциации содействия школьным
советам, доктор педагогических наук, профессор Бочкарев В.И.; доктор
педагогических наук, профессор Киевского национального университета
Украины Сагач Г.М.; председатель Правления российского отделения
Ассоциации всемирного образования Шкоркина Л.Г.; руководитель общественно-политического
проекта "Собрание родителей", кандидат экономических наук
Литвененко И.А.; директор Алматинского областного института профессионального
развития кадров Республики Казахстан, кандидат педагогических наук,
профессор Баймолдаев Т.М.; председатель Тверского областного Совета
по образованию Тяпкин А.П.; Председатель Комиссии по развитию гражданского
общества Общественной палаты Российской Федерации Слободская М.А.
и др.
Секционные заседания были посвящены обстоятельному рассмотрению
и обсуждению проблемы демократизации управления муниципальной образовательной
системой (на базе Южнопортового района г.Москвы), Демократии как
образа жизни (на базе школы №865 г.Москвы), роли руководителя учреждения
в демократизации внутришкольного управления (на базе Центра образования
№1804 г.Москвы), роли Совета школы в демократизации управления ею
(на базе школы №158 г.Москвы), роли Управляющего совета в управлении
гимназией (на базе гимназии №1552 г.Москвы), педагогического самоуправления
(на базе школы №4 г.Павловского Посада Московской области), ученического
самоуправления (на базе школы №75 г.Черноголовка Ногинского района
Московской области), родительского самоуправления (на базе школы
№764 г.Москвы). Участникам Конференции была предоставлена возможность
посетить открытые мероприятия на базе указанных учреждений - заседания
административного совета, Совета школы, Управляющего совета, муниципального
общественного совета по образованию, педсовета, школьной ученической
думы, родительского комитета школы. На секционных заседаниях состоялся
обмен опытом работы, был организован коллективный поиск согласованных
ответов на соответствующие острые вопросы массовой практики, прошло
обсуждение проекта резолюции конференции.
На заключительном пленарном заседании (на базе школы №142 г.Москвы)
были подведены итоги работы секций, заслушаны и поощрены авторы
лучших выступлений, принята резолюция Конференции.
Участники Конференции констатировали, что в процессе демократизации
управления общеобразовательными учреждениями и системами возникает
много общих для стран-участниц конференции проблем и противоречий
социально-экономического, правового, психологического и педагогического
характера, затрудняющих создание органов общественного управления
и самоуправления и их взаимодействие с органами административного,
муниципального и государственного управления образованием. Среди
них - почти полное отсутствие законодательной и нормативно-правовой
базы, регламентирующей процессы демократизации управления образовательными
учреждениями и системами; слабая разработанность научных основ демократизации
управления образованием (игнорируя содержащиеся в национальных законах
об образовании установки и реальные потребности человека, общества
и государства в развитии демократического, государственно-общественного
характера управления образованием, многие современные научно-исследовательские
учреждения по инерции продолжают наращивать научные знания относительно
одного - государственного, административного субъекта управления
образованием, не заботясь об органах общественного управления и
самоуправления); низкий профессиональный уровень многих руководителей
образовательных учреждений и систем; отсутствие финансирования деятельности
органов общественного управления образованием; авторитарность значительной
части управленческих кадров в образовании; низкий уровень правовой
культуры и правосознания подавляющей части участников образовательного
процесса; отжившие стереотипы мышления, традиции и противоречия
между сложившимся ранее мнением о монопольной роли государства в
управлении образованием и декларируемой в нормативных документах
новой - паритетной ролью общества в управлении им и др.
Многие руководители общеобразовательных учреждений и их заместители
жалуются на засилье местной бюрократии, недостаточное информационное,
методическое обеспечение демократических процессов, отсутствие механизмов
воздействия на властные структуры и организации, а также стимулирования
и финансирования деятельности общественных объединений.
Учащиеся озабочены качеством образования, заинтересованы в благоприятных
условиях школьного общения, самовыражения и самореализации, в деятельности
органов самоуправления, обретении гражданских прав в образовательном
учреждении, развитии демократии в нем, своих талантов и способностей.
Родителей волнуют вопросы перегрузки учащихся учебной деятельностью,
санитарно-гигиенические и психологические условия пребывания ребенка
в школе, отсутствие реальных механизмов своего влияния на деятельность
образовательного учреждения. Часть родителей, особенно из некоторых
московских школ, жалуются на незаконные поборы на различные школьные
нужды, свое бесправное положение в образовательном учреждении.
При обсуждении Общественно-политического проекта "Собрание
родителей" было отмечено, что установленные законом "Об
образовании" принципы государственно-общественного управления
образованием и автономии образовательного учреждения практически
не выполняются. Не обеспечены Конституционные права и свободы граждан
России на бесплатное, доступное и качественное образование, на получение
объективной информации, на защиту информации об участниках образовательного
процесса (то есть детей, родителей и учителей). В сложившейся ситуации
гражданину России практически невозможно отстоять законные интересы
своих детей. По сути, родитель оказывается один на один с колоссальной
системой подавления личности, поддерживаемой "замкнутой и подчас
просто надменной кастой" чиновников от образования, "понимающих
государственную службу как разновидность бизнеса". Это ведет
к тому, что "потенциал гражданского общества останется невостребованным,
а коррупция, безответственность и непрофессионализм будут стремительно
нарастать, возвращая нас на путь деградации экономического и интеллектуального
потенциала нации". Действующая структура отношений в российской
школе была унаследована из тоталитарного прошлого и пожалуй является
худшим его проявлением. В связи с этим и был выдвинут проект "Собрание
родителей", целью которого является мобилизация и объединение
усилий сообщества родителей и различных ветвей власти для обеспечения
конституционных прав детей и родителей в сфере образования, искоренения
"страха за своих детей" у большинства родителей и создание
в целом открытой демократической, государственно-общественной системы
управления образованием. Проект был поддержан как на пленарном,
так и на секционном заседании Конференции.
В результате обсуждения, обмена опытом работы, посещения открытых
мероприятий участники Конференции выявили пути, ресурсы и механизмы
решения (или ослабления) имеющихся в практике многочисленных проблем
и противоречий, затрудняющих процессы демократизации управления
национальными, региональными, муниципальными образовательными системами
и общеобразовательными учреждениями. Установлено, что стимулированию
общественной активности родителей и их детей способствуют четкое
целеполагание их деятельности на реализацию их актуальных образовательных
интересов и потребностей, заинтересованное отношение педагогов и
руководителей образовательных учреждений.
По мнению участников Конференции для развития демократических процессов
в образовании необходима целенаправленная работа по повышению квалификации
педагогических работников, учеба учащихся и их родителей по вопросам
школьного управления и самоуправления, по подготовке нормативно-правовой
базы демократического, государственно-общественного управления образованием,
а также творческое использование соответствующего передового опыта.
Конференция признала стратегически важным накопленный в Тверской
области многолетний опыт развития государственно-общественного характера
управления образованием в масштабах всей области.
В тоже время участники Конференции выразили свое сожаление в связи
с проявленным равнодушием к работе Конференции со стороны образовательных
ведомств России и ряда других государств-участников Конференции.
Также не отвечающим актуальным потребностям российского образования
расценен участниками Конференции факт ликвидации с 2006 года лаборатории
государственно-общественного управления образованием в Российской
академии образования, которая обеспечивала последние пять лет научное
сопровождение процессов демократизации управления системой общего
образования.
|